Предпринимательское право Российской Федерации

Предпринимательское право Российской Федерации

 

Инновация - это новшество: новый подход, новый способ, новый продукт. Инновация, внедренная в производство, позволяет создать новый товар или услугу, которые лучше удовлетворяют потребности потребителей. Этот процесс впервые теоретически обосновал австрийский экономист Й. Шумпетер в середине XX в. Процесс вытеснения старых товаров, услуг и целых отраслей Шумпетер назвал "креативным разрушением", которое согласно его концепции является основой роста экономики в целом.

Теорию Й. Шумпетера расширили и развили его последователи. Эволюция моделей инновационного процесса шла от концепции закрытых инноваций производителей через понятия инноваций пользователей и стратегических инноваций к модели сетевых коллаборативных инноваций. Главный вывод, который сделал Й. Шумпетер: инновации являются залогом экономического роста. Чем активнее инновации внедряются в производство, тем быстрее растет экономика государства.

Итак, развитие инноваций является одним из основных факторов экономического роста. Однако такое развитие - непростой процесс. Высокотехнологичный бизнес имеет очень низкую окупаемость. Когда в "традиционных" отраслях экономики (торговля, добыча полезных ископаемых и т.д.) большая норма прибыли, предприниматели не заинтересованы в диверсификации и модернизации своего бизнеса.

Следовательно, государство вынуждено перераспределять прибыль в инновации, финансируя таким образом развитие страны. При этом могут использоваться как прямые, так и косвенные способы такой поддержки. Они весьма разнообразны, следовательно, и государственное стимулирование инноваций должно также быть комплексным.

Меры, которые государство предпринимает для этих целей, можно разделить на две большие группы. Это публично-правовые меры (льготы по уплате налогов и взносов, институты развития и т.д.) и частноправовые (привлечение частных инвесторов в технологические отрасли и создание условий для инвестирования).

По указанным выше причинам инновации можно развивать лишь комплексно. При этом могут независимо применяться формы, связанные как с государственной поддержкой инноваций (прямое, опосредованное, косвенное регулирование), так и с созданием условий для частного финансирования инновационных разработок. По этой причине не представляются практически применимыми:

  • законодательное закрепление понятия инноваций в отрыве от конкретных мер регулирования (программы развития инноваций, льготы для инновационных компаний, ограничения для резидентов инновационных экономических зон);
  • выделение "инновационного права" как отрасли либо подотрасли, обладающей исключительным предметом (термин "инновации" относится к экономической теории, а правовая поддержка инноваций относится к различным отношениям, не имеющим общего предмета);
  • принятие комплексного акта, регулирующего инновационную деятельность в масштабах всей экономики. В силу разнообразия способов государственной поддержки инноваций подобный акт будет содержать большой массив слабо связанных между собой правовых норм, что лишь усложнит правовое регулирование инноваций.

Далее – § 2. Государственная поддержка инноваций