Правоведение

Правоведение

 

Экологические правоотношения весьма разнообразны, однако все они возникают между субъектами экологического права по поводу охраны окружающей среды, т. е. деятельности, направленной на:

  • сохранение природной среды;
  • восстановление измененной в результате антропогенного воздействия природной среды;
  • рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов;
  • предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду
  • ликвидацию последствий этого воздействия.

К субъектам, т. е. участникам экологических правоотношений закон относит органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные объединения и некоммерческие организации, юридические и физические лица.

Можно выделить следующие функциональные группы субъектов экологических правоотношений:

  • граждане, интересы которых затрагиваются или могут быть затронуты в связи с эксплуатацией природных ресурсов и воздействием на окружающую среду (учитывая масштаб воздействия на окружающую среду, каждый гражданин страны выступает субъектом экологических правоотношений);
  • физические лица, принимающие и реализующие определенные экологически значимые решения (как граждане, так и должностные лица предприятий и органов власти);
  • лица, которые в силу своего должностного или общественного положения реализуют функции экологического управления, в том числе контрольно‑надзорные;
  • правоприменители, т. е. представители правоохранительных органов, которые наделенны правом применения санкций за нарушение экологического законодательства.

Объектами экологических правоотношений выступают:

  • земли, а конкретно – земельные участки, т. е. часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами;
  • почвы;
  • недра, которые определены законодательством как часть земной коры, расположенная ниже почвенного слоя, а при его отсутствии – ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающаяся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения;
  • водные ресурсы, т. е. поверхностные воды (моря, водотоки и прочие водоемы как природные, так и искусственные) и подземные воды (бассейны подземных вод и водоносные горизонты);
  • леса, т. е. совокупность растительных организмов на землях лесного фонда и землях иных категорий;
  • иная растительность, т. е. дикорастущие вне лесов растительные организмы, которые могут быть объектами охраны и использования в ходе хозяйственной и иной деятельности;
  • животный мир, т. е. совокупность живых организмов всех видов диких животных, постоянно или временно населяющих территорию Российской Федерации и находящихся в состоянии естественной свободы, а также относящихся к природным ресурсам континентального шельфа и исключительной экономической зоны РФ;
  • атмосферный воздух, т. е. естественная смесь газов атмосферы, находящаяся за пределами жилых, производственных и иных помещений, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство;
  • особо охраняемые природные территории, т. е. участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение и которые, согласно решениям органов государственной власти, изъяты полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.

Учитывая комплексный характер процессов, происходящих в биосфере, сложность анализа экологической ситуации, прогнозирования изменений в окружающей среде в ответ на воздействие человеческой деятельности, на практике бывает трудно выделить конкретный объект экологических правоотношений: хозяйственная деятельность, нанося вред одному объекту, всегда оказывает значительное (часто отдаленное во времени) воздействие на многие другие объекты.

Далее – 9.3. Правовые основы управления в области охраны окружающей среды