Детская психология

Детская психология

 

Необходимо различать методы и методики исследования. Метод (от греч. methodos — путь к чему-либо) — это общий подход, способ исследования.

Метод определяется предметом изучения и общими представлениями о нем. Например, если ученый исследует психическое развитие ребенка и при этом исходит из представления о том, что это развитие определяется природными, биологическими факторами, его главным методом будет «очищение» своего предмета, устранение по возможности всех влияющих извне социальных воздействий. Если же он, напротив, полагает, что это развитие определяется влиянием социальной среды, он будет специально организовывать эти внешние воздействия и анализировать характер их влияния на особенности психики ребенка. Таким образом, разные взгляды на предмет порождают разные стратегии исследования, или разные методы.

В отличие от этого методика — это частный, тактический способ получения фактов, который зависит от конкретных условий работы ученого, от особенностей его объекта (например, от возраста детей), от изобретательности самого исследователя и пр. Исследовательских методик в детской психологии существует великое множество. А используемых методов всего два — наблюдение и эксперимент. Правда, каждый из них имеет несколько модификаций. Именно о них пойдет речь далее.

Далее – Метод наблюдения