Правоведение

Правоведение

 

Приведенные выше виды нормативно‑правовых актов, имеющих различные сферы действия, юридическую силу и т. п., очевидно, нуждаются в систематизации. Именно системность как свойство объективного права позволяет успешно применять его для регулирования общественных отношений. Стройность и взаимосвязь элементов правовой системы обеспечивают, например, единообразное и, следовательно, справедливое разрешение правовых конфликтов. Высокий уровень системности является несомненным достоинством в рамках романо‑германской правовой семьи.

Систему права принято определять как исторически сложившуюся, объективно существующую внутреннюю структуру права, определяемую характером регулируемых общественных отношений. Система права состоит из следующих элементов: отрасли, институты и нормы права (иногда в рамках отрасли права выделяются подотрасли, включающие несколько институтов, однако граница между подотраслью и институтом весьма условна).

Центральным звеном системы права является отрасль – совокупность правовых норм, регулирующих крупную группу (сферу) однородных общественных отношений (административное право, трудовое право, экологическое право и др.). Следует помнить, что именно качественная однородность, специфика той или иной области общественных отношений вызывает к жизни соответствующую отрасль права. Так, объективно существующие трудовые отношения людей обусловливают необходимость трудового права, управленческие отношения – административного права и т. п.

Отрасль права, в свою очередь, обычно состоит из обособленных групп правовых норм, регулирующих отношения определенного вида – институтов права. Институт – гораздо меньшая, по сравнению с отраслью, совокупность юридических норм. Например, в конституционном праве (отрасли) выделяют институт гражданства, институт главы государства, институт референдума и другие. Существуют также межотраслевые институты, регулирующие общественные отношения, относящиеся к нескольким отраслям права. Коль скоро общественная жизнь не протекает в строгих и «чистых» формах, обслуживающие одно и то же отношение группы правовых норм нередко относятся к разным отраслям права. Примерами таких институтов являются институт собственности, институт юридической ответственности и другие.

Первичным элементом системы права является правовая норма общеобязательное правило (веление), установленное или признанное государством, обеспеченное возможностью государственного принуждения, регулирующее общественные отношения. Иногда в качестве элемента системы права выделяют и составные части самой нормы права. Структуру правовой нормы образуют три элемента, укладывающиеся в логическую конструкцию «если‑то‑иначе»:

  • гипотеза («если», часть нормы, устанавливающая условия (жизненные обстоятельства) ее реализации);
  • диспозиция («то», часть нормы, содержащая правило правомерного поведения (признаки неправомерного поведения) при указанных в гипотезе условиях);
  • санкция («иначе», часть нормы, предусматривающая благоприятные или неблагоприятные правовые последствия соблюдения или нарушения диспозиции).

Например, ст. 328 Уголовного кодекса РФ гласит (в сокращении): «Уклонение от призыва на военную службу… – наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей…». Призыв на военную службу – гипотеза; обязанность призывника явиться для прохождения военной службы – диспозиция; штраф – санкция (неблагоприятная) за неисполнение обязанности.

Норма права и статья нормативно‑правового акта могут не совпадать. Так, статьи Конституции РФ содержат, преимущественно, гипотезу и диспозицию или только диспозицию, санкции же за нарушения таких конституционных предписаний находятся в других нормативно‑правовых актах.

Итак, право делится на отрасли (и институты) в зависимости от предмета и метода правового регулирования. Предмет отвечает на вопрос: «Что именно регулирует данная отрасль права?» Например, отрасль экологического права регулирует общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования.

Если предмет правового регулирования уникален для каждой отрасли права, то одни и те же методы («Как, какими способами регулируются эти отношения?») могут использоваться разными отраслями права. Основными методами правового регулирования являются императивный и диспозитивный.

Императивный метод (метод субординации, власти‑подчинения, неравенства, централизации и т. п.) – властное воздействие на отношения неравноправных субъектов, не допускающее изменений по договоренности между ними. Характерен для уголовного, административного права и др.

Диспозитивный метод (метод координации, равенства, децентрализации и т. п.) – предоставление субъектам возможности выбора вариантов поведения в рамках закона. Обычно используется для регулирования равноправных и добровольных отношений между субъектами. Характерен для гражданского, предпринимательского права и др.

Общая характеристика основных отраслей российского права выглядит следующим образом.

Конституционное право. Это ведущая, системообразующая отрасль российского права. Представляет собой совокупность норм, устанавливающих и регулирующих основы общественного строя, правовой статус личности, территориальное устройство России, систему органов государственной власти и местного самоуправления. Основной источник – Конституция Российской Федерации.

Гражданское право. Эта отрасль российского права связана с удовлетворением частных интересов граждан (их объединений). Предметом гражданского права являются имущественные и связанные с ними личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников. Основной источник – Гражданский кодекс Российской Федерации.

Уголовное право. Данная отрасль призвана охранять общественные отношения от преступных посягательств. Уголовное право можно определить как совокупность правовых норм, устанавливающих, какие деяния являются преступными, и какое наказание следует за их совершение. Основной источник – Уголовный кодекс Российской Федерации.

Административное право. Это сложная и объемная отрасль права, регулирующая общественные отношения в сфере государственного управления. Административное право обеспечивает функционирование исполнительной власти и соблюдение публичных интересов юридическими и физическими лицами, а также охрану и реализацию прав граждан. Отличительной чертой этой отрасли является многообразие источников.

Трудовое право. Рассматриваемая отрасль носит преимущественно социально‑защитный характер. Трудовое право призвано обеспечить права работников, определить условия их использования, охраны и восстановления в случае нарушения. Предметом отрасли являются общественные отношения в сфере наемного труда. Основной источник – Трудовой кодекс Российской Федерации.

Семейное право. Эта отрасль имеет схожий с гражданским правом предмет регулирования (личные неимущественные и имущественные отношения), но особый субъектный состав – это отношения между супругами, родителями и детьми, отношения, возникающие из факта брака и принадлежности к семье. Основной источник – Семейный кодекс Российской Федерации.

Экологическое право. Данная отрасль регулирует общественные отношения в области охраны окружающей среды и природопользования. В рамках экологического права отсутствует единый кодифицированный акт, и в качестве источников выступают федеральные законы («Об охране окружающей среды», «Об экологической экспертизе» и др.), кодексы по отдельным видам природных ресурсов (Водный кодекс, Лесной кодекс и др.) и многие другие нормативные акты.

Более подробная характеристика отдельных отраслей российской системы права представлена в разделе II пособия.

Следует иметь в виду, что элементами системы права Российской Федерации являются и иные отрасли, не вошедшие в предлагаемый перечень. Например, важное место в системе права занимают процессуальные отрасли права – уголовно‑процессуальное, гражданско‑процессуальное и др., регулирующие порядок уголовного, гражданского и других видов судопроизводства. Развитие общественных отношений в соответствующих сферах вызвало к жизни муниципальное, финансовое, предпринимательское и другие отрасли российского права.

Далее – 2.4. Характеристика основных правовых систем