Правоведение

Правоведение

 

Национальная правовая система представляет собой конкретно‑историческую совокупность права (законодательства), юридической практики и господствующей правовой идеологии отдельного государства. Разнообразие исторических, этнических, социально‑экономических и иных факторов позволили выработать своеобразные политические и правовые культуры разных стран, особые системы юридических учреждений и т. д. С другой стороны, разнообразие правовых систем не безгранично, сравнительный анализ позволяет выявить элементы сходства национальных правовых систем и объединить их в крупные сообщества – типы правовых систем или правовые семьи.

Под правовой семьей понимается совокупность национальных правовых систем, основанная на общности источников, структуры права и исторического пути его формирования. Выделение правовых семей является весьма дискуссионным вопросом, поэтому в рамках настоящего пособия мы воспользуемся устоявшимся, широко изученным делением и охарактеризуем романо‑германскую (континентальную), англосаксонскую (англо‑американскую, общего права) и религиозно‑традиционную правовые семьи.

Романо‑германская правовая семья объединяет французскую (романскую) правовую группу (Франция, Бельгия, Италия и др.) и германскую (ФРГ, Австрия, Швейцария и др.). Зародившись и развиваясь в рамках континентальной Европы, правовые системы этих стран имеют общий источник – римское право. Именно рецепция римского права обусловила схожесть юридической терминологии этой правовой семьи, а также правовых принципов судебной деятельности, отчетливое деление права на публичное и частное (относящееся к положению государства или к пользе отдельных лиц) и т. п. Изучение и адаптация римского права в средневековых европейских университетах придало континентальному праву исключительную доктринальность и концептуальность. Традиционно доминирующим здесь был формально‑юридический подход к праву, и среди источников права ведущая роль отводилась и отводится закону. Романо‑германскую правовую семью характеризует высокий уровень абстрактности правовых норм и иерархичность системы источников права. Все государства этой правовой семьи имеют писаные конституции, обладающие высшей юридической силой, а также кодифицированное отраслевое законодательство. Судьи в континентальной правовой семье являются представителями государства, их задача – «примерить» дело к правилам существующей правовой нормы. Основная черта: верховенство права в формально‑юридическом смысле (закона). Справедливость права достигается путем создания государством (как главным творцом права) совершенной, равной для всех нормы, максимально учитывающей разнообразие жизни.

К англосаксонской правовой семье относят правовые системы Великобритании, США, Канады, Австралии, других стран Британского содружества наций (бывших колоний или зависимых от Великобритании территорий). Таким образом, корни этой правовой семьи лежат в английском праве, которое, в отличие от континентального, весьма незначительно реципировало римское право. Соответственно, в английском праве была разработана собственная юридическая терминология и принципы судебной деятельности, оно не восприняло деление права на частное и публичное. Норманнское завоевание Англии в 1066 году повлекло необходимость создания системы общего права для всей завоеванной территории, и эта задача была возложена на Королевский суд в Лондоне. С тех пор многочисленные судебные решения сформировали «общее право», к которому добавилось «право справедливости» (рассмотрение и разрешение жалоб граждан Королевским канцлером (судом канцлера) на основе права, но вне формальной судебной процедуры) и толкование статутов (законов). Англосаксонское право разрабатывалось не учеными‑юристами, а юристами‑практиками, в связи с чем оно лишено «континентальной» стройности и логического единства построения. Законодательство стран, принадлежащих к семье общего права, преимущественно, не кодифицировано. Доминирующим здесь является «казуальный» подход (к каждому конкретному делу), и среди источников ведущая роль отводилась и отводится судебному прецеденту. Судьи в англосаксонской правовой семье нейтральны, они обладают исключительной степенью независимости и их задача – «примерить» дело к существующим сходным судебным прецедентам. Основная черта: верховенство судебного усмотрения. Справедливость права достигается путем максимально внимательного рассмотрения каждого конкретного дела и вынесения решения даже в отсутствие правовой нормы (создавая новую), так как любое дело следует довести до конца.

Религиозно‑традиционная правовая семья объединяет правовые системы, в основе которых лежат иные (в отличие от правовых) социальные нормы – традиции или нормы религии. К ним относят мусульманское, индусское, иудейское, каноническое право и обычное (традиционное) право стран Африки. Источниками права здесь выступают священные тексты, акты религиозных организаций или неписанные традиции в случае обычного права. Иногда в качестве религиозной семьи рассматривают только мусульманские правовые системы, и тому есть причина. Ислам представляет собой всеохватное вероучение, специфика которого не позволяет с легкостью отделить чисто религиозную догматику от «светских» положений юридического характера. Имплицитно ислам должен содержаться в любом движении человека в отдельности и общины в целом. В том числе, разумеется, и в законах, и в деятельности государственных структур. При этом ограничиться присутствием «духа» ислама в правовой системе (как дань историческим корням) не достаточно, так как этот «дух» неразрывно связан с практической регламентацией поведения верующего. В связи с чем, религиозные мусульманские тексты (Коран, Сунна) допустимо использовать в качестве формального источника права. Каким образом архаичные тексты применяются к современным общественным отношениям? Ответ на этот вопрос одинаков и для англосаксонской правовой семьи, и для мусульманской – толкование. Согласное мнение наиболее авторитетных мусульманских правоведов (иджма) и суждение по аналогии (кияс) являются третьим и четвертым важнейшим источником для разрешения правовых вопросов и судебных дел. Исламскому судопроизводству сегодня могут подлежать все подданные (Саудовская Аравия) или только мусульмане и лица, согласившиеся на такой суд (большинство мусульманских государств). Исламское право не кодифицировано, не делится на публичное и частное. Основная черта: неразделимость религиозного и юридического начал. Справедливость мусульманского права достигается максимальным учетом интересов общины в конкретном деле путем сочетания стабильных религиозных принципов с адаптированными местными традициями и современными правовыми нормами.

Необходимо отметить, что правовые семьи не представляют собой изолированных, закрытых систем. Они своеобразно преломляются в праве различных государств, относимых к одной семье, и даже в рамках одного государства. Правовые семьи развиваются, подвержены влиянию друг друга и иных носителей права (международных организаций, например). Так, семья общего права сегодня широко использует нормативно‑правовые акты, континентальное право признает судебный прецедент, а традиционно‑религиозные правовые системы обладают развитым законодательством. Тем не менее, исторически обусловленные особенности правовых семей проявляются в устроении права современных государств отчетливым образом. Законы стран англосаксонского права активно толкуются судьями, прецеденты в континентальной системе являются вспомогательными источниками права, а фактическое регулирование общественных отношений по‑прежнему может строиться на обычае или религиозных догмах, независимо от того, что зафиксировано в нормативных актах стран религиозно‑традиционной правовой семьи.

Правовая система России исторически, географически и отчасти даже духовно стоит ближе к романо‑германскому праву, нежели к другим правовым семьям и системам права. Более того, по мере развития, например, современного законодательства, российское право еще больше с ним сближается. Тем не менее, однозначно относить его к этой правовой системе не верно. Российская правовая система, как наиболее мощная и влиятельная из всех прежних социалистических систем, находится в переходном состоянии, открытом для обмена идеями, опытом и взаимодействия с любой правовой системой. В связи с чем важным аспектом существующего процесса сближения российской правовой системы с романо‑германской правовой семьей является взаимность интеграции, а не одностороннее поглощение и постепенное подавление самобытности и возможностей одной правовой системы другой правовой системой или семьей.

Далее – 2.5. Правоотношения: понятие, структура, субъекты