Защита брендов: стратегии, системы, методы

Защита брендов

 

Защита права на фирменное наименование, коммерческое обозначение и наименования мест происхождения товара, так же как и права на товарный знак, осуществляется против лица, которое ввело в оборот тождественное или схожее обозначение.

ГК признает нарушением права на фирменное наименование использование иным лицом тождественного фирменного наименования при соблюдении двух условий:

  • фирменное наименование заявителя было включено в Единый государственный реестр юридических лиц раньше, чем наименование ответчика;
  • указанные юридические лица осуществляют аналогичную деятельность.

Не секрет, что в ЕГРЮЛ зарегистрировано множество юридических лиц под схожими названиями. При этом все они мирно друг с другом сосуществуют. О нарушении исключительных прав можно говорить лишь в том случае, когда компании с одинаковыми названиями появляются на одном рынке, осуществляют сходную деятельность, предлагают однородные товары (услуги) и т.п. Поэтому, если компания рассчитывает запретить своему конкуренту использовать фирменное наименование, она должна представить суду прежде всего доказательства реального осуществления ею конкретной деятельности. Одной выписки из ЕГРЮЛ, указывающей на виды осуществляемой деятельности, при этом будет недостаточно.

Как отмечается в учебной литературе, "включение данного признака в Гражданский кодекс продиктовано стремлением законодателя допустить защиту только такого права на фирменное наименование, которое подкреплено наличием экономически обоснованного интереса не допустить существования на одном и том же рынке других субъектов предпринимательства с таким же наименованием. Другими словами, если характер деятельности субъектов различен, то их интересы не пересекаются, а значит, по логике законодателя, и не требуют охраны".

Важно при этом учитывать, что при подобном нарушении исключительного права (равно как и использовании в фирменном наименовании чужого товарного знака) обладатель прав на старшее фирменное наименование (товарный знак) при этом не вправе требовать исключить из фирменного наименования спорный элемент или изменить фирменное наименование. Речь может идти лишь о запрете на использование данного фирменного наименования в аналогичной (той, которую ведет старший правообладатель) деятельности. При удовлетворении соответствующего иска сам нарушитель выбирает, изменить ли ему свое фирменное наименование или прекратить определенные виды деятельности.

Нарушением права на фирменное наименование будет признаваться и использование сходного с ним до степени смешения коммерческого обозначения при наличии двух условий:

  • право на фирменное наименование возникло раньше;
  • подобное использование будет вводить потребителей в заблуждение относительно принадлежности предприятия.

Субъекты в принципе могут использовать одинаковые коммерческие обозначения для индивидуализации своих предприятий. Нарушение исключительных прав на старшее обозначение будет иметь место, когда существует вероятность введения потребителей в заблуждение относительно принадлежности предприятия конкретному лицу.

В предмет доказывания по спору в отношении использования коммерческого обозначения входит выяснение следующих обстоятельств: факт существования исключительного права истца на коммерческое обозначение (наличие достаточных различительных признаков коммерческого обозначения и известности употребления истцом данного коммерческого обозначения на определенной территории), факт использования истцом и ответчиком для индивидуализации принадлежащих им предприятий (в смысле ст. 132 ГК РФ) тождественных (либо сходных до степени смешения) коммерческих обозначений, факт возникновения у истца исключительного права на спорное коммерческое обозначение ранее возникшего права на фирменное наименование ответчика, факт нарушения ответчиком названного исключительного права истца.

Обладателям прав на иные средства индивидуализации законодатель предоставил меньше выбора в отношении мер ответственности, чем правообладателям товарных знаков. Так, для обладателей прав на место происхождения товара доступны только два способа расчета компенсации:

  • в фиксированной сумме: от 10 тыс. до 5 млн руб.;
  • в двукратном размере стоимости контрафактных товаров.

Учитывая, что распоряжение исключительным правом, в том числе посредством лицензионного договора, на подобное средство индивидуализации не допускается, при расчете компенсации было бы по меньшей мере странным пытаться определить стоимость предполагаемой лицензии.

Что касается коммерческих обозначений и фирменных наименований, то в случае нарушения исключительных прав на них правообладатель может рассчитывать лишь на взыскание убытков. Компенсация как альтернативная убыткам мера ответственности для них не предусмотрена, что также вполне объяснимо. Во-первых, права на такие объекты также не могут быть предоставлены по лицензионному соглашению. Во-вторых, они не являются индикаторами товаров и услуг. Следовательно, брать за основу расчета в отношении их стоимость контрафактных товаров было бы неправильно.

Далее – 4.4. Недобросовестные стратегии защиты бренда