Предпринимательское право Российской Федерации

Предпринимательское право Российской Федерации

 

Существует ряд форм государственной поддержки инноваций:

  • прямое привлечение государственных средств в высокотехнологичные отрасли. Этот способ основан на создании так называемых институтов развития - государственных фондов или компаний, которые предоставляют кредиты под небольшой процент, инвестируют или соинвестируют в высокотехнологичный бизнес;
  • снижение издержек высокотехнологичного бизнеса - специальные налоговые режимы для технологичных компаний, пониженные ставки взносов во внебюджетные фонды и т.д.;
  • создание инфраструктуры - технологических университетов, дата-центров, технопарков, бизнес-инкубаторов. С развитием Интернета и проведением высокоскоростных каналов связи по стране вклад государства здесь становится менее актуальным, однако в отдаленных регионах Севера и Дальнего Востока с инфраструктурой остаются проблемы;
  • трансфер технологий, т.е. перевод интеллектуальной собственности из государственных рук (НИИ, образовательные учреждения, военные технологии) в частные. Сюда же можно отнести поддержку перспективных исследований (гранты, создание государственных лабораторий, поддержку образования ученых за границей).

Каждый из перечисленных способов опосредуется в нормативных актах. Остановимся подробнее на вопросах соответствующего правового регулирования.

Институты развития. Задача институтов развития - финансовая поддержка инноваторов. Это производится различными организациями в соответствии с масштабами необходимого финансирования.

Так, ОАО "Роснано" (ранее имевшая форму государственной корпорации) осуществляет финансовую поддержку крупных инновационных проектов с высоким потенциалом окупаемости. Прежде всего финансируется строительство производственных мощностей, ориентированных на выпуск высокотехнологичной продукции (например, производство микропроцессоров, светодиодных ламп и т.д.). Средства предоставляются на рыночных условиях (например, в форме кредита), однако финансирование могут привлекать проекты, не рассчитывающие на помощь банков и других крупных инвесторов, например проекты по созданию производств нового оборудования компаниями, не имеющими серьезных активов. Здесь Роснано выступает как государственный институт развития.

Российская венчурная компания ОАО "РВК" финансирует венчурные фонды (фонды, специализирующиеся на вложениях в высокотехнологичные проекты); РВК - "фонд фондов", который вкладывает государственные средства на условиях софинансирования. Управление активами осуществляют сами фонды, РВК лишь увеличивает их капитализацию и получает прибыль вместе с остальными соинвесторами. Также РВК обеспечивает среду для развития венчурного бизнеса: проводит исследования рынка, разрабатывает типовые документы, занимается лоббизмом.

Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) - государственный венчурный фонд, инвестирующий в интернет-проекты на ранних стадиях, созданный под патронажем Агентства стратегических инициатив для государственного финансирования частных интернет-проектов. Фонд координирует реформы российского законодательства (в том числе изменение ГК РФ) в интересах венчурных инвесторов. Юристы ФРИИ внесли ряд важных поправок в российское гражданское законодательство (нормы об опционах, преддоговорной ответственности и т.д.).

Снижение издержек (косвенное регулирование). Косвенное регулирование позволяет инноваторам снижать издержки, таким образом повышая норму прибыли в высокотехнологичных отраслях. К сожалению, при отсутствии прибыли такое регулирование не работает, косвенное регулирование в этом случае должно сочетаться с иными методами, действующими на ранних стадиях развития инновационного бизнеса. В России используются следующие формы косвенного регулирования инноваций:

  • сниженные ставки налогов. В первую очередь следует отметить пониженные либо нулевые ставки налога на добавленную стоимость на научно-исследовательские работы (подп. 16.1 п. 3 ст. 149 НК РФ);
  • пониженные ставки взносов в государственные внебюджетные фонды для ИТ-компаний, аккредитованных в Министерстве связи и массовых коммуникаций РФ (ч. 3 ст. 58 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования");
  • пониженные ставки взносов для резидентов "Сколково" (ст. 58.1 указанного Закона) и т.д.

Преимущество такого регулирования - отсутствие государственных расходов. В то же время терминологически определить инновационное производство и отделить его от неинновационного чрезвычайно сложно, что увеличивает риск злоупотреблений. Поэтому такие косвенные нормы либо несут большой конфликтный потенциал (нулевые ставки НДС), либо сложны для применения (пониженные ставки взносов во внебюджетные фонды). И то и другое закрывает путь к льготам для небольших компаний.

В отношении инвесторов в инновации используют термин "бизнес-ангелы". Косвенно это говорит и об остальных инвесторах-"неангелах".

Создание инфраструктуры для развития инноваций. Разработка многих направлений инноваций требует специальной технической инфраструктуры. Именно из-за отсутствия инфраструктуры в России и Восточной Европе, странах ЕАЭС развиваются в основном инновационные предприятия в сфере компьютерных технологий. Высокоскоростные сети и удаленные дата-центры ликвидировали потребность ИТ-предпринимателей в специальных технопарках.

Что же касается биотехнологий, космических технологий, нанотехнологий, то для них "гаражное предпринимательство" по-прежнему невозможно. Для создания соответствующих центров обычно применяются дотации через федеральные целевые программы (ФЦП) (например, ФЦП "Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014 - 2020 годы").

Для комплексного развития территорий за рубежом часто используется механизм специальных экономических зон, в которых инновационная инфраструктура совмещена со специальным налоговым и таможенным режимом. В России с этой целью Федеральный закон "Об особых экономических зонах в Российской Федерации" предусматривает технико-внедренческие экономические зоны с инновационной инфраструктурой. Пока их пять: в Дубне, Зеленограде, Санкт-Петербурге, Томске, Татарстане ("Иннополис").

Резиденты этих зон пользуются льготными ставками налога на прибыль, на имущество организаций, а также пониженными ставками взносов в государственные внебюджетные фонды. Резиденты также могут использовать инфраструктуру технико-внедренческих зон, применять специальный таможенный режим.

С 2014 г. законодательством предусмотрен также новый тип экономических зон - территории опережающего развития. Федеральный закон "О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации" ориентирован прежде всего на Дальний Восток. При этом не предусматривается существенных отличий для особых экономических зон: добавлен ряд полномочий, в частности по выкупу земель, изменены нормы о сроках функционирования соответствующих территорий. Пока рано говорить о том, будет ли достигнута цель создания зон нового типа - обеспечение лучших условий предпринимательской и инвестиционной деятельности по сравнению с другими странами Азиатско-Тихоокеанского региона.

В России действует Федеральный закон "Об инновационном центре "Сколково". Он был принят в рамках проекта по созданию "иннограда" возле Москвы с ориентацией на ракетно-космические, ядерные, информационные, энергоэффективные технологии и биотехнологии. Помимо специального налогового и таможенного режима для участников, Закон предусматривает отмену на территории "Сколково" устаревших строительных норм, а также работу только частных образовательных и медицинских организаций. К сожалению, пока лишь малая часть инфраструктуры "Сколково" построена, хотя резиденты существуют и пользуются своим статусом.

Трансфер технологий. Исключительные права на изобретения и другие результаты интеллектуальной деятельности, созданные на государственные средства, остаются в управлении государственных организаций, в первую очередь вузов и научных институтов. Они, с одной стороны, не имеют права заниматься предпринимательской деятельностью; с другой - не имеют права передавать государственную собственность в частные руки. В результате полезные разработки остаются "под стеклом".

Для передачи (трансфера) современных технологий в промышленность необходимо установить специальные правила, по которым исследовательские центры смогут "приватизировать" государственную интеллектуальную собственность. Так, в США Закон Бэя - Доула (Bayh - Dole Act), принятый в 1980 г., установил, что результаты исследований, финансируемых государством, переходят в собственность вузов и научных центров, которые имеют право продавать их частным компаниям. В результате резко увеличилось коммерческое применение результатов исследований, что оказало эффект на экономику в целом.

В России с подобной целью был принят Федеральный закон от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности" (ныне частично имплементированный в Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"). Согласно этому акту учебные и научные учреждения получили право создавать хозяйственные общества (малые инновационные предприятия) в долях с частными инвесторами. Обязательным условием создания общества является внесение учреждением результата интеллектуальной деятельности в его уставный капитал.

По мнению авторов Закона, этот механизм позволит государственным учреждениям получать прибыль из имеющихся у них патентов. Однако сложная процедура создания малых инновационных предприятий и малое число оформленных вузами коммерчески применимых изобретений затрудняют применение Закона на практике. Несмотря на неоднократные изменения Закона, механизм малых инновационных предприятий пока распространен недостаточно.

Далее – § 3. Привлечение частного капитала в инновации