Правоведение

Правоведение

 

Совокупность взаимосвязанных международно‑правовых норм, объединенных в группы (отрасли и институты) представляет собой систему международного права. Возможность подобного структурирования международного права в романо‑германском стиле обусловлена наличием императивных норм, скрепляющих всю конструкцию международно‑правового регулирования. Общесистемным значением обладают также межотраслевые (общие) институты международного права (например, регулирование порядка разрешения международных споров, комплекс норм о международном правотворчестве, о международной ответственности и др.). Общие институты регулируют единые по характеру международные отношения, нормы же касательно какого‑либо вида международных отношений объединены в отрасли международного права.

В их число входят, в частности, следующие отрасли:

  • право международных договоров (базовая отрасль, предметом которой являются отношения между субъектами международного права по поводу заключения, исполнения и прекращения международных договоров в политической, экономической, культурной и иных областях; пример института данной отрасли – институт действительности и недействительности международных договоров; пример источника этой наиболее кодифицированной отрасли – Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г.);
  • право внешних сношений (иначе называется «дипломатическое и консульское право»; регулирует представительство государств в международных отношениях; включает, помимо прочих, один из старейших институтов – дипломатические иммунитеты и привилегии; пример источника – Венская конвенция о дипломатических сношениях 1961 г.);
  • право международной безопасности (военно‑политические отношения между субъектами международного права в целях поддержания мира, недопущения войн, пресечения актов агрессии, обеспечения экономической, политической, экологической, продовольственной и т. п. безопасности государств; пример института – меры укрепления доверия между государствами; пример источника – Устав ООН 1945 г.);
  • международное морское право (регулирует правовой статус и порядок использования морских пространств (внутренних морских вод – заливов, морей; территориального моря, международных проливов и каналов, открытого моря, морского дна и др.); пример института – институт мирного прохода судов через территориальное море; пример источника – Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.);
  • международное космическое право (отношения между субъектами международного права в области определения правового статуса космического пространства, а также деятельности в нем (исследования и использования космического пространства и небесных тел); пример института – институт спасения космонавтов; пример источника – Соглашение о деятельности государств на Луне и других небесных телах 1979 г.);
  • международное экологическое право (регулирует вопросы защиты окружающей природной среды, ее рационального использования и воспроизводства; пример института – международно‑правовая охрана животных; пример источника – Венская конвенция об охране озонового слоя 1985 г.).

Отдельного внимания заслуживает еще одна отрасль международного права – право международных организаций. Как известно, любые организации создаются для совместной реализации их участниками каких‑либо целей. Международные межправительственные организации (МПО) создаются государствами в целях сотрудничества в определенных областях: военно‑политической (НАТО), кредитно‑финансовой (МВФ), научной и культурной (ЮНЕСКО) и т. п. Каждая МПО представляет собой площадку для ведения переговоров, средство обмена информацией, форум, с помощью которого государства могут влиять на международные процессы. Потребность в создании объединений государств возникла еще в Древней Греции, получила развитие в рамках международных экономических и таможенных объединений, международные организации в классическом понимании появились во второй половине XIX в., а после Первой мировой войны была образована и международная организация по поддержанию мира и безопасности – Лига Наций (1919–1946). Таким образом, к моменту создания современных международных организаций государства накопили достаточный опыт в том числе и правового регулирования организации и деятельности МПО и имели возможность учесть ошибки, не позволившие, в частности, Лиге Наций поддержать в достаточной мере мир и безопасность в Европе.

Современное право международных организаций это совокупность международно‑правовых норм, регулирующих вопросы создания и порядка деятельности МПО. Для того, чтобы организация считалась МПО, она должна удовлетворять следующим признакам: объединять государства, создаваться и действовать в соответствии с международным правом, учреждаться на основе межгосударственного соглашения (международного договора), иметь внутреннюю структуру (штаб‑квартира, система органов и др.), самостоятельно (от своего имени) участвовать в международных отношениях.

Последний признак означает свободу МПО в выборе средств реализации задач и функций, которые возлагают на нее государства – члены организации (зафиксированные в учредительных и иных документах). МПО вправе заключать международные договоры, участвовать в создании норм международного права и т. д.

Существует множество классификаций международных организаций. Мы воспользуемся традиционным делением МПО по кругу участников на универсальные и региональные организации. К региональным МПО относятся объединения государств одного географического района, заинтересованных в координации внешнеполитической, экономической, культурной и иной деятельности между ними (Лига арабских государств (ЛАГ), Организация американских государств (ОАГ), Африканский Союз (АС), ЕС, СНГ и др.). К универсальным международным организациям относится Организация Объединенных Наций, ее специализированные учреждения, Международное агентство по атомной энергии и любая иная аналогичная организация, членский состав и ответственность которой носят широкий международный характер.

ООН является всемирной организацией, созданной после Второй мировой войны в целях поддержания мира и безопасности на планете, развития дружеских отношений и сотрудничества между странами, а также обеспечения уважения прав человека. Во исполнение указанных целей Уставом ООН учреждены главные органы организации:

  • Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный совет (обсуждает и выносит рекомендации по международным экономическим, социальным и экологическим проблемам),
  • Совет по опеке (приостановил свою работу 1 ноября 1994 г., когда последняя подопечная территория ООН обрела независимость),
  • Международный суд (разрешает споры между государствами и консультирует организацию по правовым вопросам),
  • Секретариат (сотрудники ООН, работающие по всему миру в рамках разнообразных программ организации; возглавляется Генеральным Секретарем ООН).

Сегодня членами ООН являются 193 государства, из которых состоит Генеральная Ассамблея (ГА) организации. Ассамблея собирается ежегодно в сентябре‑декабре и является площадкой для обсуждения всех насущных международных проблем, в отношении которых компетентна организация. Каждое государство, независимо от численности населения или финансового благосостояния, имеет один голос и решения принимаются большинством голосов, важные вопросы (например, резолюции в отношении мира и безопасности) принимаются большинством в 2/3 голосов. Резолюции ГА имеют рекомендательный характер, но закрепляют согласованное мнение мирового сообщества и обычно инициируют дальнейшие конкретные меры по реализации принятых рекомендаций.

Обязательную юридическую силу имеют решения другого органа ООН – Совета Безопасности (СБ). Именно СБ несет главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности (п. 1 ст. 24 Устава ООН), он определяет наличие угрозы миру или акта агрессии, призывает стороны к мирному разрешению споров и рекомендует методы и условия подобного разрешения, а в некоторых случаях – использование экономических и иных санкций. Также СБ правомочен применять вооруженные силы против агрессора (ст. 42 Устава ООН). Например, СБ санкционировал ограниченное применение силы операциями ООН по поддержанию мира в бывшей Югославии, Сомали, Демократической Республике Конго, Косово и в Восточном Тиморе. Совет Безопасности состоит из 5 постоянных членов с правом «вето» (РФ, Китай, Великобритания и Северная Ирландия, США и Франция) и 10 непостоянных членов, избираемых на 2 года (каждый член Совета имеет 1 голос). Для принятия решения (помимо процедурных вопросов) необходимо 9 голосов включая согласие всех постоянных членов СБ. Вето на решения СБ накладывалось более 270 раз, и нередко применялось исходя из экономических или политических интересов постоянных членов СБ. В связи с чем в сентябре 2014 г. Франция предложила пяти постоянным членам Совета Безопасности отказаться от использования вето в ситуациях, когда совершаются массовые злодеяния. Эта инициатива, как и расширение состава постоянных и непостоянных членов СБ – направления необходимого реформирования Совета Безопасности с целью повышения его эффективности в деле поддержания мира и безопасности.

Далее – 3.4. Права человека в международном праве