Детская психология

Детская психология

 

Первоначально детская психология была чисто описательной наукой. Ее задача заключалась в феноменологическом описании процессов психического развития ребенка и их симптомов, а основная стратегия заключалась, соответственно, в наблюдении за процессами развития. Результаты таких наблюдений обычно записывались в виде дневниковых записей. Одним из первых исследователей, осуществивших наблюдение за развитием ребенка, был Ч. Дарвин. Именно он первым описал появление улыбки ребенка на 45 - 46-й день жизни, привязанность к взрослому в конце пятого месяца жизни и много других важных фактов.

Первым изданием по детской психологии стала книга немецкого физиолога В. Прейера «Душа ребенка» (1882). В исследовании Прейера впервые было осуществлено систематическое наблюдение за ребенком с момента его рождения до конца третьего года жизни, ежедневно, в одни и те же временные интервалы. Дневники развития своих детей вели многие крупные психологи. Так, известный немецкий детский психолог В. Штерн использовал дневниковые записи, которые он вел вместе с женой, для обоснования своих гипотез. Крупный швейцарский психолог Ж. Пиаже, выделяя этапы умственного развития ребенка, ча­сто ссылается на наблюдения за собственными внуками. Д.Б. Эльконин использовал наблюдения за своим внуком для описания процесса формирования предметных действий ребенка.

Существовали целые научные учреждения, где метод наблюдения за детьми был основным. Например, Н.М. Щелованов организовал в 1920 г. клинику нормального развития детей, в которой жили преимущественно подкидыши и сироты. За развитием детей в клинике велось круглосуточное наблюдение, благодаря чему мы получили немало научных работ по детской психологии. В них впервые были описаны: комплекс оживления у младенцев, интересные особенности развития ходьбы и предметных манипуляций детей и пр.

Метод наблюдения может дать очень важные данные. Однако многое зависит от продолжительности и предмета наблюдения. Исходя из этого, выделяют несколько видов наблюдения.

Во-первых, оно может быть сплошным и выборочным. Сплошное предполагает наблюдение одновременно за многими сторонами поведения ребенка. Его задача — описать общую картину поведения. Конечно, фиксировать все движения и все слова ребенка невозможно. Фиксируется только то, что представляется наблюдателю наиболее важным и значимым, в особенности все новое, что можно заметить в ребенке в момент наблюдения. Но что именно окажется новым и главным, исследователь заранее не знает (или не формулирует).

В отличие от сплошных выборочные наблюдения фиксируют какую-либо одну сторону поведения, которая определяется заранее. Например, выражение эмоций у ребенка, или его действия с игрушками, или особенности лексикона ребенка и пр. При этом фиксируется поведение ребенка в каких-либо естественных ситуациях или в определенные отрезки времени (во время игры, во время общения со взрослыми и пр.).

Во-вторых, наблюдение может быть скрытым и включенным. При скрытом наблюдении фигура наблюдателя должна быть не заметна для ребенка или не привлекать к себе внимания. Для этого используют специальный прибор — зеркало, обладающее односторонней проницаемостью (или гизелово зеркало, в честь его изобретателя Гизела). Его помещают между комнатой, в которой находится ребенок, и комнатой, где сидит исследователь. В первой комнате на стене висит обычное зеркало, а во второй — окно, через которое можно наблюдать за ребенком. В настоящее время для скрытого наблюдения используют телевизионные установки и видео- и кинокамеры. Его может осуществлять также привычный и «незаметный» для ребенка взрослый. Главное, чтобы он не нарушал атмосферу естественности, когда ребенок ведет себя непринужденно.

Включенное наблюдение отличается тем, что наблюдающий взрослый не только является видимым, заметным для ребенка, но и участвует в совместных с ним действиях (играет, кормит, читает книжки и пр.). Он включен в деятельность ребенка. В то же время он не просто играет или кормит, но и осуществляет наблюдение за малышом (отмечает для себя его реакции, его инициативные и ответные действия, его эмоции и высказывания и пр.), потом фиксирует свои наблюдения. В таких условиях необходимо не только замечать и запоминать все проявления ребенка, но и уметь наблюдать за самим собой, учитывать свои собственные действия, вызывающие те или иные проявления наблюдаемого малыша. Таким включенным наблюдением нередко пользуются воспитатели, педагоги, родители и другие взрослые, находящиеся в постоянном контакте с детьми.

В-третьих, наблюдение может быть разовым (или срезовым) и длительным (пролонгированным, или лонгитюдным). В первом случае речь идет об однократном, единовременном наблюдении. С помощью этого метода исследователь обычно сравнивает поведение разных детей (мальчиков и девочек, или детей разного возраста, или детей из разных культур и пр.) в одних и тех же ситуациях и делает выводы об особенностях их психики.

Пролонгированное (лонгитюдное) наблюдение отличается тем, что оно длится в течение продолжительного периода времени (нескольких лет) и ведется за одними и теми же детьми. При этом методе исследователь сравнивает не разные группы детей, а разные этапы в развитии одного ребенка (или нескольких детей). Пролонгированное наблюдение дает возможность проследить появление новых способностей, новых интересов ребенка, описать различные стадии его развития. Упомянутые выше дневниковые записи родителей и психологов являются типичными случаями пролонгированных наблюдений.

Однако во всех случаях исследователь может наблюдать только внешние проявления ребенка: его высказывания, выразительные движения, его действия с игрушками и пр. Психолога же интересуют не сами по себе внешние проявления, а внутренние, психические процессы, которые скрываются за ними, и которые недоступны непосредственному наблюдению. Чтобы распознать эти процессы и суметь правильно интерпретировать наблюдаемое поведение ребенка, психологу необходимо иметь предварительное представление о том, что он может и хочет увидеть, а также знать те понятия, тот язык, с помощью которого он будет описывать поведение ребенка. Успешность наблюдения зависит от того, насколько четко сформулирована для исследователя цель наблюдения, и насколько ясно он представляет себе, что он будет наблюдать. Если этого нет, его впечатления будут расплывчатыми и неопределенными, главное смешается с второстепенным и получить какой-либо фактический материал окажется невозможным.

Метод наблюдения имеет ряд неоспоримых достоинств. Он дает много «живых» интересных фактов, позволяет исследовать ребенка в естественных условиях его жизни. Он незаменим для первичной ориентировки в проблеме и для получения предварительных фактов.

Вместе с тем этот метод имеет и ряд недостатков, главный из которых — его чрезвычайная трудоемкость. Он требует высокой психологической квалификации исследователя и огромных затрат времени, которые вовсе не гарантируют получение новых фактов. Исследователь вынужден ждать, пока интересующие его явления возникнут сами собой. Кроме того, результаты наблюдений часто не позволяют понять причины тех или иных форм поведения. Многие исследователи замечали, что наблюдая, психолог видит только то, что он уже знает, а то, что еще ему не известно, проходит мимо его внимания. В связи с этим более эффективным методом исследования психологической жизни детей оказывается другой, более активный и целенаправленный метод — эксперимент.

Далее – Метод эксперимента