Предпринимательское право Российской Федерации

Предпринимательское право Российской Федерации

 

Понятие и правовая структура рынка природного газа. Рынок газа - один из видов энергетических рынков, которые являются разновидностью более широкой категории товарных рынков. Из самого названия рынка понятно, что объектом правового регулирования на данном рынке является газ, точнее, отношения по поводу купли-продажи, поставки, транспортировки данного товара. В ст. 2 Федерального закона от 31 марта 1999 г. № 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" дается легальное определение газоснабжения. Это одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом, в том числе деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа. Являясь одной из форм энергоснабжения, газоснабжение представляет собой отдельный вид договора купли-продажи, что вытекает из § 6 гл. 30 ГК РФ (ст. ст. 539 - 548). В то же время газоснабжение как деятельность по формированию фонда разведанных месторождений газа, добыче, транспортировке, хранению и поставкам газа подпадает под понятие договора возмездного оказания услуг (определенная деятельность в интересах заказчика), предусмотренного гл. 39 ГК РФ (ст. ст. 770 - 783). Из этого следует, что газоснабжение рассматривается не в узком смысле как разновидность договора купли-продажи, а в общем, более широком - как процесс снабжения энергией.

Газ является объектом, по поводу которого возникают рыночные отношения. Эти отношения являются одним из главных элементов структуры энергетического рынка, в данном случае - газового.

Газ является стратегическим видом энергоресурсов, легальное определение которого дано в ст. 2 Закона "О газоснабжении в Российской Федерации".

Понятие "рынок газа" является обобщающим, ибо, по сути, рынка газа как такового нет ни в России, ни где-либо за рубежом. Есть отдельные рынки природного газа; компримированного природного газа; сжиженного природного газа; газового конденсата; газомоторного топлива. Однако, как и в названном Законе, для удобства общего обозначения указанных отдельных видов рынков обычно используют понятие "рынок газа". Газ является основополагающим элементом правовой структуры рынка - объектом, по поводу которого возникают рыночные отношения.

Следующим элементом правовой структуры рынка газа являются субъекты рыночных отношений: продавцы и покупатели, инфраструктурные организации.

С позиции организации торговли и в зависимости от субъектного состава выделяют оптовый и розничный рынки газа. На оптовом рынке между предпринимателями заключаются контракты на реализацию больших объемов газа, предназначенных как для дальнейшего использования в профессиональной деятельности (например, как источника энергии для промышленного производства), так и для последующей перепродажи потребителям на розничном рынке. На розничном рынке происходит реализация газа конечным потребителям - населению, к числу которого относятся не только граждане-потребители, но и другие субъекты рынка.

Оптовый рынок природного газа состоит из двух секторов: регулируемого и нерегулируемого (свободного). На регулируемом секторе цены на газ устанавливаются государством. Субъектами этого сектора являются ПАО "Газпром" и его аффилированные лица, а также организации - собственники региональных систем газоснабжения. Нерегулируемый сектор свободен от государственного регулирования цен. В этом секторе функционируют в основном независимые производители газа.

Розничный рынок газа является регулируемым.

Основными субъектами российского рынка газа являются: производители газа, газоснабжающие организации (поставщики), операторы инфраструктуры (газотранспортные организации), газораспределительные организации, потребители газа.

Производители газа представлены на сегодняшний день двумя группами хозяйствующих субъектов: с одной стороны, ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами, с другой - независимыми производителями газа.

Основными задачами производителей являются разведка, разработка месторождений и добыча газа, его переработка, поставка и сбыт на оптовом рынке. Производители газа продают газ по оптовым ценам (регулируемым или свободным).

Газоснабжающие организации. Согласно ч. 9 ст. 2 Закона "О газоснабжении в Российской Федерации" (газоснабжающая организация) - это собственник газа или уполномоченное им лицо, осуществляющие поставки газа потребителям по договорам. Добытый на месторождении газ направляется в магистральные газопроводы высокого давления, затем транспортируется по Единой системе газоснабжения в газораспределительные сети (газопроводы среднего и низкого давления). Именно по этим сетям, принадлежащим различным газораспределительным организациям, газ доставляется до сетей и оборудования потребителя.

Реализацию природного газа, добытого ПАО "Газпром" и его аффилированными лицами, осуществляет специализированное дочернее общество ООО "Газпром межрегионгаз", которое через свои дочерние общества - региональные газовые компании оказывает снабженческо-сбытовые услуги по поставке газа промышленным, коммунально-бытовым потребителям и населению.

Потребителем газа в соответствии со ст. 2 Закона "О газоснабжении в Российской Федерации" является лицо, приобретающее газ для собственных бытовых нужд, а также собственных производственных или иных хозяйственных нужд. Главным отличительным признаком потребителей газа от иных покупателей газа является использование газа для собственных производственных, бытовых или иных хозяйственных нужд. То есть организации, осуществляющие перепродажу газа, не могут признаваться потребителями газа.

Применительно к предыдущей редакции Закона "О газоснабжении в Российской Федерации" в части определения понятия "потребитель газа" Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 12 июля 2005 г. № 3007/05 по делу № А32-7490/2004-58/3 не признал приобретателя газа потребителем газа в смысле названного Закона, поскольку газ предполагалось использовать для перепродажи, а не для собственного потребления.

Важнейшими субъектами рынка газа наряду с поставщиками и потребителями являются газотранспортные и газораспределительные организации, осуществляющие транспортировку газа по магистральным и газораспределительным газопроводам. Они являются операторами инфраструктуры - связующим звеном между поставщиками и потребителями.

Газотранспортной организацией согласно ст. 2 Закона "О газоснабжении в Российской Федерации" является организация, осуществляющая транспортировку газа, у которой магистральные газопроводы и отводы газопроводов, компрессорные станции и другие производственные объекты находятся на праве собственности или на иных законных основаниях.

Крупнейшей газотранспортной организацией России - единоличным собственником Единой системы газоснабжения (к которой относится большинство российских магистральных газопроводов) является ПАО "Газпром".

Газотранспортные и газораспределительные организации заключают с поставщиками и потребителями договоры транспортировки газа по принадлежащим им газотранспортным системам. Тарифы на транспортировку газа регулируются государством.

Газораспределительные организации осуществляют поставку газа конечным потребителям посредством газораспределительных и внутридомовых газопроводов, занимаются развитием и обслуживанием газораспределительных систем и внутридомового газового оборудования. Особенности правового регулирования рынка газа связаны прежде всего с особым статусом газа как товара, имеющего стратегическое значение, сложными технико-технологическими аспектами осуществления его поставок (доведения от производителя до потребителя). Основными договорами, регламентирующими отношения в сфере газоснабжения, являются договоры поставки и договоры транспортировки через присоединенную сеть. В качестве предпринимательских и гражданско-правовых отношений они регулируются нормами ГК РФ (гл. 30). Закон "О газоснабжении в Российской Федерации" является специальным законом, составляющим основу регулирования отношений по поставке газа. Специальными подзаконными нормативными актами являются Правила поставки газа в Российской Федерации и Положение об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе Газпрома и к газораспределительным сетям, которые утверждены Правительством РФ.

В сфере газоснабжения выделяют следующие договоры, предусмотренные в Законе "О газоснабжении в Российской Федерации" и развивающих его подзаконных актах Правительства РФ:

  • договор поставки газа (ст. 18 Закона);
  • государственный или муниципальный контракт на поставку газа для государственных или муниципальных нужд (ст. 18 Закона);
  • договор о транспортировке газа населению (п. 6 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан);
  • договор о техническом обслуживании и ремонте внутридомового и (или) внутриквартирного газового оборудования (п. 16 Правил пользования газом в части обеспечения безопасности при использовании и содержании внутридомового и внутриквартирного газового оборудования при предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению);
  • договор о подключении (п. 59 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения);
  • соглашение об уступке права на использование мощности (п. 43 Правил подключения (технологического присоединения) объектов капитального строительства к сетям газораспределения).

В данную систему договоров можно включить договор транспортировки газа по магистральным газопроводам, а также договоры в сфере биржевой торговли газом.

Согласно ст. 18 Закона "О газоснабжении в Российской Федерации" поставки газа проводятся на основании договоров между поставщиками и потребителями независимо от форм собственности в соответствии с гражданским законодательством и утвержденными Правительством РФ правилами поставок газа и правилами пользования газом в Российской Федерации, а также иными нормативными правовыми актами, изданными во исполнение данного Федерального закона.

На практике поставка газа опосредуется, как правило, двумя договорами: договором поставки газа и договором транспортировки газа.

По договору поставки газа через присоединенную сеть одна сторона (газоснабжающая организация) обязуется непрерывно передавать через присоединенную сеть в собственность другой стороне (потребителю), обладающей на законном основании газопотребляющим оборудованием, соответствующий требованиям законодательства газ в согласованных объемах, а другая сторона обязуется равномерно принимать и оплатить поставленный газ в соответствии с показаниями узла учета, оговоренного сторонами, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением газа.

Также стоит учитывать антимонопольное регулирование (ст. 26 Закона "О газоснабжении в Российской Федерации"), в соответствие с которым организациям - собственникам систем газоснабжения, поставщикам газа или уполномоченным ими организациям запрещается совершать действия, нарушающие антимонопольное законодательство.

Отношениям по транспортировке предшествует договор поставки газа, заключенный между поставщиком и покупателем, в соответствии с правилами поставки газа в Российской Федерации.

Газотранспортной организацией является обеспечивающая транспортировку газа организация, у которой магистральные газопроводы и газопроводы-отводы находятся в собственности или на иных законных основаниях. Газпром, являющийся собственником ЕСГ, имеет 19 дочерних предприятий, непосредственно занимающихся транспортировкой углеводородов, доля Газпрома в которых составляет 100%.

По договору транспортировки газа по газопроводам газотранспортная (газораспределительная) организация обязуется обеспечить непрерывное получение покупателем по договору поставки газа в согласованном объеме посредством поддержания в работоспособном состоянии присоединенных к газовому оборудованию покупателя принадлежащих ей газовых сетей и оборудования, с помощью которых происходит поставка газа, а потребитель услуг обязуется оплатить указанные услуги в соответствии с условиями договора транспортировки.

Биржевая торговля природным газом. Развитие биржевой торговли является одной из первоочередных задач на пути либерализации российского рынка природного газа, в этом заинтересованы как газодобывающие компании, так и конечные потребители.

Процессы глобализации, происходящие в мире, касаются не только европейских энергетических рынков, но и напрямую энергетического сектора России. В Европе в 2014 г. было начато формирование Европейского энергетического союза. Для Российской Федерации вопрос межгосударственной экономической интеграции также стал актуальным в связи с созданием в 2014 г. и началом функционирования с 2015 г. ЕАЭС. Принципы взаимодействия государств - членов ЕАЭС в сфере энергетики закреплены в ст. 79 Договора о ЕАЭС.

Согласно договоренностям стран - участниц ЕАЭС к 2025 г. в рамках Союза должны быть созданы общие рынки энергоресурсов (электроэнергии, нефти, нефтепродуктов и газа). В связи с этим разработаны и утверждены концепции общих рынков нефти, нефтепродуктов и газа, а в 2016 - 2017 гг. планируется разработать и принять соответствующие программы по формированию указанных рынков (п. 2 ст. 83 Договора о ЕАЭС). Кроме того, согласно п. 3 ст. 83 Договора о ЕАЭС государства-члены заключают международный договор в рамках Союза о формировании общего рынка газа, базирующийся на положениях концепции и программы формирования общего рынка газа Союза. До вступления в силу указанного международного Договора действует приложение № 22 к Договору о ЕАЭС - Протокол о правилах доступа к услугам субъектов естественных монополий в сфере транспортировки газа по газотранспортным системам, включая основы ценообразования и тарифной политики, имеющий важное практическое значение.

В континентальной Европе довольно длительное время спотовая торговля природным газом ведется на семи "хабах" (узлах газотранспортной системы, куда производители доставляют с месторождений добытый газ), основными из которых являются NBP, TTF, Henry Hub. Вместе с тем в последнее десятилетие в Европе активно развивается биржевая торговля энергетическими продуктами. В 2002 г. в Германии в результате слияния Лейпцигской энергетической биржи (LPX) и Европейской энергетической биржи (EEX), находящейся во Франкфурте-на-Майне, появилась единая Европейская энергетическая биржа (European Energy Exchange AG - EEX). На данной бирже ведутся торги фьючерсами и опционами на электроэнергию, сертификатами на выбросы углекислого газа, углем. С июля 2007 г. на EEX началось ведение торгов природным газом. В настоящее время на Европейской энергетической бирже заключаются как срочные, так и спотовые сделки на поставку природного газа.

В качестве биржевого актива на газовой бирже может выступать как магистральный природный газ, так и сжиженный природный газ (СПГ). Также в качестве сопутствующих активов могут выступать фрахт аккредитованных судов, хранение газа в хранилищах и транзит.

Важнейшей составляющей биржевой инфраструктуры является рынок физического товара (спотовый рынок), подразумевающий немедленную поставку товара. Спотовый рынок - это рынок, на котором действуют специальные условия расчетов между участниками сделки. Такие сделки называются спотовыми (spot). Главная отличительная особенность таких сделок в том, что новые права собственности возникают мгновенно, в тот момент, когда была заключена сделка. Иначе говоря, покупатель мгновенно получает запрошенный товар, а продавец мгновенно получает платеж. Рынок считается спотовым, если соблюдается это главное условие - одновременность совершения сделки, возникновения права собственности покупателя на товар, а продавца - на денежные средства.

Биржевая торговля газом на спотовом рынке имеет большие перспективы. Однако для торговли на спотовом рынке необходимо создать технологическую инфраструктуру - сеть газопроводов различного типа, газовых хранилищ, экспортных СПГ-терминалов.

С учетом этого в качестве места расположения первой российской биржи, на которой запущены торги газом, был выбран Санкт-Петербург, имеющий портовую инфраструктуру и близко расположенный к одной из главных газоэкспортных артерий - газопроводу "Северный поток".

Согласно п. 1 Постановления Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 323 "О реализации природного газа на товарных биржах и внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного регулирования цен на газ и доступа к газотранспортной системе открытого акционерного общества "Газпром" для Газпрома и его аффилированных лиц установлена квота на реализацию природного газа на организованных торгах в объемах до 15 млрд. куб. м в 2012 г. и до 17,5 млрд. куб. м начиная с 2013 г.

К началу 2014 г. была создана необходимая база для ведения организованных биржевых торгов в секции "Газ природный" Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи (СПбМТСБ). В структуре Московской международной товарно-энергетической биржи (ММТБ до июня 2012 г. - Межрегиональная биржа нефтегазового комплекса) также была создана секция природного газа. В настоящее время секция нефтегазового комплекса также создана на Московской энергетической бирже.

По состоянию на апрель 2015 г. у ОАО "ММТБ" отсутствовала лицензия биржи, которую необходимо получить для ведения биржевых торгов в соответствии с Законом "Об организованных торгах", вступившим в силу с 1 января 2014 г.

Однако природный газ на данной бирже не является биржевым товаром. В качестве биржевых товаров выступают пропан-бутан, пропан технический, нормальный бутан, конденсат газовый стабильный.

С 1 января 2014 г. на СПбМТСБ в секции "Газ природный" были введены новые Правила проведения организованных торгов, учитывающие газоотраслевую специфику. В них отражались "спецификация биржевого контракта на газ и описание правил взаимодействия участников, биржи, клиринговой организации, системного оператора, гарантирующего поставщика и расчетного банка". Однако по этим правилам торги ни разу так и не состоялись. Новая редакция Правил, принятая 18 сентября 2014 г. - к началу проведения торгов, действует в настоящее время.

Запуск биржевых торгов природным газом на СПбМТСБ состоялся 24 октября 2014 г. По итогам первых торгов было заключено 11 сделок на двух балансовых пунктах - компрессорной станции (КС) "Вынгапуровская" и КС "Надым". В настоящее время в дополнение к двум указанным балансовым пунктам торги ведутся также на КС "Южно-Балыкская", при этом наблюдается положительная динамика роста реализуемых на бирже объемов газа.

Функционирование биржевых торгов в рамках СПбМТСБ имеет важное значение, так как это единственная площадка, позволяющая ПАО "Газпром" участвовать в свободном секторе оптового рынка и реализовывать газ в установленных объемах по нерегулируемым государством ценам. Торги газом на СПбМТСБ ведутся в настоящее время на месяц вперед с периодичностью раз в месяц, однако в ближайшей перспективе планируется начать торги на декаду (10 дней) и на сутки вперед. В рамках организованных торгов газом с поставкой "на сутки" участникам биржевых торгов предложены более привлекательные условия. "В торгах с поставкой газа "на сутки" покупатель получит газ на следующий день после его оплаты, а продавец свои деньги - на шестой день после окончания дня поставки. Внедрение этой формы торгов позволит закупать оптимальные объемы газа с поставкой "на следующий месяц" и добавлять к ним объемы, приобретенные на торгах с поставкой "на сутки". Это позволит снизить потребность в оборотных средствах и, соответственно, в кредитных ресурсах".

Предметом биржевых торгов в секции газа СПбМТСБ в соответствии с п. 2.2 Правил является природный и (или) сухой отбензиненный газ, поставка которого осуществляется по системе ЕСГ ПАО "Газпром" на основании договоров, заключаемых между продавцами и покупателям по результатам биржевых торгов в Секции. Для секции "газ природный" СПбМТСБ разработана и утверждена Спецификация, определяющая наименование, код биржевого товара, его качественные и количественные характеристики, наименование Базиса, валюту цен по продаваемым товарам, шаг цены для биржевых товаров. Согласно Спецификации биржевым товаром является газ горючий природный после установок промысловой и заводской обработки, поставляемый в магистральные газопроводы (GASN), при этом качество газа, передаваемого в точках входа в ГТС и на балансовом пункте, должно соответствовать стандарту (СТО Газпром 089-2010). Качество газа при передаче покупателю после его транспортировки на выходах ГРС должно соответствовать ГОСТ 5542-87 "Газы горючие природные для промышленного и коммунально-бытового назначения". В целях стимулирования развития биржевой торговли и решения проблемы доступа независимых производителей газа к ЕСГ Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2012 г. № 323 были также внесены изменения в Положение об обеспечении доступа независимых организаций к газотранспортной системе ОАО "Газпром", согласно которым организации, реализующие и приобретающие природный газ на организованных торгах, включены во вторую очередь приоритетности в поставке при отсутствии достаточной для удовлетворения всех рассматриваемых заявок свободной мощности газотранспортной системы.

К первой очереди относятся поставщики газа для коммунальных и бытовых нужд населения, поставщики, транспортирующие отбензиненный сухой газ, получаемый в результате переработки нефтяного (попутного) газа.

Одной из задач биржи, сопутствующей основной (организации торговли), является формирование альтернативного ориентира цены (рыночных индикаторов) на газ на внутреннем рынке, определяемого на основе прозрачного инструмента рыночного ценообразования - биржевой торговли путем соотношения реально существующего спроса/предложения. Следует отметить, что развитие биржевой торговли и существенное увеличение объемов продаж на организованных торгах возможно с постепенным переходом от государственного регулирования цен на газ к государственному регулированию тарифов на услуги по его транспортировке.

В целом процесс расширения "линейки" биржевых продуктов, безусловно, делает "биржевой газ" более привлекательным как для продавцов, так и для покупателей. Но запуск традиционных биржевых инструментов - фьючерсов, форвардов, свопов - возможен только при росте объемов торгов. В принципе предпосылки для роста этих объемов есть. Эти и другие меры предусмотрены в проекте Концепции развития внутреннего рынка газа, подготовленной Министерством энергетики РФ. Концепция является приложением к Генеральной схеме развития газовой отрасли до 2035 г.

Далее – Глава 19. Правовое регулирование рынка ценных бумаг и производных финансовых инструментов