Предпринимательское право Российской Федерации

Предпринимательское право Российской Федерации

 

Раздел IV. Рынок и предпринимательская деятельность

Глава 17. Правовое регулирование товарных рынков

Основные понятия

Ассортимент товаров - набор товаров, объединенных по какому-либо одному или совокупности признаков.

Аукцион - способ продажи товара с публичного торга покупателю, предложившему наивысшую цену.

Биржевые торги - организованные торги, проводимые биржей.

Биржа - организатор торговли, имеющий лицензию биржи. Биржей может являться только акционерное общество.

Биржевая сделка - зарегистрированный биржей договор (соглашение), заключаемый участниками биржевой торговли в отношении биржевого товара в ходе биржевых торгов.

Бренд (брендинг) - клеймо; марочный (от англ. "brand" - марка товара) принцип управления (brand management), заключающийся в выделении отдельных брендов (товарных знаков, товарных марок, знаков обслуживания) в самостоятельные объекты маркетинга.

Брокер - биржевой посредник, заключающий биржевые сделки от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени за счет клиента.

Брокерская деятельность - совершение биржевых сделок брокером от имени клиента и за его счет, от имени клиента и за свой счет или от своего имени за счет клиента.

Горизонтальные сбытовые (маркетинговые) сети - система взаимозависимых организаций, специально созданных для осуществления организации сбыта и непосредственно сбыта товаров.

Дилер - биржевой посредник, заключающий биржевые сделки от своего имени и за свой счет в целях последующей перепродажи на бирже для получения выручки (прибыли).

Дилерская деятельность - совершение биржевых сделок дилером от своего имени и за свой счет в целях последующей перепродажи на бирже.

Дистрибьютор - оптовая организация, осуществляющая продажу товаров, приобретаемых по договору с определенным производителем на долгосрочной основе.

Заявка - предложение и (или) принятие предложения заключить один или несколько договоров на организованных торгах.

Изготовитель - организация независимо от ее формы собственности, а также индивидуальный предприниматель, производящие товары для реализации потребителю.

Инфраструктура рынка - совокупность организаций, обеспечивающих нормальную деятельность участников товарного обращения.

Классификация товарных рынков - совокупность критериев, определяющих типы товарных рынков.

Клиринговый брокер - участник клиринга, который является стороной по договорам, заключенным на основании заявок, поданных не в его интересах другим лицом - участником организованных торгов.

Конъюнктура товарного рынка - временная экономическая ситуация, характеризующаяся совокупностью признаков, выражающих состояние рынка товаров в определенный момент времени.

Маркетинг - система управления предпринимательской деятельностью, основанная на комплексном анализе рынка, включая изучение и прогнозирование спроса, цен, рекламу и др., и имеющая целью сведение риска к минимуму.

Маркетмейкер - участник торгов, который на основании договора, одной из сторон которого является организатор торговли, принимает на себя обязательства по поддержанию цен, спроса, предложения и (или) объема торгов финансовыми инструментами, иностранной валютой и (или) товаром на условиях, установленных таким договором.

Оператор товарных поставок - организация, осуществляющая проведение, контроль и учет товарных поставок по обязательствам, допущенным к клирингу, получившая аккредитацию на осуществление указанных функций, если иное не установлено Федеральным законом "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте".

Оптовая торговля - составная часть внутренней торговли; начальная стадия обращения товаров, движение их от производителей до предприятий розничной торговли. Объектами купли-продажи являются крупные партии товаров. Основные формы оптовой торговли - ярмарки, товарные биржи, аукционы и др.

Оптовый рынок - ключевое звено в организации торгового бизнеса, обеспечивающее взаимосвязь между производством и потреблением.

Организатор торговли - лицо, оказывающее услуги по проведению организованных торгов на товарном и (или) финансовом рынках на основании лицензии биржи или лицензии торговой системы (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ "Об организованных торгах").

Организованные торги - торги, проводимые на регулярной основе по установленным правилам, предусматривающим порядок допуска лиц к участию в торгах для заключения ими договоров купли-продажи товаров, ценных бумаг, иностранной валюты, договоров репо и договоров, являющихся производными финансовыми инструментами (п. 7 ст. 9 Федерального закона "Об организованных торгах").

Паблик рилейшнз (Public Relations - PR) - вид деятельности, направленный на формирование благоприятного общественного мнения о фирме.

Покупатели - юридические и (или) физические лица, использующие, приобретающие, заказывающие либо имеющие намерение приобрести или заказать товары и услуги.

Посредник - в коммерции лицо (фирма или организация), стоящее между производителем и потребителем и содействующее их товарообороту; в юриспруденции лицо, содействующее продавцу и (или) покупателю в заключении и исполнении контрактов.

Потребители рекламы - лица, на привлечение внимания которых к объекту рекламирования направлена реклама.

Потребительский рынок - рынок продовольствия, социально значимых товаров и лекарственных средств.

Правила клиринга - документ (документы), утвержденный (утвержденные) клиринговой организацией и содержащий (содержащие) условия договора об оказании клиринговых услуг и требования к участникам клиринга.

Реализация товаров (работ, услуг) - передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами, услугами) права собственности на товар, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу.

Реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Рекламодатель - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Рекламопроизводитель - лицо, осуществляющее полностью или частично приведение информации в готовую для распространения в виде рекламы форму.

Рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.

Розничные торговые организации - организации торговли, реализующие товар конечному потребителю (ритейл).

Рынок - совокупность социально-экономических отношений между продавцами и покупателями; сфера потенциальных обменов, посредством которых осуществляется реализация товаров и окончательное признание общественного характера заключенного в них труда; механизм (институт), сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг.

Рыночная экономика - система экономических свобод, действующая в жестких рамках закона, поскольку свобода без закона может привести к хаосу и насилию, а закон без свободы чреват тиранией государства.

Сбыт товаров - система мероприятий по реализации товаров.

Спрос - количество товаров и услуг, которое может быть реализовано в заданный период на рынке при существующем уровне цен; конкретная потребность, подкрепленная покупательной способностью.

Структура товарного рынка - совокупность объединяемых договорно-хозяйственными связями звеньев, участвующих в продвижении товаров от изготовителей к потребителям.

Товар - объект гражданских прав (в том числе работа, услуга, включая финансовую услугу), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот, неизъятые из оборота вещи (за исключением ценных бумаг, иностранной валюты) определенного рода и качества, любого агрегатного состояния, допущенные к организованным торгам.

Товарное обращение - совокупность взаимосвязанных актов купли-продажи массы товаров, создаваемых в различных областях хозяйственной деятельности.

Товарный оборот - объем продажи товаров и оказания услуг в денежном выражении за определенный период времени.

Товарный рынок - сфера обращения товара (в том числе товара иностранного производства), который не может быть заменен другим товаром, или взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в том числе географических), исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности приобретатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

Товаропроизводитель - изготовитель товара.

Торги - форма торговли, при которой покупатель объявляет конкурс для продавцов с определенными технико-экономическими характеристиками. Торги проводятся в форме аукциона или конкурса.

Торговая система - организатор торговли, имеющий лицензию торговой системы.

Торгово-промышленные палаты - в Российской Федерации негосударственные некоммерческие организации, объединяющие российские предприятия и российских предпринимателей для оказания им различного рода услуг (информационных, консультационных, третейских и др.), а также для представительства и защиты их коллективных интересов внутри страны и за рубежом.

Торгово-распределительная сеть - внутренний торговый аппарат и внешняя сеть торговых предприятий-посредников, через которые осуществляется реализация продукции.

Торговые агентства - особый вид посредников, подыскивающих покупателей, ведущих переговоры с ними, информирующих продавцов о предпринимательской среде рынка.

Торговые дома - многопрофильные торговые предприятия, интегрированные в производственную, финансовую и внешнеэкономическую сферы.

Торговые сети - совокупность торговых предприятий, расположенных в пределах конкретной территории или находящихся под общим управлением.

Торговый агент - лицо, которое продает товар одного или нескольких предприятий по договору, действуя на рынках с высокой конкуренцией.

Участник торгов - лицо, которое допущено к участию в организованных торгах.

Цена - денежное выражение стоимости товара.

Центральный контрагент - юридическое лицо, являющееся одной из сторон заключаемых договоров, обязательства из которых подлежат включению в клиринговый пул, имеющее лицензию небанковской кредитной организации на осуществление банковских операций, а также лицензию на осуществление клиринговой деятельности и получившее статус центрального контрагента в соответствии с Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте".

Ярмарка - ежегодный рынок. Периодически, как правило, ежегодно, организуемые в установленном месте торги.

Основные нормативные акты и материалы судебной практики

  • Конституция РФ (ст. ст. 8, 15, 29, 34, 71, 74, 130, 132).
  • Гражданский кодекс РФ (п. 1 ст. 10, ст. ст. 129, 153, 401, 437, 454, 494, 702, 779, 1022, 1033, 1076, 1222; гл. 37, 39, 49, 51, 52; часть четвертая).
  • Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. ст. 5.9, 5.12, 5.48, 6.13, 6.20, 11.21, 14.3, 14.3.1, 14.24, 14.27, 14.37, 14.38, 14.42 (ч. ч. 5, 6), ч. 2.4 ст. 19.5, 19.8 (ч. 6), 19.31).
  • Налоговый кодекс РФ (ст. ст. 40, 188, 214.1).
  • Закон РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей" (ст. 9).
  • Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности".
  • Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ "О рекламе".
  • Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ "О защите конкуренции".
  • Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. № 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации".
  • Федеральный закон от 28 декабря 2009 г. № 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации".
  • Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 325-ФЗ "Об организованных торгах".
  • Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. № 327-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "Об организованных торгах".
  • Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 7-ФЗ "О клиринге, клиринговой деятельности и центральном контрагенте".
  • Федеральный закон от 21 июля 2012 г. № 126-ФЗ "О ратификации Протокола о присоединении Российской Федерации к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации от 15 апреля 1994 г.".
  • Указ Президента РФ от 29 января 1992 г. № 65 "О свободе торговли".
  • Постановление Правительства РФ от 17 августа 2006 г. № 508 "Об утверждении Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе".
  • Постановление Правительства РФ от 20 декабря 2012 г. № 1346 "Об утверждении Положения о государственном надзоре в области рекламы".
  • Постановление правительства Москвы от 12 декабря 2012 г. № 712-ПП "Об утверждении Правил установки и эксплуатации рекламных конструкций".
  • Общероссийский классификатор видов экономической деятельности. ОК 029-2007 (ОКВЭД (КДЕС Ред. 1.1)).
  • Постановление Конституционного Суда РФ от 4 марта 1997 г. № 4-П "По делу о проверке конституционности ст. 3 Федерального закона от 18 июля 1995 г. "О рекламе".
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. № 16 "О практике применения судами Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации".
  • Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 8 октября 2012 г. № 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе".
  • Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда от 3 августа 1993 г. № С-13/ОП-250 "Обзор практики разрешения споров, связанных с исполнением, изменением и расторжением биржевых сделок".
  • Информационное письмо Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11 января 2002 г. № 66 "Обзор практики разрешения споров, связанных с арендой".
  • Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров (заключена в Вене 11 апреля 1980 г.) (Венская конвенция).
  • Договор о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29 мая 2014 г.).
  • Протокол о функционировании Евразийского экономического союза в рамках многосторонней торговой системы (приложение № 31 к Договору о Евразийском экономическом союзе).
  • Международные правила по унифицированному толкованию торговых терминов (ИНКОТЕРМС). 2010.
  • Принципы международных коммерческих договоров УНИДРУА. Приняты в 2010 г.
  • Конвенция о гармонизированной системе описания и кодирования товаров (заключена в Брюсселе 14 июня 1983 г.).
  • Модельный торговый кодекс для государств - участников СНГ. Принят на 33-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств - участников СНГ (Постановление от 2 декабря 2009 г. № 33-24).

Далее – § 1. Товарный рынок и предприниматель