Предпринимательское право Российской Федерации

Предпринимательское право Российской Федерации

 

Монополия (греч. "monopolia" - продаю один) - экономическая категория, характеризующая определенную структуру рынка с преобладанием на нем единоличного продавца или покупателя, продающего (приобретающего) товар, на который не имеется близких заменителей. В экономической литературе такая структура рынка именуется абсолютной ("чистой") монополией.

В реальной экономической действительности существуют рыночные ситуации, характеризуемые различной степенью преобладания конкуренции и монополии. Данные типы рынков получили наименование "несовершенной" конкуренции (олигополия, монополистическая конкуренция).

В российском законодательстве отсутствует общее определение понятия "монополия". Термин "монополия" упоминается в нормативных актах применительно к наименованию особых субъектов, подвергающихся правовому регулированию, в частности к государственным и естественным монополиям.

Следует обратить внимание, что для права наиболее важное значение имеет нормативное регулирование именно определенного исключительного (привилегированного) положения субъектов рынка, которое дает субъекту особые преимущества в осуществлении предпринимательской деятельности по сравнению с другими субъектами. Особый же статус субъекта рынка (как монополиста) является производным от упомянутого исключительного положения (и, следовательно, вторичным).

Антимонопольное законодательство использует правовую категорию, общий правовой режим "доминирующее положение" для регулирования и контроля различной степени монополизации рынков (от абсолютной монополии до монополистической конкуренции). Доминирующее положение в определенных сферах экономической деятельности также может дополнительно регулироваться посредством установления специальных правовых режимов (например, режимов естественной и государственной монополии).

В зависимости от степени вмешательства государства в установление доминирующего положения хозяйствующих субъектов на рынках и иных специальных режимов следует различать следующие основные виды монополий, имеющие правовое значение:

  • создаваемые в результате непосредственного регулирующего воздействия государства;
  • образуемые вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства без непосредственного регулирующего воздействия государства;
  • возникающие в результате обладания исключительными правами.

Указанные виды монополий также можно классифицировать в зависимости от того, защищены они от конкуренции или нет. Речь идет о том, что некоторые монополии либо не допускают, либо существенно ограничивают конкуренцию со стороны других хозяйствующих субъектов на законных основаниях. В литературе эти монополии получили различные наименования: "закрытые", "легальные", "юридические" монополии. К ним относятся: 1) монополии, непосредственно регулируемые государством, и 2) монополии обладателей исключительных прав.

Остальные монополии не могут быть защищены от конкуренции, а должны подчиняться экономическим законам конкурентного рынка (взаимодействию спроса и предложения), что является основополагающим правилом (принципом) рыночной экономики и предпринимательства. Соответственно, государство устанавливает правовой режим недопустимости ограничения конкуренции.

Монополии обладателей исключительных прав могут сочетаться как с "рыночными" монополиями, так и с монополиями, непосредственно регулируемыми государством.

Монополии первого вида - монополии, непосредственно регулируемые государством. Они создаются по воле государства с целью обеспечения государственных и общественных интересов. Эти монополии защищены от конкуренции со стороны хозяйствующих субъектов, не являющихся субъектами данных монополий. Их можно назвать государственными монополиями в широком смысле. Существует две разновидности монополий рассматриваемого типа: государственные и естественные монополии.

Государственная монополия - монополия, созданная в соответствии с законодательством РФ, определяющим товарные границы монопольного рынка, субъекта монополии (монополиста), формы контроля и регулирования его деятельности, а также компетенцию контролирующего органа.

Целями создания государственных монополий являются: защита экономических интересов государства и потребителей, укрепление безопасности, внешнеторговых, военно-политических позиций государства, ограничение свободного оборота определенных товаров (наркотических средств и т.д.). Государственные монополии вводятся в императивном порядке на основании норм законодательства и направлены в основном на обеспечение публично-правовых интересов.

Сферы и численность государственных монополий достаточно подвижны, определенные из них то вводятся, то упраздняются.

Осуществление государственной монополии регламентируется федеральными нормативными актами, в частности Федеральными законами "О наркотических средствах и психотропных веществах", "О драгоценных металлах и драгоценных камнях", "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" и др.

Например, в соответствии с п. 3 ст. 10 Федерального закона от 26 марта 1998 г. № 41-ФЗ "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" в Российской Федерации установлена государственная монополия на опробование и клеймение государственным пробирным клеймом ювелирных и иных бытовых изделий из драгоценных металлов, а также государственная монополия на регулирование экспорта необработанных алмазов.

Согласно ст. 5 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 3-ФЗ "О наркотических средствах и психотропных веществах" в Российской Федерации действует государственная монополия на основные виды деятельности, связанные с оборотом наркотических средств, психотропных веществ: культивирование растений; разработку, переработку, распределение, ввоз (вывоз), уничтожение наркотических средств, психотропных веществ. Указанные виды деятельности, а также производство наркотических средств или психотропных веществ, внесенных в Список II, осуществляются только государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями в порядке, установленном законом и принимаемыми в соответствии с ним иными нормативными правовыми актами РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 4 Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 114-ФЗ "О военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами" государственная монополия на деятельность в области военно-технического сотрудничества обеспечивается: введением разрешительного порядка экспорта и импорта продукции военного назначения; регламентированием военно-технического сотрудничества в соответствии с военно-политическими и экономическими интересами России; проведением единой государственной политики в области формирования внешнеторговых цен на продукцию военного назначения; обеспечением бюджетного финансирования экспорта и импорта продукции военного назначения, осуществляемых во исполнение международных обязательств Российской Федерации.

Естественная монополия - состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства этих товаров (услуг) и иных установленных законом причин (ст. 3 Закона о естественных монополиях).

Закон устанавливает следующие признаки (так называемые естественные основания) таких монополий:

  • существенное понижение издержек производства определенных товаров (услуг) на единицу товара по мере увеличения объема их производства;
  • товары (услуги), производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами;
  • спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

Существование данного вида монополий объясняется тем, что в определенных сферах предпринимательской деятельности конкуренция по объективным экономическим причинам является неэффективной вследствие того, что один субъект предпринимательства может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки на единицу продукции, чем имели бы несколько конкурентов. Однако для того, чтобы какая-либо сфера деятельности приобрела правовой статус естественной монополии, необходимо признание ее в качестве таковой со стороны государства.

Субъектом естественной монополии является хозяйствующий субъект, занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии.

Существует перечень сфер деятельности, в которых введен режим естественной монополии:

  • транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;
  • транспортировка газа по трубопроводам;
  • услуги по передаче электрической энергии;
  • услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;
  • услуги по передаче тепловой энергии;
  • водоснабжение и водоотведение с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры;
  • услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей;
  • захоронение радиоактивных отходов;
  • ледокольная проводка судов, ледовая лоцманская проводка судов в акватории Северного морского пути (ст. 4 Закона о естественных монополиях).

В указанных сферах предпринимательской деятельности государство вводит специальный правовой режим регулирования и контроля деятельности субъектов естественных монополий. Федеральная антимонопольная служба осуществляет государственное регулирование и контроль в сферах естественных монополий.

Методы регулирования деятельности субъектов естественных монополий:

  • ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или их предельного уровня;
  • определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и (или) установление минимального уровня их обеспечения в случае невозможности удовлетворения в полном объеме потребностей в товаре, производимом (реализуемом) субъектом естественной монополии, с учетом необходимости защиты прав и законных интересов граждан, обеспечения безопасности государства, охраны природы и культурных ценностей (ст. 6 Закона о естественных монополиях).

Перечень товаров (работ, услуг) субъектов естественных монополий, цены (тарифы) на которые регулируются государством, и порядок государственного регулирования цен (тарифов) на эти товары (работы, услуги), включающий основы ценообразования и правила государственного регулирования и контроля, утверждаются Правительством РФ.

Субъекты естественных монополий обязаны предоставлять доступ на товарные рынки и (или) производить (реализовывать) товары и услуги, на недискриминационных условиях.

В сферах естественных монополий вводится также режим недискриминационного доступа к товарам (услугам) естественных монополий.

Второй вид монополий - рыночные монополии. Они создаются вследствие самостоятельных действий субъектов предпринимательства при осуществлении ими своей деятельности под воздействием различных факторов на рынке (экономических, внеэкономических) без непосредственного регулирующего воздействия государства.

Такие монополии могут появиться в результате победы в добросовестной конкуренции определенного субъекта предпринимательства и выхода с рынка других конкурентов, посредством концентрации капиталов и объединения субъектов предпринимательства, неразвитости рынка и т.д. В данной ситуации субъект предпринимательства на определенное время становится единственным производителем (продавцом) определенного товара. При этом юридических ограничений для конкуренции не существует, другие субъекты имеют право осуществлять аналогичную предпринимательскую деятельность на данном рынке и конкурировать между собой.

Монополии третьего вида - монополии обладателей исключительных прав. Монопольное положение может возникать из обладания (использования) субъектом предпринимательской деятельности исключительными правами на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации предпринимателя, продукции (работ, услуг). Таковыми являются права на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров, фирменные наименования и т.п.

Субъект предпринимательской деятельности может занимать монопольное положение на рынке по использованию этих объектов исходя из самого факта юридического признания за ним статуса их обладателя (например, обладателей патентов на изобретения, промышленные образцы или свидетельств о регистрации товарных знаков). Обладание правами на подобные объекты автоматически ставит субъекта предпринимательской деятельности в положение, при котором их использование всецело зависит лишь от его усмотрения.

Возможность занятия на рынке монопольного (доминирующего) положения вследствие обладания данными правами связана прежде всего с монопольным характером самих этих прав на указанные нематериальные блага (объекты права промышленной собственности).

Категория "доминирующее положение" была сконструирована и используется для целей антимонопольного регулирования. Доминирующее положение понимается как особое экономическое положение хозяйствующего субъекта, выражающееся в наличии определенной "рыночной власти". Представляя доминирующее положение в качестве блага хозяйствующего субъекта, Закон соразмерно уравновешивает его необходимым бременем, налагая на доминирующего субъекта определенные ограничения и запреты, а также предусматривая ответственность за их нарушение. Прежде всего ограничения касаются свободы осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, включая свободу установления цен, свободу договора и т.д. Конкретные ограничения и запреты предусмотрены в ст. 10 Закона о защите конкуренции, именуемые злоупотреблениями доминирующим положением на рынке.

Следует выделять два основных критерия для определения доминирующего положения субъекта предпринимательства на рынке: качественный и количественный.

Качественный критерий содержит указание на сущность поведения субъекта предпринимательства на определенном рынке. Доминирующим положением признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц) или нескольких хозяйствующих субъектов (групп лиц) на рынке определенного товара, дающее такому хозяйствующему субъекту (группе лиц) или таким хозяйствующим субъектам (группам лиц) возможность оказывать решающее влияние на общие условия обращения товара на соответствующем товарном рынке, и (или) устранять с этого товарного рынка других хозяйствующих субъектов, и (или) затруднять доступ на этот товарный рынок другим хозяйствующим субъектам (ч. 1 ст. 5 Закона о защите конкуренции).

Количественный (вспомогательный) критерий доминирующего положения позволяет определить долю рынка, которую субъект предпринимательства должен занимать, чтобы иметь возможность оказывать решающее влияние на общие условия оборота товаров (работ, услуг) на рынке или затруднять доступ на него другим конкурентам.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации):

  • доля которого на рынке определенного товара превышает 50%, если только при рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства или при осуществлении государственного контроля за экономической концентрацией не будет установлено, что, несмотря на превышение указанной величины, положение хозяйствующего субъекта на товарном рынке не является доминирующим;
  • доля которого на рынке определенного товара составляет менее 50%, если доминирующее положение такого хозяйствующего субъекта установлено антимонопольным органом исходя из неизменной или подверженной малозначительным изменениям доли хозяйствующего субъекта на товарном рынке, относительного размера долей на этом товарном рынке, принадлежащих конкурентам, возможности доступа на этот товарный рынок новых конкурентов либо исходя из иных критериев, характеризующих товарный рынок.

Не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта (за исключением финансовой организации), доля которого на рынке определенного товара не превышает 35%, за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами, а также установления доминирующего положения в составе коллективного доминирования.

Так, в соответствии с п. 4 ст. 21 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 126-ФЗ "О связи" хозяйствующим субъектом, занимающим доминирующее положение на рынке услуг подвижной радиотелефонной связи, является оператор связи, доля которого на этом рынке в географических границах РФ превышает 25%. Это правило используется для целей применения Федерального закона от 29 апреля 2008 г. № 57-ФЗ "О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства".

В соответствии с п. 3 ст. 25 Федерального закона от 26 марта 2003 г. № 35-ФЗ "Об электроэнергетике" доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта (группы лиц), если выполняется хотя бы одно из следующих условий: доля установленной мощности его генерирующего оборудования или доля выработки электрической энергии с использованием указанного оборудования в границах зоны свободного перетока превышает 20%; доля приобретаемой или потребляемой электрической энергии и (или) мощности в границах соответствующей зоны свободного перетока превышает 20%.

Коллективное доминирование - это доминирующее положение каждого хозяйствующего субъекта из нескольких хозяйствующих субъектов (за исключением финансовой организации), если выполняются в совокупности следующие три условия:

  • совокупная доля не более чем трех хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 50%, или совокупная доля не более чем пяти хозяйствующих субъектов, доля каждого из которых больше долей других хозяйствующих субъектов на соответствующем товарном рынке, превышает 70% (настоящее положение не применяется, если доля хотя бы одного из указанных хозяйствующих субъектов менее 8%);
  • в течение длительного периода (в течение не менее одного года или, если такой срок составляет менее чем один год, в течение срока существования соответствующего товарного рынка) относительные размеры долей хозяйствующих субъектов неизменны или подвержены малозначительным изменениям, а также доступ на соответствующий товарный рынок новых конкурентов затруднен;
  • реализуемый или приобретаемый хозяйствующими субъектами товар не может быть заменен другим товаром при потреблении (в том числе при потреблении в производственных целях), рост цены товара не обусловливает соответствующее такому росту снижение спроса на этот товар, информация о цене, об условиях реализации или приобретения этого товара на соответствующем товарном рынке доступна неопределенному кругу лиц.

Доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке.

Условия признания доминирующим положения финансовой организации, поднадзорной Центральному банку РФ, с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом, устанавливаются Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ. Условия признания доминирующим положения иной финансовой организации с учетом ограничений, предусмотренных федеральным законом, устанавливаются Правительством РФ. Доминирующее положение финансовой организации, поднадзорной ЦБ РФ, устанавливается антимонопольным органом в порядке, утвержденном Правительством РФ по согласованию с ЦБ РФ. Порядок установления антимонопольным органом доминирующего положения иной финансовой организации утверждается Правительством РФ. Не может быть признано доминирующим положение финансовой организации, доля которой не превышает 10% на единственном в Российской Федерации товарном рынке или 20% на товарном рынке, обращающийся на котором товар обращается также на иных товарных рынках в Российской Федерации.

Доминирующее положение на рынке могут занимать субъекты, относящиеся к различным видам монополий: субъекты государственных и естественных монополий, субъекты "рыночных" монополий, обладатели исключительных прав.

Субъектам предпринимательской деятельности не запрещается занимать доминирующее положение на рынке. Такое положение само по себе не является противоправным. Как уже отмечалось выше, оно может возникнуть по воле государства либо в результате неразвитости определенного рынка или эффективного осуществления субъектом предпринимательства добросовестной конкуренции и победы в конкурентной борьбе и т.п. В последнем случае доминирующее положение производно от конкуренции и является ее закономерным итогом.

Однако если доминирующее (монопольное) положение предпринимателя явилось следствием его неправомерных действий, нарушающих нормы законодательства, то такие действия будут квалифицированы как правонарушения (монополистическая деятельность), а вызванное такими действиями "доминирование" - как вредоносные последствия (ограничение или устранение конкуренции).

Хозяйствующий субъект вправе представлять в антимонопольный орган или в суд доказательства того, что положение этого хозяйствующего субъекта на товарном рынке не может быть признано доминирующим.

Далее – § 3. Запрещение монополистической деятельности