Предпринимательское право Российской Федерации

Предпринимательское право Российской Федерации

 

Принцип определяется как основное исходное положение какой-либо теории, учения, науки, мировоззрения и т.д. В юридической науке понятию принципа было уделено много внимания как теоретиками права, так и специалистами в отдельных отраслях права.

М.И. Байтин рассматривает принципы права как исходные, определяющие идеи, положения, установки, которые составляют нравственную и организационную основу возникновения, развития и функционирования права.

В.П. Грибанов характеризует правовые принципы как руководящие положения права, его основные начала, выражающие объективные закономерности, тенденции и потребности общества, определяющие сущность всей системы, отрасли или института права и имеющие в силу их правового закрепления общеобязательное значение.

Принципы свойственны не только праву, но и экономике, в том числе рыночной экономике. Суть экономических принципов также заключается в том, что они представляют собой руководящие положения, основные начала экономики, выражающие объективные закономерности ее развития, тенденции и потребности общества, определяющие сущность всей экономической системы.

Принципы экономики имеют объективный характер, отражая экономические отношения в конкретном обществе на определенном этапе его развития. Так, принцип "laissez-faire, laissez-passer" (принцип свободной конкуренции), предполагающий, что государство не должно влиять на экономику, был выведен и мог применяться лишь в период до второй половины XIX в. Политическим выражением этого подхода стала так называемая теория государства - "ночного сторожа", или минимального государства, сводившая функции государства к обеспечению условий для функционирования рыночной экономики.

В большинстве случаев принципы рыночной экономики закреплены в праве, и лишь будучи закрепленными в праве, они становятся правовыми.

Следует иметь в виду отличие правовых принципов от принципов права. Принципы права представляют собой руководящие положения, основные начала собственно права как самостоятельного и чрезвычайно важного явления жизни общества, выражающие объективные закономерности права, определяющие сущность всей системы права, отрасли или института права. Принципы права, закрепленные в правовых нормах, одновременно следует рассматривать и как правовые принципы.

К принципам права (специально-юридическим принципам права) в работах по теории государства и права относят, в частности:

  • принцип общеобязательности норм права для всего населения страны и приоритета этих норм перед всеми иными социальными нормами;
  • принцип непротиворечивости норм, составляющих действующее право, и приоритет закона перед иными нормативными правовыми актами;
  • принцип деления права на публичное и частное, на относительно самостоятельные отрасли и подотрасли;
  • принцип соответствия между объективным и субъективным правом;
  • принцип социальной свободы, равенства перед законом и судом, равноправия;
  • принцип законности и юридической гарантированности прав и свобод личности, зафиксированных в законе, связанность нормами закона деятельности всех должностных лиц и государственных органов;
  • принцип справедливости, выраженный в равном юридическом масштабе поведения и в строгой соразмерности юридической ответственности допущенному правонарушению;
  • принцип юридической ответственности только за виновное противоправное поведение и признания каждого невиновным до тех пор, пока вина не будет установлена в судебном порядке; принцип презумпции невиновности и др.

Существуют и иные классификации и наборы принципов права.

Правовые принципы - экономические, политические, социальные, нравственные и другие начала, закрепленные правом.

Для предпринимательского права особенно важны принципы рыночной экономики, которые наиболее глубоко были исследованы именно в правовой литературе.

С учетом значения экономики в жизни общества экономические принципы закреплены в Основном Законе Российской Федерации - Конституции РФ. Выделяют следующие принципы рыночной экономики:

  • принцип свободы экономической деятельности;
  • принцип единства экономического пространства;
  • принцип свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств;
  • принцип общедозволенности;
  • принцип признания и защиты равным образом разных форм собственности;
  • принцип неприкосновенности частной собственности;
  • принцип свободы договора;
  • принцип поддержки конкуренции;
  • принцип неприкосновенности частной жизни.

Принципы рыночной экономики закреплены не только в Конституции РФ, но и в конституциях других стран, основополагающих документах союзов и содружеств различных государств.

Например, в ст. 14 Основного закона Федеративной Республики Германия закреплен принцип неприкосновенности частной собственности:

"(1) Собственность и право наследования гарантируются. Их содержание и пределы устанавливаются законами.

(2) Собственность обязывает. Ее использование одновременно должно служить общему благу.

(3) Отчуждение собственности допускается только для общего блага. Оно может производиться только законом или на основе закона, регулирующего вид и размеры возмещения. В случае споров о размере возмещения оно может устанавливаться в судах общей юрисдикции".

В Конституции Италии (гл. III ч. 1) закреплены экономические принципы, на которых развивается итальянское общество. Предусмотрено, что частная хозяйственная инициатива свободна. Она не может осуществляться в противоречии с общественной пользой или образом, причиняющим ущерб безопасности, свободе или человеческому достоинству. Закон определяет программы мероприятий и контроль, с помощью которых публичная и частная экономическая деятельность может направляться и координироваться в социальных целях (ст. 41).

Собственность может быть государственной или частной. Экономические блага принадлежат государству, обществам или частным лицам. Частная собственность признается и гарантируется законом, который определяет способы ее приобретения и использования, а также пределы в целях обеспечения ее социальной функции и доступности для всех. В предусмотренных законом случаях частная собственность может быть отчуждаема в общих интересах при условии выплаты компенсации (ст. 42 Конституции Италии).

В целях общей пользы закон может первоначально закрепить или же передать при условии выплаты компенсации государству, публичным учреждениям, объединениям трудящихся или потребителей определенные предприятия или категории предприятий, относящиеся к основным публичным службам или к источникам энергии или обладающие монопольным положением и составляющие предмет важных общественных интересов (ст. 43 Конституции Италии).

Четко сформулированы принципы рыночной экономики в Договоре 1957 г., учреждающем Европейское сообщество. Статья 2 Договора устанавливает, что "собственность имеет своей задачей, посредством создания общего рынка и экономического и валютного союза, а также посредством осуществления общей политики или деятельности... содействовать повсеместно в Сообществе гармоничному, сбалансированному и устойчивому развитию экономической деятельности, высокому уровню занятости и социальной защиты, равноправию мужчин и женщин, устойчивому и безынфляционному росту, высокому уровню конкурентоспособности и сближению экономических показателей".

В ст. 10 Договора устанавливается, по существу, обязанность государств-членов соблюдать закрепленные в Договоре принципы: "Государства-члены предпринимают все надлежащие меры общего или частного характера, чтобы обеспечить выполнение обязательств, вытекающих из настоящего Договора или из действий, предпринятых институтами Сообщества. Они содействуют выполнению задач Сообщества. Они воздерживаются от любых мер, которые могли бы поставить под угрозу достижение целей настоящего Договора".

В ст. 49 Договора запрещены ограничения на свободное предоставление услуг внутри Сообщества гражданами государств-членов, обосновавшимися в государстве - члене Сообщества, ином, чем то, гражданину которого предоставляются услуги.

В Договоре о Евразийском экономическом союзе, подписанном 29 мая 2014 г. президентами Белоруссии, Казахстана и России, в ст. 3 устанавливаются основные принципы функционирования Союза, в том числе "соблюдения принципов рыночной экономики и добросовестной конкуренции".

Общие принципы рыночной экономики находят развитие и закрепление в принципах отдельных отраслей, подотраслей, сфер и направлений экономики. Например, выделяют принципы налогообложения, включающие принцип горизонтальной справедливости, принцип вертикальной справедливости, принцип платежеспособности и др.

В основе принципов предпринимательского права лежат принципы рыночной экономики, поскольку определенный срез именно рыночных отношений является предметом предпринимательского права.

В учебной и научной литературе по предпринимательскому праву выделяются и рассматриваются следующие принципы предпринимательского права: свободы предпринимательской деятельности, многообразия и юридического равенства форм собственности, единого экономического пространства, конкуренции и ограничения монополистической деятельности, государственного регулирования предпринимательской деятельности и др. Эти и иные принципы предпринимательского права будут раскрыты в последующих главах учебника, поэтому рассмотрим в настоящей главе лишь некоторые из принципов предпринимательского права.

Как отмечает В.В. Лаптев, "одним из принципов хозяйственного права является свобода предпринимательства, однако она не безгранична, должна быть направлена на удовлетворение не только частных, но и публичных интересов. А это может быть достигнуто только с помощью государственного регулирования экономики".

Принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в ст. 34 Конституции РФ, устанавливающей, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. В этой же норме Конституции РФ устанавливается запрет на экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.

В философии имеется множество определений свободы, различные точки зрения на сущность этого сложного явления. В Большой советской энциклопедии свобода определяется как способность человека действовать в соответствии со своими интересами и целями, опираясь на познание объективной необходимости.

Конституционный принцип свободы предпринимательской деятельности закреплен в действующих нормативных актах РФ.

По мнению В.Ф. Попондопуло, принцип свободы предпринимательской деятельности легально закреплен в определении предпринимательской деятельности в ст. 2 ГК РФ. Однако в ГК РФ говорится не о свободе как признаке предпринимательской деятельности (в нем вообще не упоминается такое понятие), а о самостоятельности предпринимательской деятельности. Таким образом, возникает вопрос о соотношении свободы и самостоятельности при характеристике и осуществлении предпринимательской деятельности. Представляется, что самостоятельность можно охарактеризовать как персонифицированную свободу, реализуемую в деятельности предпринимателя. Самостоятельность - элемент свободы, дающий возможность предпринимателю самому принимать решения.

Следует согласиться с В.В. Ровным, который утверждает, что "самостоятельность" выигрывает и перед "свободой", и перед "инициативностью" - сходными по содержанию категориями. К тому же по сравнению с "самостоятельностью" первое свойство видится большим, а второе - меньшим по объему. Поэтому нельзя согласиться с тем, что самостоятельность дополняется свободой: экономическая свобода обусловливает самостоятельность, которая, в свою очередь, предполагает и инициативу.

Конституционный принцип свободы предпринимательской деятельности тем или иным образом закреплен в конституциях многих стран с развитой рыночной экономикой. Свобода предпринимательской деятельности рассматривается в качестве публичной свободы, публичного права.

Г.А. Гаджиев отмечает, что, "говоря о публичных свободах, мы имеем в виду такую сферу отношений государства и личности, в которую вторгается государство, поскольку реализация этих свобод человеком затрагивает интересы общества. В связи с этим законодатель, регулируя публичные свободы, может пойти в своей регламентации дальше, чем при регламентации личных свобод".

Д.И. Дедов также отмечает, что свобода экономической деятельности не принадлежит к абсолютным и неотчуждаемым правам, не подлежащим ограничению.

"Свободные и равные товаровладельцы, встречающиеся на рынке, являются таковыми только в абстрактном отношении приобретения и отчуждения. В действительной жизни они связаны друг с другом многообразными отношениями зависимости", - писал Е.Б. Пашуканис.

Свобода имеет границы, всегда ограничена. "Внешняя свобода лица всегда была ограничена свободою других лиц в той именно мере, в какой этого требует добро".

Важно определить взаимоотношение государства, права и свободы. В этом вопросе исходное положение заключается в том, что предназначение государства и права состоит не только и не столько в ограничении свободы, сколько в способствовании ее достижению, обеспечению и реализации. Государство совсем не обязательно противостоит свободе, свобода и государство не антагонистические, взаимоисключающие явления, они дополняют друг друга.

Учитывая определяющую роль государства в формировании права, закона, следует сделать вывод и об отсутствии антагонизма между свободой и правом, поскольку свобода человека начинается с того момента, когда в государстве, в котором он живет, вступают в действие принятые законы.

Право как особая область социальной деятельности возникает в виде особого механизма социальной регуляции свободы.

Государство и право в определенных правовых формах способствуют достижению свободы. Право, с одной стороны, - условие и гарантия свободы, а с другой - основание и мера ограничения свободы. Однако основной вывод заключается в том, что цель государства и права заключается не в ограничении свободы, а в создании условий, способствующих ее реализации, что в сфере экономики означает создание условий для эффективного функционирования рыночной экономики.

Право ограничивает не только предпринимательскую деятельность, но и деятельность государства в сфере регулирования экономики. По существу, государство ограничивает само себя, и в этом особенность взаимоотношений государства и права в контексте проблемы свободы предпринимательской деятельности.

В литературе было высказано мнение о том, что "именно нормы частного права гарантируют свободу в экономической сфере". Столь однозначное мнение вряд ли соответствует действительности, учитывая хотя бы роль и значение норм Конституции РФ в обеспечении свободы экономической деятельности. Уместно вспомнить прогноз выдающегося ученого-юриста, заведующего кафедрой гражданского права юридического факультета МГУ М.М. Агаркова, сделанный в прошлом веке, о том, что "социальный строй, основанный только на частноправовых началах, не ведет к гуманному обществу. И в этом и в другом случае благие намерения способствуют уничтожению личности".

Государственное регулирование рыночной экономики носит объективный характер, выражая определенную закономерность развития экономики, экономических отношений. Поэтому представляется вполне обоснованным рассмотреть в качестве одного из принципов рыночной экономики и предпринимательского права принцип участия государства в регулировании экономики и предпринимательства.

Выявленный принцип нашел правовое закрепление и признание в нормах Конституции РФ и действующего законодательства. Так, в ст. 71 Конституции РФ установлено, что в ведении Российской Федерации находятся:

  • установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ;
  • установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
  • федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития;
  • федеральная государственная собственность и управление ею;
  • федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;
  • оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования и др.

Конституция РФ относит к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ ряд вопросов, связанных с государственным регулированием экономики, например установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации и др. (ст. 72).

Поскольку государственное регулирование имеет различные формы реализации, в том числе и ограничения, то подтверждением закрепления принципа участия государства в регулировании экономики и предпринимательства служат нормы ч. 3 ст. 55 и ч. 2 ст. 74 Конституции РФ.

"Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства" (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ).

"Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей" (ч. 2 ст. 74 Конституции РФ).

Принцип государственного регулирования нашел закрепление не только в нормах Конституции РФ, но и в нормах конституций, уставов субъектов РФ, федеральных законов, законов субъектов РФ, других нормативных правовых актов.

Следует подчеркнуть, что деятельность государства по регулированию экономики закрепляется и проявляется не только в сформулированном выше принципе, но и во всех других принципах рыночной экономики. Сам принцип участия государства в регулировании рыночной экономики следует отнести к принципам рыночной экономики, которые тесно взаимодействуют и составляют единую основу функционирования рынка.

Проявление и содержание экономического принципа участия государства в регулировании предпринимательства и экономики, который, будучи закрепленным в праве, становится и правовым принципом, раскрывается в результате изучения средств и методов государственной экономики. Этим вопросам посвящена гл. 11 настоящего учебника.

К сожалению, принципы государственного регулирования экономики и предпринимательства в целом не нашли закрепления в каком-либо законе. Законодатель пошел по пути их формулирования и закрепления в нормативных актах, регулирующих отношения в отдельных сферах экономической, предпринимательской деятельности. Например, в Законе о регулировании внешнеторговой деятельности в качестве основных принципов государственного регулирования внешнеторговой деятельности определены:

  • защита государством прав и законных интересов участников внешнеторговой деятельности, а также прав и законных интересов российских производителей и потребителей товаров и услуг;
  • равенство и недискриминация участников внешнеторговой деятельности, если иное не предусмотрено федеральным законом;
  • единство таможенной территории РФ;
  • взаимность в отношении другого государства (группы государств) и др.

Одним из важнейших принципов рыночной экономики и предпринимательского права является принцип единства экономического пространства.

В соответствии со ст. ст. 8 и 74 Конституции РФ в Российской Федерации гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. На территории РФ не допускается установление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств.

Ограничения перемещения товаров и услуг могут вводиться в соответствии с федеральным законом, если это необходимо для обеспечения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Нормативные акты органов власти и управления, решения должностных лиц, ограничивающие движение товаров, работ и услуг на внутреннем республиканском рынке, противоречащие законодательству РФ, признаются недействительными и подлежат немедленной отмене в установленном порядке. Должностные лица, ограничивающие в нарушение законодательства свободное перемещение товаров, работ и услуг, подлежат привлечению к ответственности.

Основной способ, обеспечивающий реализацию рассматриваемого принципа, - это единство законодательного регулирования рыночной экономики. Именно поэтому законодательство о предпринимательской деятельности является федеральным.

Законодатель в ряде случаев особо подчеркивает в нормативных правовых актах цель регулирования - обеспечение единства экономического пространства.

Принципы предпринимательского права составляют основу отрасли права, определяют ее единство.

Далее – § 4. Правовое регулирование предпринимательской деятельности - сфера взаимодействия частноправовых и публично-правовых средств