Предпринимательское право Российской Федерации

Предпринимательское право Российской Федерации

 

Основополагающее значение в системе источников транспортного права имеет Конституция РФ, в которой есть прямые нормы, имеющие отношение к транспорту. Так, ст. 71 Конституции РФ относит управление федеральным транспортом и путями сообщения к ведению Российской Федерации.

Важнейшими источниками транспортного права являются федеральные законы. Первым в этом ряду стоит ГК РФ, в котором выделены в отдельную главу - гл. 40 - нормы, регулирующие общие положения о перевозке грузов и пассажиров, условия заключения и исполнения договоров перевозки, ответственность перевозчика за нарушения обязательств и т.д. А в гл. 41 ГК РФ размещены базовые нормы, касающиеся транспортной экспедиции.

Особое место в системе источников транспортного права занимают транспортные уставы и кодексы, принятые в форме федеральных законов. Они основываются на гл. 40 ГК РФ и детально регламентируют отношения, возникающие при перевозке грузов, пассажиров и багажа, а также при обеспечении транспортной деятельности. К ним относят: Воздушный кодекс РФ, Кодекс торгового мореплавания РФ, Кодекс внутреннего водного транспорта РФ, Устав железнодорожного транспорта РФ, Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта. Эти документы носят комплексный характер и воздействуют на разнородные частные и публичные отношения, возникающие на различных видах транспорта.

При этом следует согласиться с В.А. Дозорцевым, который полагает, что в подобных комплексных актах невозможно выделить общие правовые положения, характерные для отраслевого кодекса. Узкая сфера действия комплексного акта не исключает его большого объема и значимости для обширной сферы транспортных отношений.

В системе федеральных подзаконных источников транспортного права наибольшей юридической силой обладают указы Президента РФ, содержащие нормативные правовые положения по важнейшим вопросам транспортной деятельности. К иным подзаконным нормативным правовым актам как источникам транспортного права относятся постановления Правительства РФ и огромное количество ведомственных инструкций, положений, правил и т.п., принимаемых различными органами исполнительной власти.

В сфере транспортного нормотворчества ключевую роль играет Министерство транспорта РФ, которому в соответствии с Положением, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30 июля 2004 г. № 395, предоставлено право самостоятельно принимать многочисленные и разнородные нормативные правовые акты в установленной сфере деятельности: правила перевозок пассажиров, багажа, груза, грузобагажа на основании и во исполнение транспортных уставов и кодексов; правила формирования и применения тарифов, взимания сборов в области транспорта, правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов; порядок выдачи специальных разрешений на осуществление международных автомобильных перевозок опасных грузов; правила перевозок грузов в прямом смешанном сообщении и т.д.

К ведению субъектов РФ относятся региональный транспорт и пути сообщения, управление региональной транспортной инфраструктурой. В связи с этим в регулировании транспортной деятельности немаловажную роль играют нормативные правовые акты субъектов РФ, прежде всего законы субъектов РФ.

Среди источников транспортного права выделяют большое количество международных договоров, соглашений, иных актов в сфере транспорта, таких как Конвенция от 12 октября 1929 г. "Об унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок", Конвенция от 19 мая 1956 г. "О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ/CMR)", Конвенция от 9 мая 1980 г. "О международных железнодорожных перевозках (КОТИФ)", Будапештская конвенция от 22 июня 2001 г. "О договоре перевозки грузов по внутренним водным путям (КПГВ/CMNI)", Конвенция Организации Объединенных Наций от 11 декабря 2008 г. "О договорах полностью или частично морской международной перевозки грузов" ("Роттердамские правила").

Особыми источниками транспортного права являются санкционированные государством обычаи. Их специфика состоит в том, что закон придает тому или иному обычаю общеобязательное значение. При этом сам обычай в тексте закона не приводится. Например, согласно ст. ст. 129 - 132 Кодекса торгового мореплавания РФ при отсутствии соответствующего соглашения сторон время подачи уведомления о готовности судна к погрузке, сроки погрузки, размер платы за простой судна определяются на основе обычаев, принятых в порту погрузки.

В литературе ведется активная дискуссия о возможности отнесения к источникам права судебных прецедентов, т.е. судебных решений, имеющих обязательное значение при рассмотрении других аналогичных дел. Хотя официально в Российской Федерации судебный прецедент в качестве источника права не применяется, тем не менее на практике при разрешении споров суды учитывают решения вышестоящих судов.

Некоторые ученые полагают, что к источникам транспортного права следует относить постановления Пленума Верховного Суда РФ и сохранившие силу Постановления Высшего Арбитражного Суда РФ. В качестве примера можно сослаться на Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 6 октября 2005 г. № 30 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации", в котором детализируется законодательство и в ряде пунктов формулируются новые положения нормативного правового характера.

В транспортной деятельности необходимо учитывать действующие положения инструктивных указаний Государственного арбитража СССР и Государственного арбитража РФ, связанные с регламентацией отношений между транспортными организациями и их клиентурой. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 15 апреля 1992 г. № 7 разъяснил, что эти инструктивные указания по применению законодательства при разрешении споров и их доарбитражном урегулировании сохраняют свое действие на территории РФ в той части, в которой они не противоречат законодательству РФ.

Выделяются особенности транспортного законодательства. Оно относится к наиболее стабильным комплексным отраслям законодательства. Многие нормативные правовые конструкции в сфере перевозок были разработаны еще в советское время и продолжают оставаться неизменными многие годы. Это касается, например, заключения договора перевозки, подачи транспортных средств под погрузку, ответственности сторон, предъявления претензий и т.д.

Транспортное законодательство является одним из самых систематизированных и значительных массивов в российском законодательстве. В отношении всех видов транспорта приняты транспортные уставы и кодексы, а также детализирующие их подзаконные нормативные правовые акты (правила, инструкции и т.п.), в которых сосредоточено огромное количество положений, регулирующих отношения между перевозчиками и их контрагентами.

В транспортном законодательстве отражается публичный характер деятельности транспортных организаций, необходимость учета того, что заключение договоров осуществляется перевозчиками с большим кругом лиц. Так, перечень организаций, обязанных осуществлять перевозки, и основные условия их деятельности публикуются в установленном порядке, за нарушение условий договора перевозки применяются правила об ограниченной ответственности перевозчика, обязательно предъявление претензии к транспортной организации в пределах срока исковой давности и т.д.

В транспортном законодательстве используется много императивных норм, обязательных к соблюдению всеми участниками транспортных правоотношений.

Например, законодательство в области железнодорожного транспорта устанавливает обязательные требования к оформлению, порядку представления и согласования заявки на перевозку грузов, детально регламентирует обязанности грузоотправителя по подготовке грузов для перевозок и обязанности перевозчика по подаче вагонов под погрузку, сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков и т.п.

Большую долю в транспортной деятельности занимают международные перевозки. В связи с этим на российское транспортное законодательство оказывает существенное влияние международное право в сфере транспорта. Например, при принятии Воздушного кодекса РФ учитывались положения Конвенции о международной гражданской авиации 1944 г., а в Кодексе торгового мореплавания РФ отражены нормы Конвенции об унификации некоторых правил о коносаменте 1924 г. Это основано на том, что в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ правила международных договоров РФ имеют приоритет над национальным законодательством.

Далее – § 3. Виды транспорта и управление транспортом