Правоведение

Правоведение

 

Конституционный строй – понятие емкое и комплексное. В обобщенном плане определить его можно как правопорядок, при котором соблюдается демократическая конституция государства. Следует иметь в виду, что гл. 1 Конституции РФ закрепляет лишь основы конституционного строя России. Все грани конституционного строя государства (имущественные, земельные, экологические, административные, процессуальные, трудовые, уголовные, семейные и иные правоотношения) невозможно прописать ни в одном нормативном акте, в том числе и в основном законе страны. Детализация этих правоотношений осуществляется в специальных законах, в отраслевом законодательстве. Основы же вообще – это важнейшие, исходные начала, определяющие сущность того или иного явления. Таким образом, конституционный строй – это совокупность соответствующих общественных отношений, а его основы – базовые, системообразующие принципы, их регламентирующие. Эти принципы лежат в основе (или, напротив, находятся на вершине) всей пирамиды правовой системы государства, служат ориентиром для многоплановых правомерных связей в обществе.

Незыблемость указанных принципов обеспечивает достаточно сложный порядок их изменения – гл. 1 Конституции РФ (равно как и гл. 2 и 9) является более «жесткой» по сравнению с другими главами и может быть изменена только в результате пересмотра Конституции (но не внесением в конституционный текст поправок). Таким образом, любое изменение базовых конституционных положений может быть осуществлено только путем замены прежней Конституции новой (даже если изменения незначительны и новая Конституция во многом совпадает с прежней).

Кроме того, гл. 1 Конституции РФ обладает большей юридической силой по отношению к другим, в том числе и «защищенным» (гл. 2, 9), конституционным положениям. В соответствии с ч. 2 ст. 16 никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя Российской Федерации.

Глава 1 Конституции РФ нормативно не разделяет основы конституционного строя России на какие‑либо виды. Тем не менее их можно объединить в определенные группы: закрепляющие приоритет прав и свобод человека и гражданина, организацию государства и государственной (публичной) власти, политические и экономические основы государства и общества.

Приоритет прав и свобод человека и гражданина, закрепление их в качестве высшей ценности составляют гуманистические основы конституционного строя России. Более подробное освещение этой проблематики содержится в следующем параграфе.

Основные конституционные характеристики российского государства содержатся в ст. 1, 7 и 14 Конституции РФ. В соответствии с ними Российская Федерация – это демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления, а также социальное и светское государство. Все эти характеристики тесно связаны между собой, равно как и с другими основами конституционного строя. Кроме того, они коррелируют общетеоретической характеристике современной государственности (параграфы 1.2 и 1.3). С характеристиками российского государства непосредственно связаны и конституционные принципы функционирования (осуществления) публичной власти: единство и разделение власти, источник власти, формы осуществления власти, признание местного самоуправления в качестве самостоятельного уровня публичной власти и др. (ст. 3, 10, 11, 12 Конституции РФ).

Содержательное наполнение конституционных основ российского государства и организации публичной власти, закрепленных в гл. 1 Конституции РФ, осуществляется посредством положений других глав Основного закона, а также текущего (отраслевого, специального) законодательства. В частности, демократическая, правовая, социальная, светская государственность раскрываются дополнительно через нормы о правах человека и гражданина и их гарантировании (гл. 2 Конституции РФ), избирательное, пенсионное, социальное, здравоохранительное законодательство, законодательство о свободе совести, об образовании и т. п. (например, закрепляя отделение церкви от государства, Конституция РФ прямо не устанавливает отделение школы от церкви, однако этот признак светского характера российского государства (светского характера образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях) закреплен в Федеральном законе от 29.12.2012 № 273‑ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» – обучение детей религии возможно только в религиозных образовательных организациях либо в государственных и муниципальных образовательных организациях, но только вне рамок образовательной программы по просьбе родителей или лиц, их замещающих, с согласия детей и по согласованию с соответствующим органом местного самоуправления). Российская модель республиканской формы правления конкретизируется в статусе и полномочиях Президента РФ, Федерального Собрания (парламента) РФ и Правительства РФ (гл. 4–6 Конституции РФ). Конституционный принцип разделения власти (ст. 10 Конституции РФ) раскрывается в главах, посвященных статусу главы государства, законодательной, исполнительной и судебной власти (гл. 4–7), а применительно к региональному уровню власти – в Федеральном законе от 06.10.1999 № 184‑ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Самостоятельность местного самоуправления в конституционной системе публичной власти Российской Федерации (ст. 12 Конституции РФ) детализируется в нормах гл. 8 Основного закона («Местное самоуправление»), а также в положениях ёмкого Федерального закона от 06.10.2003 «Об общих принципах местного самоуправления в РФ».

Несмотря на наличие в структуре Конституции РФ специальной главы, посвященной федеративному устройству России (гл. 3), основополагающие принципы этого устройства закреплены в качестве основ конституционного строя в гл. 1. В частности, в ч. 1 ст. 5 закреплен видовой состав Российской Федерации – субъектами РФ являются республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа (количественный состав Российской Федерации по состоянию на 18 марта 2014 г. включает 85 субъектов (это самое большое количество субъектов среди всех федераций мира); при этом данный состав после принятия Конституции РФ 1993 г. неоднократно изменялся – до 2014 г. посредством образования в составе Российской Федерации новых субъектов вследствие объединения существующих, а в марте 2014 г. впервые в постсоветской истории в Российскую Федерацию было принято провозглашенное на основе референдарного волеизъявления граждан и признанное Российской Федерацией государство – Республика Крым (в результате этого принятия в составе России образовано два новых субъекта РФ – Республика Крым и город федерального значения Севастополь)). В ч. 3 ст. 5 Конституции РФ закреплены принципы федеративного устройства России – государственная целостность, единство системы государственной власти, равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации, равноправие субъектов РФ, разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ (указанное разграничение осуществляется на основе принципа трех сфер полномочий,  в соответствии с которым Конституция РФ закрепляет: предметы исключительного ведения Российской Федерации (ст. 71), предметы совместного ведения (сфера так называемой совпадающей, конкурирующей компетенции) – ст. 72 и предметы собственного ведения субъектов РФ (перечень которых в федеральной Конституции четко не определен и по остаточному принципу сюда относятся все те вопросы, которые не вошли в первые две сферы – ст. 73 Конституции РФ).

К экономическим основам конституционного строя России (ст. 8, 9 Конституции РФ) относятся такие конституционные принципы рыночной экономики, как: единство экономического пространства; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; свобода экономической деятельности и государственную поддержка конкуренции; многообразие и равенство форм собственности. В качестве политических основ конституционного строя России ст. 13 Конституции РФ закрепляет идеологическое многообразие, политический плюрализм и многопартийность. Чрезмерное вмешательство государства недопустимо не только в сферу экономики, но и в сферу идеологии и политики. В России никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Недопустимо идеологическое преследование официально не одобряемых направлений в науке, искусстве, религиозной деятельности и т. п. На идеологическом многообразии основывается многообразие политическое, проявляющееся в наличии разнообразных направлений практической политической деятельности. Важнейшая роль в этой деятельности принадлежит политическим партиям и иным общественным объединениям, преследующим те или иные политические цели (статус различных видов общественных объединений закреплен в Федеральном законе от 19.05.1995 № 82‑ФЗ «Об общественных объединениях», в других законах и иных правовых актах, а статус политических партий – в Федеральном законе от 11.07.2001 № 95‑ФЗ «О политических партиях»).

Далее – 4.3. Конституционно‑правовой статус личности в Российской Федерации