Правоведение

Правоведение

 

Раздел II. Отраслевая характеристика правовой системы Российской Федерации

Глава 4. Основы конституционного права РФ

4.1. Предмет, система и источники конституционного права России

Отраслевая характеристика российской правовой системы начинается с основополагающих положений конституционного права, поскольку данная отрасль в любом государстве образует основу (фундамент) национальной правовой системы. Доктринальные подходы к пониманию предмета (объекта) конституционно‑правового регулирования несколько отличаются, однако в соответствии с преобладающим подходом предмет конституционного права в России, как и в любой стране, составляют два основных блока общественных отношений:

  • в сфере правового статуса личности и ее взаимоотношений с государством и гражданским обществом;
  • в сфере организации государства и функционирования публичной власти.

Являясь базовой, системообразующей отраслью национальной системы права, конституционное право регулирует лишь основы указанных общественных отношений, тогда как детальное регулирование различных аспектов правового статуса личности, а также статуса и функционирования различных государственных органов и иных властных институтов осуществляется нормами иных отраслей российского права (гражданского, земельного, трудового, административного, процессуального и др.). Кроме того, со второй половины XX в. в мире отмечается тенденция к расширению предмета конституционно‑правового регулирования. Под это регулирование все чаще подпадают различные институты гражданского общества (общественные объединения, политические партии, профсоюзы, церковь, семья, школа, трудовые коллективы, организации культуры и спорта, коллективы общественной самодеятельности и т. п.), через которые человек интегрируется в общественную жизнь и которые зачастую выступают своеобразным посредником в отношениях между личностью и государством.

Поскольку в отмеченных сферах конституционно‑правового регулирования (права человека, институты гражданского общества, государство, власть) очень велика политическая составляющая, иногда подчеркивается, что предметом конституционного права являются политические общественные отношения (конституционное право – наиболее политизированная отрасль в российской правовой системе).

Систему конституционного права образуют следующие подотрасли и институты: парламентское право, избирательное и референдумное право, институты основ конституционного строя, прав человека, гражданства, федерализма, главы государства (президентуры), Правительства (исполнительной власти), конституционных основ судебной системы, судебной власти и прокуратуры, местного самоуправления и др.

Источники конституционного права – это внешние формы выражения конституционно‑правовых норм. Не все источники правового регулирования, известные современному мировому правопорядку (параграф 2.2), имеют место в России. В частности, не являются таковыми религиозные источники (вследствие светского характера российского государства и многоконфессиональной структуры российского общества); нет устойчивой традиции (и осязаемых причин) для применения доктринальных источников в качестве правовых регуляторов; вспомогательную роль и не очень широкое применение имеет обычай. Поскольку Российская Федерация принадлежит к числу государств континентальной (европейской, романо‑германской) правовой системы (параграф 2.4), основным источником права (в том числе и конституционного) в нашей стране является результат нормотворческой деятельности различных властных институтов – нормативный правовой акт.

Характеристика и классификация нормативных правовых актов в Российской Федерации соответствует общетеоретической классификации (параграф 2.2) и включает в себя:

а) законы (Конституция РФ, федеральные конституционные законы (принимаемые по вопросам, прямо предусмотренным Конституцией РФ, по более сложной процедуре и обладающие большей юридической силой по сравнению с федеральными законами), федеральные законы, законы РФ о поправках к Конституции РФ (отличающиеся не только специфическим предметом регулирования, но и еще более сложной (даже в сравнении с федеральными конституционными законами) процедурой принятия), и законы субъектов РФ);

б) подзаконные акты (указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные акты (приказы, положения, инструкции, правила, регламенты), изданные органами исполнительной власти, а также иными государственными органами (Центральным Банком, Генеральной прокуратурой РФ, Следственным комитетом РФ, Центральной избирательной комиссией РФ и др.) в пределах своей компетенции, акты палат Федерального Собрания (принимаемые, в отличие от законов, палатами самостоятельно и имеющие нормативный характер – регламенты Государственной Думы и Совета Федерации, постановления Государственной Думы об объявлении амнистии, постановления Совета Федерации об утверждении изменения границ между субъектами РФ и др.), иные (кроме законов) нормативные правовые акты субъектов РФ, акты органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции (в частности, по вопросам организации публичной власти на местах).

Не трудно заметить, что система нормативных правовых актов в Российской Федерации соответствует территориальной организации российского государства – в этой системе выделяется три уровня нормативного правового регулирования – федеральный, региональный (уровень субъектов РФ) и местный (муниципальный). На каждом уровне властвования принимаются (издаются) правовые акты в рамках компетенции соответствующих органов власти и территориально‑пространственной юрисдикции. При этом в субъектах РФ могут издаваться как законы, так и подзаконные акты (с учетом статуса и компетенции региональных органов государственной власти), а правовая природа нормативных актов органов местного самоуправления однозначно определяется в качестве актов подзаконных (никаких «местных законов» в Российской Федерации принято быть не может, нижним «этажом» в системе законодательного регулирования является региональный, а не муниципальный уровень).

В современной России есть основания относить к источникам права вообще и конституционного права в частности судебный прецедент, т. е. такие судебные решения, которые, хотя и приняты в связи с рассмотрением конкретного дела, но имеют общеобязательный характер, распространяются не только на конкретных участников конкретного судебного процесса, но и на неопределенный круг лиц. Указанную природу имеют, в частности, решения Конституционного Суда РФ и конституционных (уставных) судов субъектов РФ. Общеобязательный (нормативный) характер имеют и решения судов общей юрисдикции и арбитражных судов, принятые в порядке осуществления судебного нормоконтроля (т. е. когда в суде оспаривается нормативный правовой акт, не подлежащий обжалованию в судебных органах конституционной юстиции). Кроме того, обязательный для всех государственных органов Российской Федерации (в том числе и судебных) характер имеют решения Европейского Суда по правам человека, юрисдикцию которого признала Россия в 1998 г.

В качестве источника конституционного права можно рассматривать договор. При этом если международные договоры существовали в отечественной правовой системе давно, то договоры внутрифедеративные (внутригосударственные) – явление для российской действительности относительно новое. Договоры между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов предусмотрены федеральной Конституцией (ч. 3 ст. 11, ч. 2, 3 ст. 78). В России не принята концепция «самоисполняющегося договора»: и международные договоры, и договоры, заключенные между федеральными и региональными органами государственной власти, не вступают в силу автоматически после подписания. В соответствии с Федеральными законами от 15.07.1995 № 101‑ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» и от 06.10.1999 № 184‑ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» они подлежат ратификации (утверждению) путем принятия федерального закона, что приближает данные договоры, по сути, к нормативным правовым актам.

Особое место в системе источников конституционного права и в правовой системе России в целом занимает Конституция РФ. Действующая Конституция РФ – пятая в конституционной истории России (ее «предшественницами» были конституции 1918, 1925, 1937 и 1978 гг., при этом в 1922 г. Россия утратила свой государственный суверенитет, став частью (и одним из учредителей) вновь образованного государства – Союза Советских Социалистических Республик (СССР), в связи с чем конституции 1925, 1937 и 1978 гг. были основными законами Российской Советской Федеративной Социалистической Республики (РСФСР) – несуверенного государства, принятыми на основе конституций СССР (соответственно 1924, 1936 и 1977 гг.). Конституция РФ 1993 г. имеет принципиальные отличия от предыдущих российских конституций. Прежде всего – по своему содержанию. Действующая Конституция РФ закрепила новую – либеральную – конституционную модель и отказ от социалистической модели. Второе отличие действующей Конституции РФ от предыдущих заключается в способе (процедуре) ее принятия – она является первой в истории России референдарной Конституцией, принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (все предыдущие конституции принимались представительными органами – Всероссийским Съездом Советов, Верховным Советом РСФСР). В конституционном референдуме 1993 г. приняло участие более 54 % граждан России, имеющих право на участие в референдуме, из них более 58 % проголосовали за принятие Конституции РФ. Текст действующей Конституции РФ является одним из лучших в мире. Именно с принятия новой Конституции РФ начался новый этап в постсоветском развитии российского конституционализма, на основе Конституции 1993 г. сформированы новые правовая система и конституционная модель государства.

При всем многообразии подходов к понятию конституции (которое обусловлено различным пониманием предмета конституционного права) ее можно определить как основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий базовые общественные отношения в сфере правового статуса личности, институтов гражданского общества, организации государства и функционирования публичной власти.

Именно с понятием конституции связана ее сущность: основной закон государства, будучи результатом компромисса в отношениях различных социальных слоёв и политических сил, призван служить главным ограничителем для власти в ее отношениях с человеком и обществом.

Сущность конституции проявляется через ее основные юридические свойства, т. е. характерные признаки, определяющие качественное своеобразие этого документа:

  • выступает в качестве основного закона государства;
  • обладает высшей юридической силой (юридическое верховенство);
  • выполняет роль основы всей правовой системы страны;
  • стабильна (что проявляется в установлении особого порядка ее изменения (по сравнению с законами и иными правовыми актами)).

Иногда к свойствам (чертам) конституции относят и другие признаки – легитимность, преемственность, перспективность, реальность и др. Обозначенные сущность и юридические свойства Конституции РФ полностью применимы к характеристике конституции (устава) каждого субъекта РФ, который, являясь основным законом соответствующего субъекта, занимает особое (центральное) место в его правовой системе.

Далее – 4.2. Основы конституционного строя России