Предпринимательское право Российской Федерации

Предпринимательское право Российской Федерации

 

Данные правонарушения по своей правовой природе не являются монополистической деятельностью. Как уже упоминалось, последняя понимается как деятельность именно хозяйствующих субъектов по ограничению конкуренции.

В отличие от хозяйствующих субъектов, которые могут выступать субъектами монопольного (доминирующего) положения на рынке, органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также органы и организации, исполняющие функции указанных органов, этого права лишены, так как их деятельность по осуществлению публичной власти не является экономической и предпринимательской. Они не признаются субъектами монополии (доминирующего положения) и конкуренции на рынке, поэтому Закон не упоминает их при определении этих понятий.

Тем не менее противоправное поведение органов и организаций публичной власти, направленное на недопущение, ограничение или устранение конкуренции, является общественно опасным в связи с тем, что данные субъекты используют указанную власть в целях неправомерного получения или создания различных привилегий и преимуществ (в том числе для отдельных субъектов предпринимательства), нарушающих права и законные интересы предпринимателей на рынке.

Правонарушения органов публичной власти Закон подразделяет на индивидуальные акты и действия; соглашения и согласованные действия, ограничивающие конкуренцию.

Индивидуальные акты и действия. В антимонопольном законодательстве они именуются актами и действиями (бездействием) федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов или организаций, организаций, участвующих в предоставлении государственных или муниципальных услуг, а также государственных внебюджетных фондов, ЦБ РФ, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции (за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и осуществления таких действий) (ст. 15 Закона о защите конкуренции).

Рассматриваемые правонарушения подразделяются на две группы:

  • неправомерные акты и действия, посягающие на свободу конкуренции и предпринимательства на рынке;
  • акты и действия по неправомерному приобретению избыточных властных полномочий.

Акты и действия, посягающие на свободу конкуренции и предпринимательства на рынке, - это принятие актов и совершение действий (бездействие) указанными органами и организациями, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции и приводят к следующим ситуациям: к ограничению самостоятельности субъектов предпринимательства, созданию дискриминирующих или, напротив, благоприятствующих условий деятельности отдельных субъектов предпринимательства.

Антимонопольное законодательство содержит примерный перечень подобных неправомерных актов и действий. В частности, подлежат запрету:

  • введение ограничений в отношении создания хозяйствующих субъектов в какой-либо сфере деятельности, а также установление запретов или введение ограничений в отношении осуществления отдельных видов деятельности или производства определенных видов товаров;
  • необоснованное препятствование осуществлению деятельности хозяйствующими субъектами, в том числе путем установления не предусмотренных законодательством РФ требований к товарам или к хозяйствующим субъектам;
  • установление запретов или введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, иных ограничений прав хозяйствующих субъектов на продажу, покупку, иное приобретение, обмен товаров;
  • дача хозяйствующим субъектам указаний о первоочередных поставках товаров для определенной категории покупателей (заказчиков) или о заключении в приоритетном порядке договоров;
  • установление для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары;
  • предоставление хозяйствующему субъекту доступа к информации в приоритетном порядке;
  • предоставление государственной или муниципальной преференции в нарушение порядка, предусмотренного законом (ч. 1 ст. 15 Закона о защите конкуренции).

Законодательство содержит ряд положений, устанавливающих недопустимость неправомерных запретов и введение ограничений в отношении свободного перемещения товаров в Российской Федерации, ограничений на создание юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

Так, недопустимость установления запретов на перемещение товаров из одного региона в другой установлена Конституцией РФ. Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей (ч. 2 ст. 74 Конституции РФ). Отказ в государственной регистрации юридического лица, а также во включении данных о нем в ЕГРЮЛ допускается только в случаях, предусмотренных Законом о регистрации юридических лиц (п. 5 ст. 51 ГК РФ).

Ограничения и запреты, вводимые актами государственных органов исполнительной власти или органов местного самоуправления, являются неправомерными.

Обязанности о первоочередной поставке товаров определенному кругу покупателей или о приоритетном заключении договоров могут устанавливаться только законодательными и иными нормативными актами федерального уровня. Такие обязанности возложены, в частности, на поставщиков, занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, в отношении заключения контрактов на поставку товаров для государственных нужд (п. 2 ст. 5 Закона о поставках продукции для государственных нужд) и т.д. При необоснованном уклонении поставщика от заключения государственного контракта на поставку продукции для федеральных государственных нужд в случаях, когда обязательность заключения контракта установлена законом, поставщик уплачивает покупателю штраф в размере стоимости продукции, определенной в проекте контракта.

Необоснованное предоставление льгот означает, что они не основаны на законодательстве РФ либо предоставляются отдельному или нескольким субъектам предпринимательства, а не неопределенному числу лиц соответствующей группы, имеющих право на льготы.

Решения государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления по вопросам создания, реорганизации и ликвидации субъектов предпринимательства в случаях, предусмотренных антимонопольным законодательством, а также предоставления льгот отдельному или нескольким субъектам предпринимательства подлежит обязательному согласованию с федеральным антимонопольным органом (ФАС России), если иное не предусмотрено законодательными актами РФ.

Акты и действия по неправомерному приобретению избыточных властных полномочий - это индивидуальные акты и действия государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, направленные на неправомерное укрепление их собственной власти по отношению к предпринимателям и ограничение конкуренции. Закон запрещает два варианта таких правонарушений:

  • наделение органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления полномочиями, осуществление которых приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением случаев, установленных федеральными законами (ч. 2 ст. 15 Закона о защите конкуренции);
  • совмещение функций федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, иных органов власти, органов местного самоуправления и функций хозяйствующих субъектов, за исключением случаев, установленных федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, а также наделение хозяйствующих субъектов функциями и правами указанных органов, в том числе функциями и правами органов государственного контроля и надзора, если иное не установлено специальными федеральными законами (ч. 3 ст. 15 Закона о защите конкуренции).

Неправомерные соглашения и согласованные действия, приводящие к недопущению, ограничению, устранению конкуренции. Субъектный состав данных правонарушений имеет особенности. Противоправные соглашения (согласованные действия) могут достигаться между:

  • федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями, а также государственными внебюджетными фондами, ЦБ РФ;
  • указанными органами и организациями, с одной стороны, и хозяйствующим субъектом - с другой.

Государственные органы исполнительной власти и органы местного самоуправления в рамках их полномочий выступают соответственно от имени Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований в качестве участников отношений, регулируемых гражданским законодательством. Такое участие может выражаться в том числе в заключении различных соглашений и совершении согласованных действий.

Законодательство содержит примерный перечень запрещенных соглашений (согласованных действий), которые приводят или могут привести к следующим последствиям:

  • повышению, снижению или поддержанию цен (тарифов), за исключением случаев, если такие соглашения предусмотрены федеральными законами или нормативными правовыми актами Президента РФ, Правительства РФ;
  • экономически, технологически и иным образом не обоснованному установлению различных цен (тарифов) на один и тот же товар;
  • разделу товарного рынка по территориальному принципу, объему продажи или покупки товаров, ассортименту реализуемых товаров либо по составу продавцов или покупателей (заказчиков);
  • ограничению доступа на товарный рынок, выхода из товарного рынка или устранению с него хозяйствующих субъектов (ст. 16 Закона о защите конкуренции).

Далее – Глава 16. Саморегулирование в предпринимательской деятельности