Предпринимательское право Российской Федерации

Предпринимательское право Российской Федерации

 

Понятие, предмет и краткая характеристика договора перевозки груза. Перевозка грузов занимает центральное место в деятельности транспортных организаций. В связи с этим в системе транспортных договоров в качестве основного выделяется договор перевозки грузов, который детально урегулирован транспортным законодательством.

По договору перевозки груза перевозчик обязуется доставить вверенный ему отправителем груз в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение груза лицу (получателю), а отправитель обязуется уплатить за перевозку груза установленную плату.

По своей юридической природе он относится к двусторонним договорам, заключаемым в пользу третьего лица - грузополучателя, за исключением случаев, когда последний совпадает в одном лице с грузоотправителем. Договор перевозки груза сконструирован по модели реального договора, поскольку он регламентирует правоотношения по доставке в пункт назначения конкретного груза, фактически переданного (вверенного) перевозчику. Договор перевозки груза является возмездным и, в большинстве случаев, носит публичный характер.

Субъектами обязательства по перевозке грузов являются перевозчик, грузоотправитель и грузополучатель.

Многолетние дискуссии о субъектном составе договора перевозки груза породили среди специалистов разнообразные точки зрения по поводу правовой природы договора перевозки груза. В их основе лежит различное понимание правового положения грузополучателя как участника правоотношений, складывающихся в процессе перевозки грузов.

Оформление договора перевозки груза. Заключение договора перевозки груза подтверждается составлением и выдачей отправителю груза транспортной накладной (коносамента или иного документа на груз, предусмотренного соответствующим транспортным уставом или кодексом). Такой документ удостоверяет факт приема груза к перевозке и одновременно является формой договора перевозки груза.

Основные права и обязанности сторон по договору перевозки груза. Одна из основных обязанностей перевозчика заключается в доставке груза в пункт назначения, указанный в транспортной накладной или коносаменте - на железнодорожную станцию, в порт, иное место нахождения получателя груза. При этом транспортное законодательство допускает возможность изменения пункта назначения или получателя перевозимого груза в процессе перевозки.

Обязанностью перевозчика является соблюдение сроков перевозки. По общему правилу перевозчик обязан доставить груз, пассажира или багаж в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков - в разумный срок. Однако транспортные уставы и кодексы содержат лишь общие правила о сроках доставки, отсылая регулирование сроков к правилам перевозок и договорам.

По общему правилу в обязанности перевозчика входит обеспечение сохранности перевозимого груза с момента его принятия к перевозке и до выдачи его получателю в пункте назначения. В то же время правила распределения бремени негативных последствий, вызванных несохранностью груза, различаются в зависимости вида транспорта и специфики грузов.

Исполнение обязательства по перевозке груза завершается в пункте назначения выдачей груза управомоченному на его получение лицу (получателю), которая отнесена к обязанности перевозчика перед грузоотправителем и получателем груза. При этом перевозчик обязан уведомить грузополучателя о прибывших в его адрес грузах. Грузополучателю принадлежит право требования к перевозчику выдать доставленный груз. В то же время в транспортных уставах и кодексах (кроме Кодекса торгового мореплавания РФ) закреплено не только право, но и обязанность грузополучателя принять от перевозчика доставленный груз, в том числе незаказанный. Ряд авторов рассматривают эту обязанность в качестве пережитка советского транспортного законодательства и отмечают, что указанная правовая конструкция противоречит ГК РФ и принципам международного права.

Грузополучатель обязан внести плату за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи. По общему правилу указанные платежи вносятся грузоотправителем до момента приема к перевозке или отправления грузов, если иное не предусмотрено транспортным уставом или кодексом, а также соглашением сторон. При этом перевозчик вправе при несвоевременном внесении платежей не подавать транспортное средство под погрузку следующей партии груза и не исполнять свои обязательства по перевозке уже принятого груза.

Ответственность сторон за неисполнение договора перевозки груза. В случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную ГК РФ, транспортными уставами и кодексами, а также соглашением сторон. При этом соглашения транспортных организаций с грузовладельцами об ограничении или устранении установленной законом ответственности перевозчика недействительны, за исключением случаев, когда возможность таких соглашений при перевозках груза предусмотрена транспортными уставами и кодексами. Эти общие правила об ответственности перевозчиков касаются всех видов перевозок на любом виде транспорта.

Ответственность перевозчика всегда носит ограниченный характер. Она установлена законодательством либо в форме возмещения только прямого ущерба или его части, но не упущенной выгоды (например, за несохранность груза), либо в форме исключительной неустойки (за просрочку его доставки). Действие принципа ограниченной ответственности в обязательствах по перевозкам грузов распространяется не только на нарушения, за которые такая ответственность непосредственно предусмотрена транспортным законодательством или соглашением сторон, но и касается всех нарушений любых условий договора перевозки.

Перевозчик несет ответственность за неподачу транспортного средства для перевозки грузов в соответствии с принятой заявкой (заказом) или иным договором, а грузоотправитель - за непредъявление груза либо неиспользование поданных транспортных средств по иным причинам. Ответственность перевозчика наступает за нарушение установленного срока доставки груза. Конкретные меры и условия ответственности перевозчиков за просрочку доставки грузов детализированы в транспортных уставах и кодексах. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело. В этом положении ст. 796 ГК РФ заложен принцип безвиновной ответственности перевозчика.

К сожалению, в транспортных уставах и кодексах устанавливаются перечни обстоятельств, наличие которых автоматически освобождает перевозчика от ответственности за несохранность перевозимых грузов с возложением бремени их опровержения на грузополучателя (грузоотправителя), что не соответствует ст. 796 ГК РФ.

Анализируя указанные противоречия, ряд авторов полагают, что у судов есть все основания при разрешении споров, связанных с несохранностью перевозимых грузов, руководствоваться общим правилом ст. 796 ГК РФ и не применять положения транспортных уставов и кодексов, предусматривающих автоматическое бездоказательное освобождение перевозчиков от ответственности.

Ответственность грузоотправителя перед перевозчиком может наступить за невыполнение принятой заявки, искажение в транспортной накладной наименования и иных сведений о грузах, задержку транспортного средства при погрузке, отправление запрещенного для перевозки груза, просрочку внесения провозной платы и иных платежей, причитающихся перевозчику за перевозку груза, и по иным основаниям, предусмотренным транспортными уставами и кодексами. В отличие от ответственности перевозчика такая ответственность является полной, а не ограниченной.

Претензии и иски, вытекающие из договора перевозки груза. В транспортной деятельности, связанной с перевозкой грузов, применяется обязательный досудебный претензионный порядок урегулирования споров. В ст. 797 ГК РФ прямо предусмотрено, что до предъявления к перевозчику иска, вытекающего из перевозки груза, обязательно предъявление ему претензии в порядке, предусмотренном соответствующим транспортным уставом или кодексом. Лишь в случае полного или частичного отказа перевозчика удовлетворить претензию либо неполучения от него ответа в 30-дневный срок к нему может быть предъявлен иск грузоотправителем или грузополучателем. Данные правила распространяются на перевозку грузов любым видом транспорта.

Разновидности договоров в сфере перевозки грузов. Транспортная деятельность характеризуется очевидной спецификой в зависимости от вида транспорта, объемов и различий в перевозочных процессах, различных бизнес-моделей. Это порождает разнообразие в правовом регулировании исходя из вида перевозок грузов и позволяет выделить особенности используемых там видов договоров. В зависимости от того, каким транспортом перевозятся грузы, можно классифицировать договоры перевозки грузов по видам транспорта: договор железнодорожной перевозки грузов, договор воздушной перевозки грузов, договор воздушного чартера, договор морской перевозки грузов, договор перевозки грузов по внутренним водным путям, договор автомобильной перевозки грузов.

Гражданский кодекс РФ обеспечивает только базовую унификацию правового регулирования в сфере перевозок. Положения гл. 40 ГК РФ в большинстве случаев содержат отсылочные нормы к транспортным уставам и кодексам, отражающим специфику отдельных договоров в сфере транспортной деятельности.

Например, договор автомобильной перевозки грузов, обладая общими признаками договора перевозки, закрепленными в ГК РФ, также характеризуется особенностями, отраженными в Уставе автомобильного транспорта РФ и Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом. Во-первых, в отличие от других видов транспорта, где грузоотправитель доставляет груз в пункт погрузки, по договору автомобильной перевозки грузов перевозчик самостоятельно должен подать грузоотправителю автомобили под погрузку. Это означает, что перевозочный процесс начинается на территории грузоотправителя. Во-вторых, транспортная накладная не является единственной формой договора перевозки груза. Перевозка груза с сопровождением представителя грузовладельца или перевозка груза, в отношении которого не ведется учет движения товарно-материальных ценностей, может осуществляться на основании договора фрахтования, заключаемого в письменной форме. В-третьих, на автомобильном транспорте запрещается осуществление перевозок грузов без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство, который служит для учета и контроля работы транспортного средства и водителя.

Договор морской перевозки грузов имеет две разновидности: реальный договор перевозки груза по коносаменту и консенсуальный договор фрахтования (или чартер). Последний также используется при воздушных и автомобильных перевозках.

В транспортной деятельности особо выделяется перевозка грузов разными видами транспорта по единому транспортному документу (прямое смешанное сообщение), которая характеризуется особенностями по сравнению с содержанием обычных договоров перевозки груза. Перевозка грузов в прямом смешанном сообщении определяется соглашениями между организациями соответствующих видов транспорта и согласно ст. 788 ГК РФ должна регулироваться специальным законом о прямых смешанных (комбинированных) перевозках, который до настоящего времени не принят. До вступления в силу такого федерального закона будут действовать отдельные нормы, содержащиеся в некоторых транспортных уставах и кодексах.

Так, перевозка грузов в прямом железнодорожно-автомобильном, железнодорожно-водном (морском), железнодорожно-воздушном сообщении регламентируется гл. V Устава железнодорожного транспорта РФ, а перевозка грузов в водно-воздушном и водно-автомобильном сообщении регулируется правилами гл. XI Кодекса внутреннего водного транспорта РФ. При этом действует следующее правило: при перевозке грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении, когда в качестве первого перевозчика, принимающего груз от грузоотправителя, выступает железнодорожный перевозчик, применяются правила Устава железнодорожного транспорта РФ, а если первым перевозчиком является организация внутреннего водного транспорта, то следует использовать нормы Кодекса внутреннего водного транспорта РФ. На практике также применяются старые Правила перевозок грузов в прямом смешанном железнодорожно-водном сообщении (утв. МПС СССР, Минморфлотом СССР, Минречфлотом РСФСР 17/24 апреля 1956 г., с изм. от 30 ноября 2000 г.).

В Кодексе торгового мореплавания РФ особого раздела о перевозках грузов в прямом смешанном сообщении нет. Эти отношения регулируются лишь отдельными нормами данного Кодекса и общими правилами морской перевозки грузов. Воздушный кодекс РФ и Устав автомобильного транспорта РФ вообще не содержат норм о смешанных перевозках. В связи с этим применяется общее правило о том, что, если в транспортном уставе или кодексе не предусмотрены нормы, регулирующие перевозочный процесс на данном виде транспорта, то применяются подходящие положения иных кодексов, уставов, тарифных руководств, правил, регулирующие перевозки грузов транспортом соответствующего вида.

Транспортные кодексы и уставы не регулируют ряд вопросов, имеющих значение при перевозках грузов в прямом смешанном сообщении. Например, в транспортных уставах не детализируются правила перевалки грузов с одного вида транспорта на другой, недостаточно полно урегулирована перевозка массовых и штучных грузов.

Груз может быть принят к перевозке в прямом смешанном сообщении от любого и до любого пункта (железнодорожной станции, морского и речного порта, автомобильной станции, аэропорта и т.д.), открытого для проведения операций по перевозкам грузов, что подтверждается включением в специальные перечни.

Между организациями различных видов транспорта могут заключаться договоры об организации работы по обеспечению перевозок грузов (узловые соглашения, договоры на централизованный завоз (вывоз) грузов и др.). Порядок заключения таких договоров определяется транспортными уставами и кодексами, другими законами и иными правовыми актами.

Бесперебойная и эффективная перевалка (перемещение) грузов с одного вида транспорта на другой, например при перевозке грузов в смешанных сообщениях, возможна только при согласованной работе всех перевозчиков в транспортных узлах - пунктах, где стыкуются железнодорожные, автомобильные, воздушные и водные пути. Такая координация обеспечивается заключением узловых соглашений между транспортными организациями, в которых определяются условия работы железнодорожных станций, портов, автостанций и т.д.

Отношения по централизованному завозу (вывозу) грузов на станции железных дорог, в морские и речные порты (на пристани), в аэропорты организациями автомобильного транспорта оформляются организационными договорами на централизованный завоз (вывоз) грузов. Порядок организации централизованных перевозок грузов, а также права и обязанности транспортных организаций при осуществлении централизованного завоза (вывоза) грузов в настоящее время детально регулируются ведомственными нормативными актами, утвержденными еще в советское время - правилами и типовыми договорами на централизованный завоз (вывоз) грузов, которые действуют в части, не противоречащей ГК РФ. В качестве существенных условий в договорах на централизованный завоз (вывоз) грузов предусматриваются: объемы перевозок и сроки доставки грузов в соответствии с согласованным сторонами графиком; меры по обеспечению сохранности грузов; обязанности по своевременному выполнению погрузочно-разгрузочных работ; условия расчетов за перевозку грузов и за выполнение экспедиционных работ; взаимная ответственность сторон.

Обязательства по подаче транспортных средств и предъявлению грузов к перевозке. Процессу перевозки грузов предшествуют подача перевозчиком транспортных средств под погрузку и предъявление грузоотправителем соответствующего груза, предназначенного к перевозке. Это предполагает надлежащее исполнение перевозчиком обязательств по подаче транспортных средств в согласованный срок и необходимом количестве, технически исправных и пригодных для перевозки соответствующего груза. В то же время грузоотправитель обязан предъявить груз в согласованном объеме и подготовить его к перевозке: упаковать, обеспечить тарой, осуществить надлежащую укладку и крепление груза на подвижном составе и т.п. Такие обязательства сторон договора перевозки груза могут осуществляться как разово, так и на систематической основе.

Основаниями возникновения обязательств по подаче транспортных средств и предъявлению грузов к перевозке могут быть: принятая перевозчиком заявка (заказ) грузоотправителя, договор перевозки или договор об организации перевозок.

Перевозка пассажиров. Надежное и безопасное функционирование пассажирского транспорта во многом определяет уровень социально-экономического развития страны. Поэтому в транспортной системе России перевозкам пассажиров уделяется приоритетное внимание. На некоторых видах транспорта (например, на воздушном) объем пассажирских перевозок больше, чем грузовых, и это определяет общий характер транспортной деятельности перевозчиков. Особое внимание уделяется обновлению и пополнению подвижного состава железнодорожного, автомобильного, воздушного, водного транспорта, модернизируется транспортная инфраструктура.

Транспортное законодательство детально регулирует перевозки пассажиров. В транспортных уставах и кодексах перевозке пассажиров посвящены специальные главы. Утверждены отдельные правила перевозок пассажиров и багажа, которые действуют на всех видах транспорта. Правила устанавливают порядок организации различных видов перевозок пассажиров и багажа, в том числе требования к перевозчикам, фрахтовщикам и владельцам объектов транспортной инфраструктуры, условия таких перевозок, а также условия предоставления транспортных средств для перевозок пассажиров.

По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа - и за провоз багажа.

По своей юридической природе этот договор является консенсуальным, двусторонним и возмездным. Основные условия договора перевозки должны быть одинаковыми для всех пассажиров, которые приобрели соответствующие проездные билеты. По способу заключения договор перевозки пассажира относится к договорам присоединения: его условия определяются перевозчиком в стандартных формах и могут быть приняты пассажиром не иначе как путем присоединения к предложенному договору в целом.

Транспортная экспедиция. В транспортной деятельности значимое место занимает оказание транспортно-экспедиционных услуг по организации перевозки грузов, заключению договоров перевозки, обеспечению отправки и получения груза, а также иных услуг, связанных с перевозкой груза. Эти услуги осуществляются на основе договора транспортной экспедиции, использование которого позволяет переложить решение транспортных проблем на профессионального экспедитора.

Основные права и обязанности сторон по договору транспортной экспедиции закреплены в гл. 41 ГК РФ. В соответствии с ГК РФ принят специальный Федеральный закон от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ "О транспортно-экспедиционной деятельности", положения которого имеют приоритет перед соглашением сторон. Федеральным законом определяется порядок осуществления транспортно-экспедиционной деятельности, в том числе оформления перевозочных документов. Во исполнение Закона Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г. № 554 утверждены Правила транспортно-экспедиционной деятельности, которые устанавливают перечень экспедиторских документов, порядок оказания и требования к качеству транспортно-экспедиционных услуг.

По договору транспортной экспедиции одна сторона (экспедитор) обязуется за вознаграждение и за счет другой стороны (клиента-грузоотправителя или грузополучателя) выполнить или организовать выполнение определенных договором экспедиции услуг, связанных с перевозкой груза. В обязанности экспедитора входят организация перевозки груза транспортом и по маршруту, выбранным экспедитором или клиентом, заключение от имени клиента или от своего имени договора (договоров) перевозки груза, обеспечение отправки или получения груза, выполнение любых других обязанностей, связанных с перевозкой.

В законодательстве отсутствует закрытый перечень услуг, которые может оказывать экспедитор. Данное обстоятельство свидетельствует о чрезвычайно широкой сфере применения договора транспортной экспедиции и позволяет квалифицировать в качестве такового всякое соглашение, заключаемое грузоотправителем или грузополучателем с организацией, которая может быть признана экспедитором, и предусматривающее выполнение экспедитором любых операций и услуг, связанных с перевозкой груза.

Договор транспортной экспедиции является самостоятельным видом гражданско-правового договора о возмездном оказании услуг. В юридической литературе выделяются следующие виды договора транспортной экспедиции:

  • договор о транспортно-экспедиционном обеспечении доставки груза получателю (договор о полном транспортно-экспедиционном обеспечении);
  • договор о транспортно-экспедиционном обеспечении завоза (вывоза) грузов на станции железных дорог, в порты (на пристани) и аэропорты;
  • договор об отдельных транспортно-экспедиционных операциях и услугах;
  • договор об организации транспортно-экспедиционного обслуживания.

Договор транспортной экспедиции должен заключаться в письменной форме. При этом клиент обязан выдать экспедитору доверенность, если она необходима для выполнения его обязанностей.

Неотъемлемой частью договора транспортной экспедиции являются экспедиторские документы:

  • поручение экспедитору (определяет перечень и условия оказания экспедитором клиенту транспортно-экспедиционных услуг в рамках договора транспортной экспедиции);
  • экспедиторская расписка (подтверждает факт получения экспедитором для перевозки груза от клиента либо от указанного им грузоотправителя);
  • складская расписка (подтверждает факт принятия экспедитором у клиента груза на складское хранение).

За неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по договору транспортной экспедиции экспедитор несет ответственность по основаниям и в размере, которые определяются по общим правилам гражданского законодательства. В частности, как и всякий должник, не исполнивший обязательство, экспедитор должен отвечать перед кредитором в полном объеме.

Однако если на экспедитора возлагается обязанность заключить договор перевозки от своего имени, то он становится контрагентом перевозчика. В этом случае экспедитор подобно перевозчику также будет нести ограниченную ответственность перед клиентом либо даже полностью освобождаться от нее, если докажет, что нарушение обязательства вызвано ненадлежащим исполнением перевозчиком договора перевозки.

Законом о транспортно-экспедиционной деятельности установлен обязательный претензионный порядок урегулирования споров клиентов с экспедиторами, за исключением споров, возникших при оказании экспедиционных услуг для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением клиентом предпринимательской деятельности.

Иные услуги, связанные с транспортной деятельностью. В сфере транспортных отношений, помимо договоров перевозки, буксировки, транспортной экспедиции, используется значительное количество других договоров, связанных с транспортной деятельностью (погрузочно-разгрузочными работами, не связанными с обязанностью по договору перевозки грузов; различными работами по техническому обслуживанию транспортных средств; авиационными работами, выполняемыми с использованием полетов воздушных судов; лоцманской проводкой судов; услугами по швартовке судов и т.д.).

Перечисленные и подобные им договоры относятся к договорам возмездного оказания услуг. При этом они связаны с транспортной деятельностью и носят вспомогательный по отношению к ней характер. Договоры возмездного оказания услуг в сфере транспорта различаются по содержанию оказываемых услуг и специальным целям, присущим каждому из таких договоров.

Далее – Глава 28. Общие положения о предпринимательских договорах