Предпринимательское право Российской Федерации

Предпринимательское право Российской Федерации

 

Правовые основы налогового учета закреплены в НК РФ. Налоговый учет законодательно определен как система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным НК РФ (ст. 313).

Налоговый учет осуществляется в целях:

  • формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного (налогового) периода;
  • обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога.

Объектами налогового учета являются имущество, обязательства и хозяйственные операции организации, стоимостная оценка которых определяет размер налоговой базы текущего отчетного налогового периода или налоговой базы последующих периодов.

Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно исходя из принципа последовательности применения норм и правил налогового учета от одного налогового периода к другому. При этом налоговые и иные органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета, но могут давать рекомендации по применению норм налогового законодательства в части организации и ведения налогового учета.

Порядок ведения налогового учета в обязательном порядке устанавливается налогоплательщиком в специальном локальном акте, именуемом учетной политикой для целей налогообложения. Этот документ должен быть утвержден приказом (распоряжением) руководителя. В случае если налогоплательщик начал осуществлять новые виды деятельности, он обязан внести соответствующие изменения в учетную политику.

Данные налогового учета должны отражать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом по налогу.

Данные налогового учета фиксируются в разработочных таблицах (учетные регистры), справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения. Формирование этих данных предполагает непрерывность отражения в хронологическом порядке объектов учета для целей налогообложения. Содержание данных налогового учета, в том числе первичных документов, является налоговой тайной.

Подтверждением данных налогового учета являются:

1) первичные учетные документы (включая справку бухгалтера, являющуюся средством уточнения данных бухгалтерского учета);

2) аналитические регистры налогового учета. Это специальные сводные формы (совокупность показателей) систематизации данных налогового учета за отчетный (налоговый) период, сгруппированных в соответствии с требованиями НК РФ, без распределения (отражения) по счетам бухгалтерского учета. Они ведутся на бумажных носителях, в электронной форме и (или) на любых машинных носителях. Формы регистров и порядок отражения в них аналитических данных налогового учета, данных первичных учетных документов разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и устанавливаются приложениями к учетной политике организации для целей налогообложения. В то же время в НК РФ определены обязательные реквизиты, которые должны содержаться в формах аналитических регистров (наименование регистра; период (дата) составления; измерители операции в натуральном (если это возможно) и в денежном выражении; наименование хозяйственных операций; подпись (расшифровка подписи) лица, ответственного за составление регистров). Кроме того, методологические принципы ведения налогового учета и основные регистры системы налогового учета, каждый из которых представляет собой перечень основных показателей, необходимых для исчисления налоговой базы в соответствии с правилами, предусмотренными гл. 25 НК РФ, были изложены Министерством РФ по налогам и сборам в 2001 г. в рекомендациях "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации".

Аналитические регистры предназначены для систематизации и накопления информации, содержащейся в принятых к учету первичных документах, аналитических данных налогового учета для отражения в расчете налоговой базы. Правильность отражения хозяйственных операций в регистрах налогового учета обеспечивают лица, составившие и подписавшие их. При этом аналитический учет данных налогового учета должен быть так организован налогоплательщиком, чтобы он раскрывал порядок формирования налоговой базы;

3) расчет налоговой базы за отчетный (налоговый) период. Составляется налогоплательщиком самостоятельно в соответствии с требованиями НК РФ, исходя из данных налогового учета нарастающим итогом с начала года. Например, расчет по налогу на прибыль должен содержать: период, за который определяется налоговая база; сумму доходов от реализации; сумму расходов, уменьшающих указанные доходы; прибыль (убыток) от реализации; сумму внереализационных доходов и расходов; прибыль (убыток) от внереализационных операций; итоговую налоговую базу за отчетный (налоговый) период. В гл. 25 НК РФ содержатся детализированные правила ведения налогового учета по отдельным видам доходов и расходов, при реализации ценных бумаг, особенности ведения налогового учета в отдельных организациях (например, страховых организациях, банках, бюджетных учреждениях) или участниками консолидированной группы и т.д.

Налоговая отчетность субъекта предпринимательской деятельности оформляется в виде декларации (расчета) по налогам, представление которых предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Налоговая декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

Требования к содержанию налоговой декларации, порядку ее составления и внесения в нее изменений регулируются гл. 13 НК РФ.

Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, за исключением случаев, когда он освобожден от уплаты соответствующего налога в связи с применением специальных налоговых режимов. Лицо, не осуществляющее операций, в результате которых происходит движение денежных средств на его счетах или в кассе, и не имеющее по тем или иным налогам объектов налогообложения, представляет по ним единую (упрощенную) налоговую декларацию.

Субъект предпринимательской деятельности обязан представить налоговую отчетность в налоговый орган по месту своего учета по установленной форме. Формы и порядок их заполнения, а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в электронной форме утверждаются ФНС России по согласованию с Минфином России. Налоговая отчетность может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

Налоговая декларация (расчет) представляется с указанием идентификационного номера налогоплательщика, если иное не предусмотрено НК РФ. Налогоплательщик или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой отчетности. Налоговую отчетность организации подписывает ее руководитель. Индивидуальный предприниматель ставит свою подпись собственноручно. Полномочия уполномоченного представителя должны быть подтверждены доверенностью, оформленной в соответствии со ст. ст. 185 - 187 ГК РФ.

Налоговая отчетность представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки. За нарушение данных сроков либо отказ от представления в налоговые органы документов или иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде установлена административная ответственность (ст. 15.5 КоАП РФ).

Помимо этого, НК РФ предусматривает налоговую ответственность за:

  • непредставление в установленный срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (ст. 119);
  • несоблюдение порядка представления налоговой декларации (расчета) в электронной форме (ст. 119.1);
  • представление в налоговый орган управляющим товарищем, ответственным за ведение налогового учета, расчета финансового результата инвестиционного товарищества, содержащего недостоверные сведения (ст. 119.2);
  • грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения (ст. 120);
  • неуплату или неполную уплату сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия) (ст. 122).

Уголовная ответственность субъектов предпринимательской деятельности установлена ст. 199 УК РФ за уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений.

Далее – Глава 14. Понятие и правовое обеспечение государственно-частного партнерства