Правоведение

Правоведение

 

Экономическая сфера деятельности общества регулируется в первую очередь нормами гражданского права, однако государство играет существенную роль в макроэкономических процессах, особенно в условиях развития разнообразных моделей экономики смешанного типа в современном обществе. Развитие рыночной экономики не только не исключает участия государства в экономических процессах, но и невозможно без государственного правового регулирования различных секторов рыночной экономики.

Предметом административно‑правового регулирования является организация и управление любыми разновидностями экономической деятельности. Государство через институты административно‑правового регулирования экономической деятельности в обществе выполняет важнейшие функции, направленные на создание условий развития свободного рынка и социальной ориентации рыночной экономики. К числу наиважнейших направлений административно‑правового регулирования в сфере экономических отношений можно отнести:

  • управление государственным имущественным комплексом, например, имуществом унитарных предприятий, т. е. коммерческих организаций, не наделенных правом собственности на имущество, закрепленное за ними государством, или акциями, принадлежащими Российской Федерации в уставных капиталах коммерческих предприятий;
  • регулирование банковской деятельности, которое осуществляет Центробанк РФ в целях осуществления единой финансовой и кредитно‑банковской политики на территории РФ;
  • налоговое регулирование, которое осуществляется государственным органом власти в целях проведения гибкой экономической, финансовой и социальной политики;
  • антимонопольное регулирование, которое осуществляется уполномоченными органами с целью создания условий для формирования справедливой и свободной конкуренции, необходимой для функционирования рыночных отношений;
  • регистрационная деятельность в отношении юридических лиц, необходимая для развития предпринимательства;
  • лицензирование отдельных видов деятельности юридических лиц, необходимое для гарантии надлежащего качества осуществления наиболее существенных видов деятельности;
  • регулирование в области природопользования исходя из принципов рационального и социально‑ориентированного подхода общества к использованию природных благ, что особенно актуально для Российской Федерации, учитывая ресурсную ориентацию отечественной экономики;
  • регулирование в области труда, через которое государство влияет и на экономическое, и на социальное развитие общества, например устанавливая минимальный размер оплаты труда, участвуя в социальном партнерстве и т. д.;
  • регулирование в сфере таможенной деятельности, которое значительно связано с экономической политикой государства, с поддержкой отечественного производителя, с процессом ценообразования;
  • участие в международном экономическом сотрудничестве, без которого невозможна интеграция России в глобальную экономику.

Как и любая другая сфера управления, государственное управление экономической деятельностью в обществе основывается на планировании, анализе и контроле, которые осуществляются субъектами государственного управления – органами исполнительной власти. Все формы деятельности государственных органов регулируются правовыми актами административного права, определяющими структуру и компетенцию органов, формы и методы выполнения основных функций. К числу наиважнейших органов исполнительной власти в сфере экономики относятся: Федеральная служба по труду и занятости, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, Федеральное агентство по недропользованию, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба финансово‑бюджетного надзора, Федеральная служба по финансовому мониторингу, Федеральное казначейство (Казначейство России), Федеральная таможенная служба и проч.

 Далее – 8.4. Понятие и виды административных правонарушений