Защита прав потребителя

Права потребителя

 

В гражданском законодательстве используются понятия "материальный вред" (применительно к потребителю это вред, причиненный его жизни, здоровью или имуществу вследствие недостатков товара, результата работы или услуги либо предоставления неполной или недостоверной информации о них) и "моральный вред" (физические или нравственные страдания, причиненные гражданину действиями, нарушающими его права потребителя).

Материальный вред подлежит возмещению в полном объеме продавцом или изготовителем товара (по выбору потерпевшего потребителя), исполнителем работы или услуги независимо от его вины и от наличия у него договорных отношений с потерпевшим. Чтобы избежать имущественной ответственности, лицо, которому потребителем предъявлено требование о компенсации материального вреда, должно доказать, что причиной вреда явились непреодолимая сила либо виновные действия самого потребителя.

Как оценить размер причиненного вам материального вреда? Если вы получили бытовую травму вследствие конструктивного недостатка садовой скамейки или серьезно отравились, съев только что купленную в магазине колбасу, возмещению подлежит утраченный вами заработок или доход, который вы имели бы за время восстановления поврежденного здоровья (рассчитывается как его среднемесячный размер за предшествующий повреждению здоровья год), а также дополнительно понесенные расходы, вызванные повреждением здоровья, в том числе расходы на лечение, дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, посторонний уход, санаторно-курортное лечение, приобретение специальных транспортных средств, подготовку к другой профессии, если установлено, что вы нуждаетесь в этих видах помощи и ухода и не имеете права на их бесплатное получение (ст. 1085 ГК РФ). Это возмещение выплачивается помесячно, но по вашему обоснованному требованию суд вправе, с учетом материального положения причинителя вреда, обязать его выплатить вам единовременно возмещение в размере, не превышающем обязательства перед вами за три года (ст. 1092 ГК РФ).

Предусмотрено и возмещение вреда при повреждении здоровья лица, не достигшего совершеннолетия и не имеющего заработка или дохода (ст. 1087 ГК РФ), возмещение вреда лицам, понесшим ущерб в результате смерти кормильца (ст. 1088, 1089 ГК РФ). Размер возмещения подлежит индексации при повышении стоимости жизни.

Если в результате скачка напряжения в электросети вышли из строя ваши бытовые приборы, или разлом некачественного водопроводного крана привел к заливу соседней квартиры, причинитель вреда обязан возместить все ваши расходы, связанные с устранением последствий причиненного им вреда, если не докажет, что вред возник вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил пользования товаром, результатами работы, услуги или их хранения.

Вред, причиненный вследствие недостатков товара, работы или услуги, подлежит возмещению, если он возник в течение установленного срока их годности или срока службы, а если срок годности или срок службы не установлен, то в течение 10 лет со дня их производства. Но если, в нарушение требований Закона, срок годности или срок службы не был установлен, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения. То же правило действует и если лицо, которому был продан товар, для которого была выполнена работа или которому была оказана услуга, не было предупреждено о необходимых действиях по истечении срока годности или срока службы и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, либо ему не была предоставлена полная и достоверная информация о товаре, работе или услуге.

Моральный вред, в отличие от материального, возмещается причинителем вреда только при наличии его вины, причем независимо от возмещения материального вреда и понесенных потребителем убытков.

Согласно ст. 15 Закона размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Это не значит, что вы сами не вправе предъявить тому, кого считаете виновником ваших физических или нравственных страданий, требование о возмещении морального вреда, а он не вправе без решения суда признать и удовлетворить ваше требование полностью или, с вашего согласия, частично.

Случаи внесудебного возмещения морального вреда не часто, но встречались в нашей практике, когда, например, туроператор, помимо исполнения основных требований потребителей, выплачивал им определенную сумму или давал скидку на следующую поездку в порядке компенсации неудобств и переживаний, вызванных их ненадлежащим размещением.

Компенсация морального вреда осуществляется исключительно в денежной форме. Согласно ст. 1101 ГК РФ размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий (который оценивается с учетом индивидуальных особенностей потерпевшего), а также степени вины причинителя вреда. К сожалению, понятия "характер страданий" и "степень вины" до сих пор не получили однозначного толкования и признанных методик оценки, поэтому каждому судье в каждом деле, где присутствует такое требование, приходится ориентироваться исключительно на свои ощущения.

Поскольку решение суда о взыскании компенсации морального вреда в сумме меньшей, чем требовал истец (о решениях о взыскании большей суммы нам не приходилось слышать), должно быть мотивированным, стоит проанализировать обстоятельства, учитываемые судьями.

Анализ судебной практики по спорам о защите прав потребителей показывает, что судьи при определении размера компенсации морального вреда принимают во внимание не столько характер страданий и степень вины, сколько общественную опасность нарушения потребительского права (создание угрозы жизни или здоровью людей, их праву на жилище и т.п.), продолжительность такого нарушения (как долго потребители испытывали неудобства), отношение нарушителя к сложившейся ситуации (осознание своей вины и готовность ее искупить) и его материальное положение (не приведет ли взыскание компенсации к его банкротству). В итоге, как правило, размер взыскиваемой компенсации составляет очень скромную сумму в несколько тысяч рублей, явно не способную стать барьером для нарушителей потребительских прав.

По нашему мнению, судьям стоило бы, рассматривая требование потребителя о компенсации морального вреда, прежде всего, поставить себя на его место и с учетом фактических обстоятельств дела, своих индивидуальных особенностей, исходя из критериев разумности и справедливости, как того требует закон, оценить приемлемую для себя сумму компенсации. Затем сравнить индивидуальные особенности потерпевшего (его чувствительность к физическим страданиям, остроту нравственных переживаний) со своими собственными и сделать соответствующую поправку к первой оценке. Далее надо оценить вину причинителя морального вреда с точки зрения степени ее умышленности либо неосторожности и в зависимости от этого сделать еще одну поправку, позволяющую дать окончательную оценку.

Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 8 Постановления от 28.06.2012 № 17 "О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей" (далее - Постановление Пленума Верховного Суда РФ по потребительским спорам), нормы Закона о защите прав потребителей об имущественной ответственности за вред, причиненный жизни, здоровью и имуществу потребителя, и о компенсации ему морального вреда должны применяться судами также и к отношениям по предоставлению инвалидам, ветеранам, участникам войн и другим гражданам, категории которых перечислены в ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ "О государственной социальной помощи", государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг и по предоставлению гражданам медицинских услуг, оказываемых не только в рамках добровольного, но и обязательного медицинского страхования.

К сожалению, это важное разъяснение высшего судебного органа пока еще крайне редко применяется на практике, прежде всего вследствие недостаточного знания о нем потребителей, получающих государственную социальную и медицинскую помощь.

Далее – 2.1. Алгоритм защиты