Правоведение

Правоведение

 

Глава 8. Основы административного права РФ

8.1. Понятие административного права. Предмет и метод административно‑правового регулирования

Административное право – одна из важнейших отраслей российского публичного права, регулирующая отношения в сфере организации и осуществления государственного управления общественными процессами. Основным объектом административно‑правового регулирования является государственное управление, связанное с функционированием исполнительной государственной власти.

Предмет административного права, т. е. сфера общественных отношений, регулируемых данной отраслью права, достаточно разнообразен. Прежде всего, он включает отношения, связанные с реализацией управленческих и контрольных функций исполнительной власти, а также отношения, связанные с организацией самой системы исполнительной власти в РФ. Административное право не регулирует процесс управления частным коммерческим предприятием, аспекты корпоративного управления и др.

Таким образом, административному праву свойственны такие функции, как правоисполнительная, правотворческая, организационная, координационная, правоохранительная и др.

Главной особенностью административно‑правовых норм является их императивный характер, отражающий требования уполномоченных органов государственной власти должного поведения от адресатов данных норм. Однако граждане и юридические лица также имеют право требовать со стороны органов исполнительной власти предусмотренных рядом административно‑правовых норм действий.

Субъектами административно‑правовых отношений выступают все элементы системы государственных органов, включая подразделения и отдельных служащих, а также граждане, организации, общественные объединения. При этом обязательным участником данных отношений всегда выступает государственный орган власти или его представитель в лице государственного служащего.

Императивный характер норм административного права означает неравенство сторон – участников правоотношений, в отличие от, например, гражданского права, для которого характерен диспозитивный метод регулирования. Неравенство сторон выражено в том, что объект управления всегда подчинен субъекту управления. Следовательно, одна из сторон‑участников административно‑правовых отношений всегда подчинена второй, которая чаще всего представлена государственными органами исполнительной власти. Именно эта сторона выражает свою волю в нормах‑предписаниях (в том числе и запретах), носящих односторонний характер.

Административно‑правовые нормы могут быть как обязывающими, так и запрещающими, уполномочивающими и поощрительными.

Источники административного права представлены многообразными правовыми актами, организованными в определенную систему, обладающую иерархией. Конституция РФ, Федеральные конституционные законы (например, Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 № 2‑ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации») и федеральные законы РФ занимают в ней центральное место.

Административное право частично кодифицировано: Градостроительный кодекс РФ от 29.12.2004 № 191‑ФЗ, Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195‑ФЗ и другие содержат нормы административного права.

Сложность работы с административно‑правовыми актами связана с тем, что уровень подзаконных актов представлен огромным количеством многообразных по сферам регулирования Указов Президента РФ, постановлений, распоряжений Правительства РФ, приказов, инструкций отраслевого или межотраслевого регулирования министерств и ведомств. Перечисленные акты относятся к федеральному уровню подзаконных административно‑правовых актов.

Органы исполнительной власти субъектов РФ в рамках своих полномочий принимают различные акты – источники административного права. Кроме того, к источникам административного права можно отнести многие нормативные акты органов муниципальной власти.

Начиная с 2004 г. в Российской Федерации проходила административная реформа, в процессе которой были преобразованы ряд министерств и ведомств. Однако нормативно‑правовые акты многих не существующих в настоящее время органов исполнительной власти продолжают действовать вплоть до их отмены уполномоченными органами или принятия новых нормативно‑правовых актов. Например, в современной России до сих пор действуют некоторые советские правовые акты административного права.

 Далее – 8.2. Правовой статус государственного служащего