Финансовая поддержка семьи: материнский капитал

Финансовая поддержка семьи: материнский капитал

 

Документом, подтверждающим право на получение материнского капитала, является государственный сертификат. Для его оформления установлены Правила подачи заявления о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал и выдачи государственного сертификата на материнский (семейный) капитал (его дубликата), утвержденные Приказом Минздравсоцразвития России от 18.10.2011 № 1180-н, которые определяют порядок предоставления документов и их список.

Пакет необходимых документов при стандартной подаче заявления матерью должен в себя включать:

  • заявление о выдаче государственного сертификата;
  • паспорт заявителя, удостоверяющий личность, место жительства (пребывания) и гражданство РФ;
  • свидетельства о рождении всех имеющихся детей;
  • свидетельства об усыновлении (для усыновленных детей);
  • документ, свидетельствующий о наличии у ребенка гражданства РФ (свидетельство о рождении ребенка, в котором указано гражданство его родителей либо стоит штамп паспортно-визовой службы о гражданстве ребенка, вкладыш в свидетельство о рождении ребенка, если его получили до 7 февраля 2007 г.).

Кроме этого, при подаче заявления может потребоваться СНИЛС заявителя.

Как отмечалось ранее, заниматься подачей документов на МСК может не только его правообладатель, но и уполномоченное им лицо. В случае если интересы заявителя представляет другой гражданин, помимо вышеуказанного комплекта документов, понадобятся:

  • нотариально оформленная доверенность (для доверенного лица);
  • паспорт доверенного лица или законного представителя.

Если в качестве заявителя выступает отец (усыновитель), то к основному пакету добавляются документы, подтверждающие переход к нему прав на получение выплаты:

  • свидетельство о смерти матери (усыновительницы);
  • судебное решение, объявляющее мать умершей;
  • решение суда в отношении матери о лишении ее родительских прав;
  • приговор суда, подтверждающий совершение преступления матерью в отношении детей.

Кроме этого, следует иметь в виду, что согласно ч. 3 ст. 3 Закона о материнском капитале на получение МСК не имеет права отец (усыновитель):

  • являющийся отчимом для первого ребенка;
  • дети которого признаны оставшимися без опеки родителей после смерти матери.

Основным моментом является составление заявления на получение сертификата.

Заявление о выдаче сертификата должно соответствовать форме, содержащейся в приложении № 2 к Приказу Минтруда России от 29.10.2012 № 345н "Об утверждении Административного регламента предоставления Пенсионным фондом Российской Федерации и его территориальными органами государственной услуги по выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал". В заявлении указываются:

  • наименование территориального органа Пенсионного фонда РФ, в который подается заявление;
  • фамилия, имя, отчество, пол, дата и место рождения без сокращений в соответствии с документом, удостоверяющим личность, а также статус лица, имеющего право на получение сертификата (мать, отец, ребенок);
  • сведения о документе, удостоверяющем личность (вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, кем выдан документ, дата его выдачи);
  • сведения о принадлежности к гражданству;
  • СНИЛС (при наличии);
  • сведения о месте жительства, месте пребывания: почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры (указываются на основании записи в паспорте или документе, подтверждающем регистрацию по месту жительства, месту пребывания, если предъявляется не паспорт, а иной документ, удостоверяющий личность);
  • сведения о месте фактического проживания: почтовый индекс, наименование региона, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, корпуса, квартиры;
  • контактный телефон;
  • сведения о законном представителе или доверенном лице (фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства (пребывания), фактического проживания, контактный телефон, документ, удостоверяющий личность (наименование, серия, номер, кем и когда выдан));
  • сведения о документе, удостоверяющем личность законного представителя или доверенного лица (вид документа, удостоверяющего личность, серия и номер документа, кем выдан документ, дата его выдачи);
  • сведения о реквизитах юридического лица, в том числе банковских, законного представителя или доверенного лица (если законным представителем или доверенным лицом является юридическое лицо);
  • сведения о детях (фамилия, имя, отчество, пол, реквизиты свидетельства о рождении, дата и место рождения, гражданство);
  • сведения о ребенке (фамилия, имя, отчество, дата рождения, очередность рождения (усыновления), в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки;
  • сведения о ранее выданном сертификате;
  • сведения о лишении родительских прав в отношении ребенка (детей), совершении умышленных преступлений против личности в отношении ребенка (детей);
  • способ получения сертификата: лично, по почте, посредством единого портала государственных и муниципальных услуг (функций), личного кабинета застрахованного лица, через МФЦ;
  • вид получаемого сертификата: на бумажном носителе, в форме электронного документа;
  • сведения об адресе для направления сертификата по почте;
  • сведения о документах, представленных в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, необходимых для получения сертификата.

В заявлении также указывается информация о том, что заявитель предупрежден об ответственности за достоверность представленных сведений и что данные, указанные в заявлении, соответствуют представленным документам.

Указанные сведения подтверждаются подписью лица, подающего заявление, с проставлением даты заполнения заявления.

В случае подачи лицом, имеющим право на дополнительные меры государственной поддержки, через законного представителя или доверенного лица сведения, указанные в заявлении, подтверждаются подписью законного представителя, доверенного лица с проставлением даты представления заявления.

Бланк заявления можно взять в отделении Пенсионного фонда РФ или в МФЦ.

После того как пакет документов собран, необходимо представить их в территориальный орган Пенсионного фонда РФ. Об этом говорится в ст. 5 Закона о материнском капитале.

Подать заявление можно несколькими способами:

  • путем личного обращения;
  • на портале государственных услуг;
  • на сайте Пенсионного фонда РФ;
  • в отделении МФЦ;
  • заказным письмом с уведомлением.

Обратите внимание: при подаче документов электронным способом на них должна иметься персональная цифровая подпись заявителя.

Заявление, поступившее в территориальный орган Пенсионного фонда РФ, подлежит регистрации и последующему рассмотрению. Заявителю при этом должна быть выдана расписка о получении документов. Если заявление отправлялось почтой, расписка будет отправлена письмом на адрес, указанный в заявлении в качестве места проживания. При электронной подаче документов подтверждение о принятии будет выслано на электронный адрес. При личной подаче - расписка выдается непосредственно в руки заявителя сотрудником, принявшим документы.

Обратите внимание: к заявлению прилагаются только нотариально заверенные копии документов, оригиналы остаются у заявителя.

При подаче заявления и документов лично территориальный орган Пенсионного фонда РФ снимает копии с представленных документов, заверяет их и возвращает заявителю оригиналы документов.

В том случае, если к заявлению будут приложены не все требуемые копии документов, такое заявление вместе с приложенными к нему документами в пятидневный срок возвращается заявителю с указанием причины возврата для исправления недостатков.

В соответствии с ч. 3 ст. 5 Закона о материнском капитале органам пенсионного обеспечения дано 30 дней на рассмотрение и вынесение решения. За этот период специалистами Пенсионного фонда РФ проводится проверка достоверности представленных сведений.

В случае необходимости сотрудниками Пенсионного фонда РФ делаются запросы в соответствующие органы для сбора дополнительных сведений, необходимых для формирования реестра. Для обработки запросов органам, к которым обращается Пенсионный фонд РФ, дается срок в 14 дней со дня поступления.

В ч. 5 ст. 5 Закона о материнском капитале устанавливается пятидневный срок для отправки уведомления о принятом решении заявителю. Если заявление подавалось через МФЦ, то ответ о принятом решении будет отправлен в этот центр.

Отрицательное решение может быть обжаловано в вышестоящий орган пенсионного обеспечения или в суд (ч. 7 ст. 5 Закона о материнском капитале).

При получении уведомления о принятии положительного решения о выдаче государственного сертификата указанный документ будет выдан на руки в виде бумажного свидетельства или в электронной форме. Форма государственного сертификата на материнский (семейный) капитал утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 18.10.2011 № 1180н.

Обратите внимание: сертификат недействителен без документа, удостоверяющего личность владельца.

Далее – Глава 3. Конкретные шаги для получения сертификата на материнский капитал