Предпринимательское право Российской Федерации

Предпринимательское право Российской Федерации

 

"В хозяйственном строе, основанном на принципе частной инициативы, предприниматель является той центральной фигурой, энергией, находчивостью, способностями которой в значительной степени обусловливается благосостояние страны", - писал известный российский юрист А.И. Каминка. И подчеркивал, что развитие предпринимательского строя находится в прямой зависимости от степени развития в стране индивидуальной инициативы и энергии. Поэтому малое и среднее предпринимательство является неотъемлемым и необходимым элементом рыночной экономики. Оно создает разнообразные рабочие места, обеспечивает конкурентную среду, легко адаптируется к изменяющейся стихии рынка и оперативно реагирует на конъюнктуру, способно к быстрым структурным и техническим изменениям, особо восприимчиво к внедрению инноваций.

По данным ФНС России, в ЕГРИП на 1 августа 2015 г. было зарегистрировано 3,5 млн. индивидуальных предпринимателей и 139,6 тыс. фермерских хозяйств. По наблюдениям Росстата, в 2015 г. в России фактически действовало около 15 тыс. средних предприятий и 2,1 млн. малых предприятий (включая микропредприятия) со средней численностью работников около 12 млн. При этом, по информации Статистического комитета СНГ, на малых и средних предприятиях России работает около 25% общей численности занятых в экономике, а доля субъектов МСП в ВВП страны составляет 20 - 21%. Для сравнения: в США доля малого бизнеса в ВВП составляет 50 - 52%, в Италии - около 60%, а в Испании и Норвегии достигает 65 - 75%. В ЕС малый бизнес составляет 90% общего числа предприятий.

Огромное значение малого и среднего бизнеса для рыночной экономики привело к тому, что в развитых странах поддержка МСП является одним из основных направлений государственной экономической политики. Не стала исключением и Россия. Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 г. № 1662-р) предусмотрено осуществление ряда мер институционального характера для содействия развитию малого и среднего предпринимательства. Они включают развитие инфраструктуры поддержки новых предприятий в рамках бизнес-инкубаторов, технопарков и промышленных парков, упрощение для малых предприятий доступа к покупке и аренде недвижимости, расширение системы микрокредитования, сокращение количества контрольных и надзорных мероприятий, проводимых в отношении малого бизнеса, снижение издержек бизнеса, связанных с этими мероприятиями, ужесточение санкций в отношении сотрудников контрольных и надзорных органов, допускающих нарушения порядка проведения проверок, признание недействительными результатов проверок в случае грубых нарушений при их проведении, значительное сокращение внепроцессуальных проверок со стороны правоохранительных органов. А в Прогнозе долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2030 года, разработанном Минэкономразвития России, имеется специальный раздел, посвященный развитию малого предпринимательства и содержащий основные направления государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2013 - 2030 гг.

Законодательной основой регулирования деятельности субъектов МСП является Федеральный закон о развитии МСП, который закрепляет основные принципы государственной политики содействия развитию МСП и разграничивает компетенцию органов исполнительной власти в данной сфере. В Законе определены понятия субъектов МСП и инфраструктуры их поддержки, виды и формы такой поддержки.

В целях государственной поддержки инвестирования в инновационные проекты и снятия ограничений по структуре капитала субъекта МСП в данный Закон Федеральными законами от 29 июня 2015 г. № 156-ФЗ и от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ были внесены существенные изменения. В частности, увеличен порог участия иностранных юридических лиц, а также российских юридических лиц, не являющихся субъектами МСП, в уставном (складочном) капитале субъектов МСП с 25 до 49%; статусом субъекта МСП наделены организации, получившие статус участников проекта "Сколково", вне зависимости от доли участия в уставном (складочном) капитале таких организаций иных юридических лиц (как иностранных, так и российских); статусом субъекта МСП наделены юридические лица, доля участия в уставном (складочном) капитале которых включена в состав активов инвестиционного фонда вне зависимости от размера указанной доли.

Нормы, детализирующие правовое положение и государственную поддержку субъектов МСП, содержатся и в иных законодательных и подзаконных нормативных правовых актах. К федеральным законам, в частности, можно отнести ГК РФ (в части регулирования деятельности индивидуальных предпринимателей), НК РФ (устанавливает льготные режимы налогообложения для субъектов МСП), Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (допускает упрощенные способы ведения бухгалтерского учета), Закон о контрактной системе (устанавливает преимущества для субъектов малого предпринимательства при осуществлении закупок), Федеральный закон "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (устанавливает особенности организации и проведения проверок в отношении субъектов малого предпринимательства), Закон о защите конкуренции (закрепляет возможность государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов МСП), Закон о приватизации 2001 г. (регулирует особенности участия субъектов МСП в приватизации арендуемого государственного или муниципального недвижимого имущества) и др.

Имеется большое количество постановлений Правительства РФ, регулирующих отдельные вопросы деятельности субъектов МСП (в сфере закупок товаров, торговой деятельности, имущественной поддержки, ведения реестров субъектов МСП, статистических наблюдений за деятельностью субъектов МСП и т.д.). В ряде отраслей приняты ведомственные целевые программы развития МСП, созданы специальные координирующие органы, действует нормативная база для функционирования особой инфраструктуры поддержки МСП.

Значительную роль в правовом регулировании деятельности субъектов МСП играют нормативные правовые акты субъектов РФ. В Москве, Санкт-Петербурге, Тюменской области, Кемеровской области и некоторых других субъектах РФ приняты специальные законы о развитии МСП (например, Закон Санкт-Петербурга от 17 апреля 2008 г. № 194-32 "О развитии малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге", Закон Краснодарского края от 4 апреля 2008 г. № 1448-КЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Краснодарском крае" и др.), а также подзаконные акты, обеспечивающие их реализацию, в том числе различные программы поддержки МСП (Долгосрочная целевая программа Московской области "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в Московской области на 2013 - 2016 годы" (утв. Постановлением правительства Московской области от 28 августа 2012 г. № 1053/32) и др.). Во многих муниципальных образованиях также действуют программы развития МСП (например, Постановление администрации городского поселения Люберцы Люберецкого муниципального района Московской области от 14 октября 2014 г. № 1924-ПА "Об утверждении муниципальной программы "Развитие субъектов малого и среднего предпринимательства в городе Люберцы").

В 2015 г. в Федеральном законе о развитии МСП понятия федеральных, региональных и муниципальных программ развития субъектов МСП заменены на новые термины: "государственные программы (подпрограммы) РФ", "государственные программы (подпрограммы) субъектов РФ" и "муниципальные программы (подпрограммы)", содержащие мероприятия, направленные на развитие малого и среднего предпринимательства. Данные изменения внесены в Закон в целях его приведения в соответствие с новой редакцией ст. 179 БК РФ, предусматривающей понятие государственных программ РФ, государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ.

Правовое значение также имеют международные соглашения и иные документы, относящиеся к сфере МСП, в частности акты, принимаемые в рамках СНГ и ЕАЭС. Так, Модельный закон о государственной поддержке малого предпринимательства (принят 8 июня 1997 г. Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ) определил общие принципы государственной поддержки малого предпринимательства в государствах-членах, установил формы и методы государственного стимулирования и регулирования деятельности субъектов малого предпринимательства. В Общей части Модельного налогового кодекса для государств - участников СНГ (принят 29 ноября 2013 г. Межпарламентской ассамблеей государств - участников СНГ) имеется гл. 15, устанавливающая особенности налогообложения субъектов малого предпринимательства. Имеются международные соглашения, направленные на сотрудничество в сфере МСП, например Соглашение между Государственным комитетом РФ по поддержке и развитию малого предпринимательства и Секретариатом малого и среднего предпринимательства Республики Аргентина о сотрудничестве в сфере малого и среднего предпринимательства (заключено 25 июня 1998 г.). Аналогичное Соглашение было заключено с Экспортно-импортным банком США в отношении оказания поддержки экспортным поставкам из США для малых предприятий в России (заключено 11 марта 1998 г.). Развитие сотрудничества между субъектами МСП России и государств - членов АСЕАН основывается на Соглашении между Правительством РФ и правительствами государств - членов Ассоциации государств Юго-Восточной Азии о сотрудничестве в области экономики и развития (заключено 10 декабря 2005 г.).

Понятие субъекта малого и среднего предпринимательства. Это понятие появилось в России в 90-е гг. с началом рыночных реформ. Впервые этот термин официально был использован в Постановлении Совета Министров СССР от 8 августа 1990 г. № 790 "О мерах по созданию и развитию малых предприятий", а затем в Постановлении Совета Министров РСФСР от 18 июля 1991 г. № 406 "О мерах по поддержке и развитию малых предприятий в РСФСР". Переход к рыночным отношениям потребовал ускоренного создания сети малых предприятий, способных активизировать структурную перестройку экономики, предоставить широкую свободу выбора и дополнительные рабочие места. В научной литературе развернулась дискуссия о необходимости придания малому и среднему предприятию статуса специального хозяйствующего субъекта, квалификации его в качестве самостоятельной организационно-правовой формы юридического лица. Следует отметить, что правовые категории малых и средних предприятий применялись и в советское время, однако не связывались с понятием предпринимательства.

В ГК РФ понятие предприятия трактуется двояко. В широком смысле - как объект прав - имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, и в узком смысле - в качестве отдельной организационно-правовой формы как государственное или муниципальное унитарное предприятие.

В современной российской правовой системе понятие МСП (малого и среднего бизнеса) используется для обозначения вида предпринимательства, основанного на деятельности индивидуальных предпринимателей, а также небольших и средних организаций (малых и средних предприятий). В то же время в формально-юридическом смысле в законодательстве используются термины "субъекты малого и среднего предпринимательства", "малое предприятие", "среднее предприятие", под которыми обобщенно понимаются различные субъекты предпринимательской деятельности (индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства, кооперативы, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства), соответствующие предусмотренным в законе критериям их отнесения к категории малых и средних предприятий. Поэтому малое и среднее предприятие не является самостоятельной организационно-правовой формой предпринимательской деятельности. Индивидуальные предприниматели также могут быть отнесены к числу малых предприятий, но лишь при условии соответствия установленным критериям.

В Федеральном законе о развитии МСП содержится определение субъектов МСП: это хозяйствующие субъекты (юридические лица и индивидуальные предприниматели), отнесенные в соответствии с условиями, установленными данным Законом, к малым предприятиям, в том числе к микропредприятиям, и средним предприятиям. Из этого определения следует, что законодательство выделяет три категории субъектов МСП: микропредприятия, малые и средние предприятия. При этом такой субъект предпринимательства, как микропредприятие, отнесен к разновидности малого предприятия.

Федеральный закон о развитии МСП раскрывает содержание понятия субъектов МСП. К ним относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством РФ и соответствующие условиям, установленным данным Законом, хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, сельскохозяйственные потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели.

Критерии получения статуса субъекта МСП. Хозяйствующие субъекты для получения статуса субъекта МСП должны соответствовать условиям (критериям, ограничениям), определенным в ст. 4 Федерального закона о развитии МСП: 1) иметь определенную структуру уставного капитала (соответствовать ограничениям при формировании имущества) или инновационную направленность деятельности; 2) не превышать предельного значения среднесписочной численности работников; 3) иметь определенные финансовые показатели. В отношении индивидуальных предпринимателей применяются только второй и третий критерии.

Содержание первого критерия заключается в том, что для отнесения хозяйственных обществ или хозяйственных партнерств к числу субъектов МСП должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

а) суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает 25%, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами МСП, не превышает 49%. При этом последнее ограничение не распространяется на общества с ограниченной ответственностью, соответствующие требованиям, указанным в нижеприведенных подпунктах "в" - "д";

б) акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики. Из этого следует, что акционерные общества, акции которых не относятся к инновационному сектору экономики либо вообще не торгуются на организованном рынке, не могут быть отнесены к субъектам МСП;

в) деятельность хозяйственных обществ или хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат их учредителям (участникам) - бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;

г) хозяйственные общества или хозяйственные партнерства получили статус участников проекта "Сколково" в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ "Об инвестиционном центре "Сколково";

д) учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Постановлением Правительства РФ от 25 июля 2015 г. № 1459-р перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике".

Рассмотренный критерий в литературе называется критерием независимости и основан на необходимости обеспечения экономической и иной независимости субъекта МСП от влияния крупного бизнеса. Он также содержит условия, ориентирующие предпринимательство на инновационную деятельность.

Второй критерий учитывает количество работников субъекта МСП. Среднесписочная численность таких работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения среднесписочной численности работников для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства: от 101 до 250 человек включительно для средних предприятий; до 100 человек включительно для малых предприятий; до 15 человек для микропредприятий.

Среднесписочная численность работников субъекта МСП определяется с учетом всех его работников, в том числе работающих по гражданско-правовым договорам или по совместительству с учетом реально отработанного времени, работников представительств, филиалов и других обособленных подразделений.

Третий критерий связан с финансовыми показателями деятельности хозяйствующего субъекта. У субъекта МСП доход за предшествующий календарный год не должен превышать предельных значений, установленных Постановлением Правительства РФ от 4 апреля 2016 г. № 265 для каждой категории субъектов МСП: микропредприятий - 120 млн. руб.; малых предприятий - 800 млн. руб.; средних предприятий - 2 млрд. руб.

Доход определяется в порядке, установленном НК РФ, суммируется по всем осуществляемым видам деятельности и применяется по всем налоговым режимам.

Сочетание различных показателей из предусмотренных законом критериев применительно к хозяйствующему субъекту позволяет отнести его к одной из категорий субъектов МСП - микропредприятию, малому или среднему предприятию. При этом данная категория определяется в соответствии с наибольшим по значению условием, установленным вторым и третьим критериями. Категория субъекта МСП изменяется только в том случае, если предельные значения выше или ниже установленных законом предельных значений в течение трех календарных лет, следующих один за другим.

Порядок приобретения и подтверждения статуса субъекта МСП. Законодательство не предусматривает особой процедуры регистрации хозяйствующих субъектов в качестве субъектов МСП. В то же время органы исполнительной власти и местного самоуправления, оказывающие поддержку субъектам МСП, обязаны вести специальные реестры субъектов МСП - получателей такой поддержки. В ст. 8 Федерального закона о развитии МСП имеется подробный перечень сведений, которые должны отражаться в указанных реестрах. Информация, содержащаяся в реестрах, является открытой для ознакомления с ней любых лиц.

Положение о ведении реестров субъектов малого и среднего предпринимательства - получателей поддержки и о требованиях к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения пользования указанными реестрами утверждено Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 358.

Включение юридического лица или индивидуального предпринимателя в реестр не означает его государственной регистрации в качестве субъекта МСП, а лишь подтверждает юридический факт предоставления государственной или муниципальной поддержки субъекту МСП (вид, форму, размер и срок предоставленной поддержки). Сведения должны исключаться из реестров по истечении трех лет с даты окончания срока оказания такой поддержки.

На практике нередко возникает вопрос о возможности отказа субъекту МСП в предоставлении мер государственной поддержки, если он не включен в соответствующий реестр. По данному вопросу имеется разъяснение Минэкономразвития России от 23 мая 2008 г. № Д05-2022, в котором подчеркивается, что Федеральным законом о развитии МСП установлен закрытый перечень оснований для отказа в предоставлении поддержки (любого вида и формы) субъектам МСП. Поэтому требование о предварительном включении хозяйствующего субъекта в реестр субъектов МСП как одно из оснований оказания поддержки неправомерно.

С 1 июля 2016 г. ФНС России ведет Единый реестр субъектов МСП, в который вносятся сведения о юридических лицах и индивидуальных предпринимателях, отвечающих условиям отнесения к субъектам МСП. Эти сведения должны формироваться на основе информации из ЕГРЮЛ и ЕГРИП, а также представленных самими субъектами данных о среднесписочной численности работников и доходах за предшествующий календарный год. В ст. 4.1 Федерального закона о развитии МСП содержится подробный перечень информации, которая должна быть отражена в едином реестре.

Включение юридического лица или индивидуального предпринимателя в Единый реестр субъектов МСП означает его соответствие условиям отнесения к категории МСП на основании имеющихся у государства данных, содержащихся в централизованных источниках. Правовых последствий для самого субъекта МСП это не влечет, поскольку в соответствии с законом за получением поддержки может обратиться любое лицо, если оно отвечает критериям отнесения к субъекту МСП, независимо от включения в какой-либо реестр. При этом у органов власти имеется дополнительная возможность проверить соответствие заявленных субъектом МСП данных информации, имеющейся в Едином реестре субъектов МСП.

При обращении за оказанием поддержки вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели, сведения о которых уже внесены в Единый реестр субъектов МСП, тем не менее должны еще заявить о своем соответствии условиям отнесения к субъектам МСП по специальной форме.

Сведения, содержащиеся в Едином реестре субъектов МСП, 10-го числа каждого месяца размещаются в сети Интернет на официальном сайте ФНС России и являются общедоступными.

Основные цели и принципы государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства. Государственная политика в области развития МСП является частью государственной социально-экономической политики и представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти и органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов в сфере развития МСП.

Среди основных целей государственной политики в области развития МСП выделяются следующие:

  • развитие субъектов МСП в целях формирования конкурентной среды в экономике;
  • обеспечение благоприятных условий для развития субъектов МСП;
  • обеспечение конкурентоспособности субъектов малого и среднего предпринимательства;
  • оказание содействия субъектам МСП в продвижении производимых ими товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности на российский и зарубежные рынки;
  • увеличение количества субъектов МСП;
  • обеспечение занятости населения и развитие самозанятости;
  • увеличение доли производимых субъектами МСП товаров (работ, услуг) в объеме ВВП России;
  • увеличение доли уплаченных субъектами МСП налогов в налоговых бюджетах.

К основным принципам государственной политики в области развития МСП Федеральный закон о развитии МСП относит:

  • разграничение полномочий по поддержке субъектов МСП между федеральными органами государственной власти (ст. 9), органами государственной власти субъектов РФ (ст. 10) и органами местного самоуправления (ст. 11);
  • ответственность органов власти и органов местного самоуправления за обеспечение благоприятных условий для развития субъектов МСП;
  • участие представителей МСП в формировании и реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства;
  • обеспечение равного доступа субъектов МСП к получению государственной и муниципальной поддержки.

Формирование государственной экономической и правовой политики по поддержке и развитию МСП основывается на данных сплошных и выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов МСП, которые проводит Федеральное агентство государственной статистики. Порядок проведения выборочных статистических наблюдений за деятельностью субъектов МСП утвержден Постановлением Правительства РФ от 16 февраля 2008 г. № 79. Основные методологические и организационные положения по сплошному федеральному статистическому наблюдению за деятельностью субъектов малого и среднего предпринимательства утверждены Приказом Росстата от 5 июня 2015 г. № 259. Результаты наблюдений позволяют выявить реальное состояние МСП и определить стратегию такой политики.

Инфраструктура, формы и условия поддержки субъектов МСП. Под инфраструктурой поддержки субъектов МСП понимается система коммерческих и некоммерческих организаций, которые создаются, осуществляют свою деятельность или привлекаются в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) для осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд при реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации и субъектов РФ, а также муниципальных программ (подпрограмм), обеспечивающих условия для создания субъектов МСП и оказания им поддержки. К инфраструктуре поддержки субъектов МСП относят центры и агентства по развитию предпринимательства, государственные и муниципальные фонды поддержки предпринимательства, фонды содействия кредитованию (гарантийные фонды, фонды поручительств), акционерные инвестиционные фонды и закрытые паевые инвестиционные фонды, привлекающие инвестиции для субъектов МСП, технопарки, научные парки, инновационно-технологические центры, бизнес-инкубаторы, палаты и центры ремесел, центры поддержки субподряда, маркетинговые и учебно-деловые центры, агентства по поддержке экспорта товаров, консультационные центры, промышленные парки, индустриальные парки, агропромышленные парки, центры коммерциализации технологий, центры коллективного доступа к высокотехнологичному оборудованию, инжиниринговые центры, центры прототипирования и промышленного дизайна, центры трансфера технологий, центры кластерного развития, государственные фонды поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности, микрофинансовые организации и иные организации.

Указанные фонды созданы во многих регионах и муниципальных образованиях. Они формируются на основании решений органов власти и органов местного самоуправления. См., например: Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 10 июня 2015 г. № 514 "О создании некоммерческой организации "Фонд развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Санкт-Петербурге"; распоряжение администрации Томской области от 28 ноября 2011 г. № 1207-ра "О создании Фонда развития малого и среднего предпринимательства Томской области"; Приказ департамента инвестиционной политики Ярославской области от 30 мая 2013 г. № 64-ОД, которым был утвержден Устав Фонда поддержки малого и среднего предпринимательства Ярославской области (микрофинансовая организация). Муниципальный фонд поддержки малого предпринимательства Восточного административного округа г. Москвы создан префектурой этого округа в 1998 г.

Требования к организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, устанавливаются органами исполнительной власти и органами местного самоуправления при реализации государственных и муниципальных программ. Для этих организаций Федеральным законом о развитии МСП предусмотрена отдельная поддержка, направленная на создание и обеспечение их деятельности. Условия и порядок оказания такой поддержки детализируются федеральным и региональным законодательством, а также муниципальными правовыми актами. В качестве примера можно привести Приказ Минэкономразвития России от 5 марта 2007 г. № 75, в котором содержатся общие требования к бизнес-инкубатору и порядку предоставления помещений и оказанию услуг субъектам малого предпринимательства в бизнес-инкубаторе.

Инфраструктура поддержки субъектов МСП создается на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Каждый из этих уровней на основании своих программ и за счет собственных бюджетов самостоятельно решает вопросы формирования инфраструктуры поддержки и обеспечения ее деятельности.

Поддержка субъектов МСП и организаций, образующих инфраструктуру их поддержки, осуществляется в определенных формах, как предусмотренных Федеральным законом о развитии МСП, так и самостоятельно выбираемых субъектами РФ и муниципальными образованиями и реализуемых за счет средств собственных бюджетов. Среди основных форм поддержки выделяются финансовая, имущественная, информационная, консультационная поддержка, поддержка в области подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников указанных субъектов и организаций, поддержка в области инноваций и промышленного производства, ремесленничества, поддержка субъектов МСП, осуществляющих ВЭД, поддержка субъектов МСП, осуществляющих сельскохозяйственную деятельность.

Условия и порядок оказания государственной и муниципальной поддержки устанавливаются нормативными правовыми актами РФ и субъектов РФ, муниципальными правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных программ (подпрограмм) Российской Федерации и субъектов РФ, а также муниципальных программ (подпрограмм).

Формы поддержки субъектов МСП, условия и порядок ее оказания Федеральной корпорацией развития малого и среднего предпринимательства определяются советом директоров этой корпорации.

Субъекты МСП и организации, образующие инфраструктуру поддержки, в случае получения государственной или муниципальной поддержки обязаны ежегодно представлять в оказывающие поддержку органы исполнительной власти и органы местного самоуправления, а также в корпорацию развития МСП информацию о результатах использования полученной поддержки. Состав указанной информации, сроки, порядок и форма ее представления устанавливаются Минэкономразвития России.

Меры и виды государственной поддержки малого и среднего предпринимательства. В целях реализации государственной политики в области развития МСП законодательством РФ предусматриваются специальные меры поддержки субъектов МСП. При этом меры могут касаться как в целом всех субъектов МСП, так и их отдельных категорий, например только малых предприятий. Указанные меры можно классифицировать на меры в сфере налогов и сборов, в области бухгалтерского учета и отчетности, в сфере закупок, имущественной, финансовой (в том числе кредитование), инфраструктурной, информационной, консультационной, правовой и иных форм поддержки. В законодательстве и литературе также выделяются меры государственной поддержки в отдельных сферах деятельности, например в образовании, торговле, строительстве энергетических объектов, сельском хозяйстве, ремесленной деятельности, инновационной деятельности и т.д.

К мерам поддержки субъектов МСП в сфере налогов и сборов Федеральный закон о развитии МСП относит специальные налоговые режимы, упрощенные правила ведения налогового учета, а также упрощенные формы налоговых деклараций по отдельным налогам и сборам для малых предприятий. Специальные налоговые режимы установлены НК РФ и предусматривают особый порядок определения элементов налогообложения, а также освобождение от обязанности по уплате отдельных налогов и сборов субъектами МСП. К специальным налоговым режимам относятся: система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог); упрощенная система налогообложения; система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности; система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции; патентная система налогообложения.

В сфере малого бизнеса значительное распространение получили упрощенная система налогообложения и единый налог на вмененный доход. Например, применение упрощенной системы налогообложения предусматривает освобождение субъекта МСП от обязанности по уплате налога на прибыль, налога на имущество, налога на доходы физических лиц (для индивидуальных предпринимателей) и замену этих налогов единым налогом, уплачиваемым по результатам хозяйственной деятельности за отчетный период в соответствии с гл. 26.2 НК РФ. Индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную систему налогообложения, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость. Переход к упрощенной системе налогообложения или возврат к иным режимам налогообложения осуществляется субъектами МСП добровольно.

Для налогоплательщиков, применяющих специальные налоговые режимы, утверждены упрощенные формы налоговых деклараций по единым налогам. Более того, они освобождены от представления в налоговые органы налоговых деклараций (расчетов) по тем налогам, которые они не уплачивают в связи с применением специальных налоговых режимов. Форма единой (упрощенной) налоговой декларации и Порядок ее заполнения утверждены Приказом Минфина России от 10 июля 2007 г. № 62н.

Для субъектов малого предпринимательства предусмотрены упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, включая упрощенную бухгалтерскую (финансовую) отчетность и упрощенный порядок ведения кассовых операций для малых предприятий. При этом хозяйствующий субъект имеет возможность самостоятельно выбирать, какие упрощенные способы применять для ведения бухгалтерского учета (вне зависимости от применения других упрощенных способов). Выбор отдельных упрощенных способов осуществляется, как правило, исходя из условий хозяйствования, величины субъекта и других соответствующих факторов. Дополнительно микропредприятию при формировании учетной политики предоставлено право предусмотреть возможность ведения бухгалтерского учета по простой системе (без применения двойной записи).

Право на применение субъектами малого предпринимательства упрощенных способов ведения бухгалтерского учета закреплено в Федеральном законе от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете". Указанные способы должны устанавливаться федеральными стандартами бухгалтерского учета независимо от вида экономической деятельности. До их утверждения применяются ранее действовавшие правила ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской отчетности - так называемые положения по бухгалтерскому учету.

Применение упрощенных способов бухгалтерского учета означает, что для его ведения субъект малого предпринимательства может сократить количество синтетических счетов в принимаемом им рабочем плане счетов бухгалтерского учета по сравнению с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций, утвержденным Приказом Минфина России от 31 октября 2000 г. № 94н. Для систематизации и накопления информации такой субъект может принять упрощенную систему регистров (упрощенную форму) бухгалтерского учета. Кроме того, субъекты малого предпринимательства в зависимости от характера и объема учетных операций могут вести бухгалтерский учет без использования регистров бухгалтерского учета имущества (простая форма). Субъект хозяйствования, применяющий упрощенные способы, имеет право также принять ряд решений, облегчающих ему предпринимательскую деятельность: об использовании кассового метода учета доходов и расходов; не проводить переоценку основных средств и нематериальных активов для целей бухгалтерского учета; не отражать обесценение финансовых вложений в бухгалтерском учете в случаях, когда расчет величины такого обесценения затруднителен; не отражать оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы в бухгалтерском учете, в том числе не создавать резервы предстоящих расходов; признавать коммерческие и управленческие расходы в себестоимости проданной продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности и т.д.

Субъект малого предпринимательства может составлять бухгалтерскую отчетность в сокращенном объеме, а также самостоятельно разрабатывает формы бухгалтерской отчетности. При этом он может использовать упрощенные формы бухгалтерского баланса, отчета о финансовых результатах и отчета о целевом использовании средств. Такому субъекту допустимо раскрывать в бухгалтерской отчетности меньший объем информации по сравнению с объемом, предусмотренным для иных организаций.

Руководитель организации, применяющей упрощенные способы, может принять ведение бухгалтерского учета лично на себя. А индивидуальный предприниматель может не вести бухгалтерский учет, а ограничиться лишь учетом доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей, характеризующих определенный вид предпринимательской деятельности.

Особенности упрощенного порядка ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства регулируются указанием Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.

Федеральным законом о развитии МСП закреплен упрощенный порядок составления субъектами МСП статистической отчетности. Во исполнение данного законодательного положения приказами Росстата систематически утверждаются специальные формы федерального статистического наблюдения за субъектами МСП с указаниями по их заполнению. В настоящее время действуют следующие формы: № ПМ-пром "Сведения о производстве продукции малым предприятием"; № 1-ИП (мес) "Сведения о производстве продукции индивидуальным предпринимателем"; № ПМ "Сведения об основных показателях деятельности малого предприятия"; № МП (микро)-натура "Сведения о производстве продукции микропредприятием".

Оказание мер имущественной поддержки субъектам МСП заключается в передаче им во владение или в пользование государственного или муниципального имущества, в том числе земельных участков, зданий, нежилых помещений, оборудования, транспортных средств, инвентаря и т.п., на возмездной или безвозмездной основе либо на льготных условиях в соответствии с государственными и муниципальными программами. В отношении такого имущества установлены законодательные ограничения в виде запрета на его последующую продажу, переуступку прав пользования, внесения в уставный капитал и т.п.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны вести и публиковать перечни имущества, свободного от прав третьих лиц, в целях предоставления его во владение или в пользование на долгосрочной (не менее пяти лет) основе (в том числе по льготным ставкам арендной платы) только субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Субъект МСП наделен преимущественным правом на приобретение арендуемого имущества в пределах 1000 кв. м. Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной или муниципальной собственности такого имущества, в том числе особенности участия субъектов МСП в приватизации арендуемого имущества, регулируются специальным Федеральным законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации". Данным Законом предусмотрен льготный порядок расчетов за приватизированное субъектами МСП государственное и муниципальное имущество. При этом право выбора порядка оплаты (единовременно или в рассрочку) приобретаемого арендуемого имущества, а также срока рассрочки в установленных пределах принадлежит субъекту МСП. Срок рассрочки оплаты приобретаемого имущества определяется законами субъектов РФ, но не должен составлять менее пяти лет.

В целях расширения доступа малого бизнеса к закупкам законодательством предусмотрены особенности участия субъектов малого предпринимательства в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, а также особенности участия субъектов МСП в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц.

В соответствии с Законом о контрактной системе государственные и муниципальные заказчики, а также бюджетные учреждения обязаны осуществлять закупки у субъектов МСП в объеме не менее 15% совокупного годового объема закупок. В этих целях должны проводиться конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений, в которых участниками закупок могут быть только субъекты МСП. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать 20 млн. руб. Кроме того, заказчик вправе установить требование к поставщику о привлечении к исполнению контракта соисполнителей из числа субъектов МСП.

Отдельные виды юридических лиц (государственные корпорации, государственные компании, бюджетные учреждения, субъекты естественных монополий, организации, осуществляющие регулируемые виды деятельности, и т.п.) при осуществлении закупок товаров, работ и услуг должны соблюдать требования Закона о закупках товаров, работ, услуг в отношении субъектов МСП. На основании данного Закона Постановлением Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352 утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема. Установлено, что годовой объем закупок, в которых участвуют субъекты МСП, должен составлять не менее 18% совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных по результатам закупок. При этом совокупный годовой стоимостный объем договоров, заключенных только с субъектами МСП, должен быть не менее 10%.

Законом о закупках товаров, работ, услуг также установлена обязанность конкретных заказчиков осуществлять закупку инновационной и высокотехнологичной продукции, в том числе у субъектов МСП. Перечень заказчиков и годовой объем таких закупок утверждаются Правительством РФ. Заказчики, включенные в указанный перечень, при формировании плана закупки должны отражать информацию о закупке инновационной высокотехнологичной продукции у субъектов МСП.

Значимые для субъектов МСП меры по обеспечению прав и законных интересов при осуществлении государственного контроля (надзора) основываются на Федеральном законе "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля". Помимо общих положений, связанных с основными гарантиями для бизнеса при проведении проверок, данный Закон содержит специальные нормы, касающиеся только субъектов МСП. Так, в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановых выездных проверок не может превышать 50 часов для малого предприятия и 15 часов для микропредприятия в год. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных или длительных исследований, специальных экспертиз и расследований, указанный срок может быть продлен, но не более чем на 50 часов в отношении малых предприятий и 15 часов для микропредприятий.

В 2015 г. по инициативе Президента РФ, изложенной в Послании Федеральному Собранию от 4 декабря 2014 г., в указанный Федеральный закон была введена специальная ст. 26.1 "Особенности организации и проведения в 2016 - 2018 годах плановых проверок при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля в отношении субъектов малого предпринимательства". Основная цель нововведений заключается в предоставлении малому бизнесу "надзорных каникул": "Если предприятие приобрело надежную репутацию, в течение трех лет не имело существенных нареканий, то следующие три года плановых проверок в рамках государственного и муниципального контроля вообще не проводить. Конечно, речь не идет об экстренных случаях, когда возникает угроза здоровью и жизни людей". Теперь по общему правилу с 1 января 2016 г. по 31 декабря 2018 г. запрещено проводить любые плановые проверки субъектов малого предпринимательства, за исключением юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих некоторые виды деятельности в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, энергосбережения и повышения энергетической эффективности, в социальной сфере. Данный мораторий на проверки не применяется и к субъектам малого предпринимательства, которые ранее привлекались к административной ответственности за грубые нарушения (дисквалификация, административное приостановление деятельности, лишение лицензии и т.п.). Таких хозяйствующих субъектов могут включить в план проверок, даже если не истек трехлетний срок с момента их государственной регистрации или окончания последней плановой проверки, что по общему правилу не допускается. "Надзорные каникулы" не распространяются также на отдельные виды контроля (надзора), исчерпывающий перечень которых приведен в п. 6 ст. 26.1 Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (в области обеспечения радиационной безопасности, защиты государственной тайны, использования атомной энергии и т.д.).

Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок установлены Постановлением Правительства РФ от 23 ноября 2009 г. № 944 "Об утверждении перечня видов деятельности в сфере здравоохранения, сфере образования и социальной сфере, осуществляемых юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, в отношении которых плановые проверки проводятся с установленной периодичностью".

Органы государственного контроля (надзора) и органы муниципального контроля обязаны самостоятельно проверять информацию об отнесении включаемых в планы проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к субъектам малого предпринимательства с помощью межведомственного информационного обмена. До начала проверки должностное лицо должно удостовериться, что проверка хозяйствующего субъекта не подпадает под законодательные ограничения. В случае представления ему документов, подтверждающих статус субъекта малого предпринимательства, в отношении которого проведение проверки запрещено, такая проверка прекращается, о чем составляется акт.

Проведение плановой проверки с нарушением требований ст. 26.1 вышеназванного Федерального закона является грубым нарушением требований законодательства о государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле и влечет недействительность результатов проверки.

Оказание мер финансовой поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, может осуществляться за счет средств бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов путем предоставления субсидий (ст. 78 БК РФ), бюджетных инвестиций (ст. 80 БК РФ), государственных и муниципальных гарантий (ст. 115 БК РФ) по их обязательствам.

Из федерального бюджета также выделяются средства на государственную финансовую поддержку субъектов МСП, в том числе на ведение реестра субъектов МСП - получателей поддержки и на обеспечение деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг для оказания поддержки субъектам МСП с участием Федеральной корпорации по развитию МСП. Эти средства предоставляются государственным фондам поддержки научной, научно-технической, инновационной деятельности и бюджетам субъектов РФ в виде субсидий. Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на государственную поддержку МСП, включая крестьянские (фермерские) хозяйства, в рамках подпрограммы "Развитие малого и среднего предпринимательства" государственной программы РФ "Экономическое развитие и инновационная экономика" утверждены Постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2014 г. № 1605.

Особую роль в финансовой поддержке МСП играют региональные и муниципальные органы власти. Например, Постановлением правительства Москвы от 15 сентября 2015 г. № 587-ПП утвержден Порядок предоставления субсидий из бюджета города Москвы в целях возмещения части затрат субъектов МСП, являющихся резидентами технологических парков, технополисов или индустриальных парков города Москвы, на уплату процентов по кредитам, полученным в кредитных организациях на поддержку и развитие их деятельности. Субсидии выделяются тем субъектам МСП, которые заключили кредитный договор с кредитной организацией, включенной в перечень, сформированный Федеральной корпорацией по развитию МСП, либо получили одобрение на выдачу кредита.

Оказание мер информационной поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов МСП, осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания федеральных, региональных и муниципальных информационных систем, официальных сайтов информационной поддержки субъектов МСП в сети Интернет и информационно-телекоммуникационных сетей. Эти ресурсы функционируют в целях обеспечения субъектов МСП различной информацией: о реализации государственных программ поддержки субъектов МСП; о количестве субъектов МСП и об их классификации по видам экономической деятельности; о числе замещенных рабочих мест в субъектах МСП; об обороте товаров (работ, услуг), производимых субъектами МСП, и их финансово-экономическом состоянии; об организациях, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП, условиях и порядке оказания ими такой поддержки; о государственном и муниципальном имуществе, включенном в перечни в целях предоставления его во владение или в пользование субъектам МСП; об объявленных конкурсах на оказание финансовой поддержки субъектам МСП и организациям, образующим инфраструктуру их поддержки; иной необходимой для развития субъектов МСП информацией (экономической, правовой, статистической, производственно-технологической, информацией в области маркетинга и т.п.). Указанная информация свободно размещается в сети Интернет, должна быть круглосуточно доступной, регулярно обновляемой и открытой для копирования.

Требования к информации, размещенной в информационно-телекоммуникационной сети Интернет в соответствии с ч. ч. 2 и 3 ст. 19 Федерального закона "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", утверждены Приказом Минэкономразвития России от 27 июля 2015 г. № 505.

Оказание мер консультационной поддержки субъектам МСП органами государственной власти и органами местного самоуправления может осуществляться в виде: 1) создания и обеспечения деятельности организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов МСП и оказывающих консультационные услуги таким субъектам; 2) компенсации затрат, произведенных и документально подтвержденных субъектами МСП, на оплату консультационных услуг. Несмотря на двоякое толкование последнего положения, на практике компенсация применяется в отношении затрат по оплате консультационных услуг, оказываемых только организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов МСП. Компенсация затрат на консультационную поддержку субъектов МСП может рассматриваться и как особый вид их финансовой поддержки.

Среди мер государственной поддержки в отдельных сферах деятельности Федеральный закон о развитии МСП выделяет оказание поддержки субъектам МСП в сфере образования. Такая поддержка может осуществляться органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде создания условий для подготовки кадров для субъектов МСП или их дополнительного профессионального образования, а также учебно-методической и научно-методической помощи.

В целях оказания поддержки субъектам МСП в области ремесленной деятельности органы государственной власти субъектов РФ вправе разрабатывать и утверждать перечни видов ремесленной деятельности, а также создавать специальную инфраструктуру поддержки, в том числе палаты ремесел, центры ремесел.

Особое внимание уделяется поддержке субъектов МСП в области инноваций и промышленного производства. Оказание такой поддержки субъектам МСП осуществляется органами государственной власти и органами местного самоуправления в виде:

  • создания и обеспечения деятельности технопарков, центров коммерциализации технологий, технико-внедренческих и научно-производственных зон;
  • содействия патентованию изобретений, полезных моделей, промышленных образцов и селекционных достижений, а также государственной регистрации иных результатов интеллектуальной деятельности, созданных субъектами МСП;
  • создания условий для привлечения субъектов МСП к заключению договоров субподряда в области инноваций и промышленного производства;
  • создания акционерных инвестиционных фондов и закрытых паевых инвестиционных фондов.

В качестве примера можно сослаться на положительный опыт Москвы в сфере поддержки инновационной деятельности. Например, Постановлением правительства Москвы от 13 ноября 2012 г. № 646-ПП были утверждены специальные порядки предоставления субсидий из бюджета г. Москвы организациям, осуществляющим деятельность в инновационной сфере, в сфере поддержки инновационной деятельности, и управляющим организациям технологических парков г. Москвы. Такая финансовая поддержка оказывается в целях возмещения части затрат, связанных с получением допуска ценных бумаг субъектов МСП к торгам на рынке инноваций и инвестиций фондовых бирж. Субъекты МСП также могут обращаться за возмещением части затрат, связанных с оснащением и функционированием центров молодежного инновационного творчества, уплатой процентов по кредитам, полученным на создание технологических парков, организацией или расширением производства продукции на основе внедрения и промышленного освоения результатов научно-технической деятельности и т.п.

Органы государственной власти и органы местного самоуправления оказывают поддержку субъектам МСП, осуществляющим ВЭД, в виде:

  • сотрудничества с международными организациями и иностранными государствами в области развития МСП;
  • содействия в продвижении на рынки иностранных государств российских товаров (работ, услуг), результатов интеллектуальной деятельности, а также создания благоприятных условий для российских участников ВЭД;
  • создания и обеспечения деятельности организаций, специализирующихся на оказании поддержки субъектам МСП, осуществляющим ВЭД.

Порядок оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства. В ст. 14 Федерального закона о развитии МСП определены основные принципы поддержки субъектов МСП:

  • заявительный порядок обращения субъектов МСП за оказанием поддержки;
  • доступность инфраструктуры поддержки для всех субъектов МСП;
  • равный доступ субъектов МСП, соответствующих условиям, установленным нормативными правовыми актами и муниципальными правовыми актами, к участию в государственных и муниципальных программах развития МСП;
  • оказание поддержки с соблюдением требований, установленных Законом о защите конкуренции;
  • открытость процедур оказания поддержки.

В соответствии с законодательным принципом поддержка субъектов МСП реализуется в заявительном порядке. Это предполагает, что при обращении субъекта МСП за оказанием поддержки он должен представить документы, подтверждающие его соответствие условиям отнесения к одной из категорий МСП и условиям, предусмотренным правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных и муниципальных программ развития МСП. Существенным облегчением для бизнеса является запрет требовать у субъектов МСП представления документов, которые уже находятся в распоряжении государственных органов и органов местного самоуправления, за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом от 27 июля 2010 г. № 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг". Такие документы должны получаться с помощью межведомственного информационного обмена без участия хозяйствующего субъекта.

Сроки рассмотрения обращений субъектов МСП устанавливаются правовыми актами, принимаемыми в целях реализации государственных или муниципальных программ. Каждый субъект должен быть проинформирован о решении, принятом по такому обращению, в течение пяти дней со дня его принятия.

На основании требований Федерального закона о развитии МСП в оказании поддержки должно быть отказано в случаях, если:

  • не представлены необходимые документы или представлены недостоверные сведения и документы;
  • не выполнены условия оказания поддержки;
  • ранее в отношении заявителя уже принималось решение об оказании аналогичной поддержки и сроки ее оказания не истекли;
  • с момента признания субъекта МСП допустившим нарушение порядка и условий оказания поддержки, в том числе не обеспечившим целевого использования средств поддержки, прошло менее чем три года.

Важным принципом поддержки субъектов МСП является необходимость соблюдения требований законодательства о конкуренции. Реализация данного принципа означает соответствие деятельности, осуществляемой в рамках оказания поддержки субъектам МСП, целям Закона о защите конкуренции, в качестве которых определены обеспечение единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, свободы экономической деятельности, защита конкуренции и создание условий для эффективного функционирования товарных рынков. Указанный Закон содержит специальные правила предоставления государственных или муниципальных преференций в целях поддержки субъектов МСП (гл. 5).

Понятие государственных и муниципальных преференций раскрывается в ст. 4 Закона о защите конкуренции и означает предоставление органами государственной власти и органами местного самоуправления, иными осуществляющими функции указанных органов органами или организациями отдельным хозяйствующим субъектам преимущества, которое обеспечивает им более выгодные условия деятельности, путем передачи государственного или муниципального имущества, иных объектов гражданских прав либо путем предоставления имущественных льгот, государственных или муниципальных гарантий. В виде исключения из общего правила не требуется предварительного письменного согласия антимонопольного органа на предоставление государственной или муниципальной преференции, если она получается в соответствии с государственными или муниципальными программами развития МСП. В то же время государственные или муниципальные преференции могут предоставляться при отсутствии соответствующих программ на основании правовых актов органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, иных осуществляющих органов или организаций. В подобных случаях требуется предварительное согласие антимонопольного органа в письменной форме.

Согласно Федеральному закону о развитии МСП поддержка не может оказываться в отношении субъектов МСП:

  • являющихся кредитными организациями, страховыми организациями (за исключением потребительских кооперативов), инвестиционными фондами, негосударственными пенсионными фондами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг, ломбардами;
  • являющихся участниками соглашений о разделе продукции;
  • осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере игорного бизнеса;
  • являющихся нерезидентами РФ, за исключением случаев, предусмотренных международными договорами РФ.

Финансовая поддержка не может оказываться субъектам МСП, осуществляющим производство и реализацию подакцизных товаров, а также добычу и реализацию полезных ископаемых, за исключением общераспространенных полезных ископаемых.

Корпорация развития МСП. В целях расширения и координации оказания субъектам МСП поддержки Федеральным законом о развитии МСП предусмотрено создание корпорации развития МСП, определены ее полномочия, задачи и функции в качестве института развития в сфере МСП. В соответствии с Указом Президента РФ от 5 июня 2015 г. № 287 "О мерах по дальнейшему развитию малого и среднего предпринимательства" такая корпорация сформирована на базе АО "Небанковская депозитно-кредитная организация "Агентство кредитных гарантий" в виде АО "Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства" (далее в настоящей главе - Федеральная корпорация).

Доля обыкновенных акций корпорации развития МСП, находящихся в собственности Российской Федерации, не может составлять менее 50% плюс одна голосующая акция общего количества обыкновенных акций корпорации.

Федеральный закон о развитии МСП предусматривает особенности реализации мер государственной поддержки субъектов МСП с участием Федеральной корпорации. Она наделена рядом полномочий для поддержки МСП, в том числе по объединению финансово-кредитных ресурсов. Так, Федеральная корпорация в соответствии с программами финансовой поддержки субъектов МСП организует в рамках деятельности АО "Российский банк поддержки малого и среднего предпринимательства" (АО "МСП Банк"), являющегося дочерним в структуре Внешэкономбанка, финансирование кредитных организаций и иных юридических лиц, осуществляющих финансовую поддержку субъектов МСП. Тем самым проблемы кредитования малого и среднего бизнеса решаются в рамках предоставления финансирования через специализированный банк.

Значительные полномочия предоставлены Федеральной корпорации в части контроля в сфере закупок, осуществляемых в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ. Корпорация должна организовывать мероприятия, направленные на увеличение доли закупок товаров, работ и услуг заказчиками, определяемыми Правительством РФ, у субъектов МСП в годовом объеме закупок. При этом она обязана осуществлять мониторинг и оценку утвержденных планов закупок, а также вправе обжаловать в судебном порядке действия или бездействие заказчиков в отношении субъектов МСП.

Федеральная корпорация обеспечивает организацию системы мер информационной, маркетинговой, финансовой и юридической поддержки субъектов МСП. Федеральная корпорация вправе предоставлять субъектам МСП услуги по поддержке через многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг, включая использование информационных порталов государственных и муниципальных услуг, что существенно облегчает доступность таких услуг. Кроме того, Федеральная корпорация в целях оказания услуг субъектам МСП вправе запрашивать документы и информацию, в том числе в электронной форме, от органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке межведомственного информационного взаимодействия.

Далее – § 2. Правовое регулирование предпринимательских объединений