Правоведение

Правоведение

 

Раздел I. Государство и право: общая характеристика

Глава 1. Общие положения о государстве

1.1. Понятие, сущность и происхождение государства

«Государство» – понятие, известное каждому и, при этом, очень многогранное. В зависимости от вкладываемого в него содержательного смысла понятие государства может иметь позитивное или негативное звучание, использоваться в широком или узком понимании. Категория государства имеет основополагающее, системообразующее значение в широком сегменте научного лексикона, лежит в основе множества производных понятий и словосочетаний – «государственная власть», «государственный аппарат», «государственная политика», «государственная идеология», «огосударствленная экономика», «государственное планирование», «общественно‑государственная корпорация», «государственно‑организованное общество», «государственное учреждение (предприятие)», «государственная собственность», «государственный бюджет», «государственность» и т. п. (данный терминологический ряд может быть бесконечно большим и без особых усилий продолжен читателем).

Государство является объектом изучения во многих отраслях научного знания, соответствующие его грани исследуются в политологии, социологии, истории, психологии, теории управления, экономике и др. В содержании категории государства очень высока правовая составляющая, развитие государства и права всегда осуществлялось (и осуществляется) параллельно, в диалектической связи, подчинено общим закономерностям (отсюда и широкое распространение сочетания «государственно‑правовой…» – «государственно‑правовое развитие», «государственно‑правовая характеристика», «государственно‑правовая литература», «государственно‑правовой институт» и т. п.). Поэтому и в юридической науке государство объективно и традиционно занимает заметное место, правоведение немыслимо без государствоведения. При этом в различных отраслях юридической науки анализу подвергаются отдельные аспекты государства и государственности: в теории государства – признаки, функции, форма государства; в конституционном праве – организация (модель) государства и государственной власти (источники, формы, уровни власти), характеристика основных государственно‑властных институтов, отношения государства с человеком и обществом; в административном праве – организация государственного аппарата и основные институты государственного управления; в международном праве государство анализируется как основной субъект международных (межгосударственных) отношений в контексте включенности его в систему взаимосвязей с другими государствами; в гражданском праве государство анализируется как собственник, учредитель и регистратор юридических лиц и т. п. (эти различающиеся аспекты освещаются в последующих главах пособия).

Многофакторность понятия государства затрудняет однозначное выявление и формулирование сущности этого феномена (множество граней и факторов позволяет говорить и о различных сущностях государства). Нередко государство отождествляется с понятием «страна» (при таком пространственно‑географическом подходе очень востребованы такие нравственные понятия, как «Родина» («Я люблю свою страну…» (= «.свою Родину, свое государство»)), «патриотизм» («Я – патриот своей Родины.» (= «.своей страны, своего государства»)). Очень часто под государством понимается государственный аппарат (а поскольку этот аппарат неизбежно ассоциируется с огромным слоем чиновников, интересы которых далеко не всегда совпадают с интересами большинства населения, термин «государство» зачастую звучит с негативным оттенком – «Государству нельзя доверять», «Государство преследует свои интересы», «Я люблю свою страну, но не люблю государство» и т. п.). Именно государственный аппарат имеется в виду, когда идет речь о сильном или слабом, эффективном либо неэффективном государстве. Иногда государство отождествляется с соответствующим государственно‑организованным обществом. В этом ключе и понимается смысл выражений: «миролюбивая Болгария» означает и качества болгарского народа, болгарского общества, и соответствующие решения и политику органов государственной власти Болгарии; «Эстония отказалась от социалистического выбора» – следовательно и большинство эстонского общества сегодня придерживается других ценностей, и эстонское государство проводит соответствующую внутреннюю и внешнюю политику; «Россия всегда выступала за разностороннее сотрудничество с Востоком и Западом» – политика российского государства на евразийском пространстве коррелирует с преобладающим в российском обществе доброжелательным отношением ко всем народам и странам. Представляется, сущность государства может быть представлена в следующей дефиниции: государство это организованная часть общества, созданная для управления его наиболее важными делами и обладающая суверенной публичной властью и специальным аппаратом.

Сущностная характеристика государства очевидно коррелирует теориям его происхождения (равно как и теориям происхождения права), соответственно и здесь имеет место различие подходов: так, теологическая теория происхождения государства («Все – от Бога») предопределяет и теологический подход к пониманию сущности государства (идеалы государственной организации связываются с толкованием священных религиозных текстов); марксистская (классовая) теория происхождения государства соответствует такой же (классовой) его сущностной характеристике (классы, большие социальные группы имеют различные, подчас антагонистические, интересы, и поэтому именно государство выступает тем механизмом («машиной»), с помощью которого обеспечивается реализация интересов того класса, который находится у власти, включая подавление интересов других классов); взгляды на государство как организацию, созданную для выполнения «общих дел», производны от теории общественного договора возникновения государства и т. п. Любая теория имеет право на существование, свои достоинства и недостатки; наука не должна безоговорочно отвергать ту или иную концепцию. Все теории, концепции, доктрины возникновения государства могут быть объединены в две группы – концепции первоначального возникновения государства (которые описывают, моделируют очень длительный процесс «вызревания» государства в догосударственном человеческом обществе) и концепции производного возникновения государства (которые анализируют различные схемы возникновения новых государств в государственно‑организованном обществе – в результате революций, захвата одного государства другим, разделения или объединения существующих государств, сецессии (выхода, отсоединения) части государства, обретения независимости колониями и т. п.). В любом случае еще раз подчеркнем, что государство – явление социальное, оно возникло в человеческом обществе на определенном этапе его развития (на этапе разложения первобытной общины, первобытно‑общинного строя) и является частью общества, призванной решать значительную часть общих дел (государство возникло для управления обществом, для служения обществу, а общество, в свою очередь, воздействует на государство). Кроме того, государство – феномен общественно‑политический (что нередко просматривается и в его определениях – «политическая организация общества», «политическое сообщество», «политико‑правовой союз людей…» и т. п.), оно принципиально отличается от иных структурных образований общества.

Несмотря на постулаты отдельных теорий (в частности, марксистской, анархистской) о постепенном отмирании или необходимости слома государства, за прошедшие тысячелетия с момента своего возникновения государство не только не исчезло, но и не подает каких‑либо видимых признаков своей «смерти». Конечно, в истории человечества немало примеров прекращения существования государств в страноведческом аспекте – распадались империи (Римская, Византийская, Австро‑Венгерская, Османская, Российская и др.), на пространстве бывшего СССР сегодня существует 17 суверенных государств (включая частично признанные Абхазию и Южную Осетию), после распада Югославии образовалось 7 новых государств (включая не признанное большинством государств мира Косово), после объединения Германии в 1989 г. прекратила существование в качестве суверенного государства Германская Демократическая Республика (Восточная Германия), объединительные процессы повлекли также прекращение существования самостоятельных государств (южных и северных) во Вьетнаме и в Лаосе, а в Судане, напротив, произошло государственное размежевание, и т. п. (по некоторым данным, за всю историю существования человечества прекратили существование более 600 государств, в том числе более 100 – в Новейшее время, в XX–XXI вв.). Однако, во‑первых, общей тенденцией все‑таки является увеличение количества государств (только в XX столетии их число возросло почти в четыре раза), и во‑вторых, прекращение существования государств имеет место лишь в страноведческом аспекте – прекращает существование та или иная страна (даже если страна крупная – держава, империя), но не государство как явление, как социально‑политическая организация общества; население распавшихся (равно как и объединившихся, присоединившихся и т. п.) стран продолжает жить в рамках государственно организованного общества, на соответствующих территориях неизбежно возникают новые государства (или на эти территории распространяется юрисдикция существовавших ранее других государств). В современном мире нет населенных территорий вне государства, вне той или иной государственной юрисдикции.

Далее – 1.2. Признаки и функции государства