Детская психология

Детская психология

 

Изучение психического развития ребенка возможно только при наличии предельно общих представлений о том, кто есть человек и в чем состоят его сущностные характеристики. Такие представления дает «царица наук» — философия. Напомним, что психология первоначально возникла в рамках философии и долгое время существовала как ее составная часть. В дальнейшем она получила статус самостоятельной науки, в которой образовалось множество отдельных направлений по изучению психологических явлений. Но все же каждый психолог, пытающийся изучать человека, сознательно или бессознательно опирается на определенную философскую базу, на определенное понимание сущности человека. Поэтому можно сказать, что философия или философская антропология является фундаментом психологической науки и детской психологии в частности. С другой стороны, вопросы, связанные с феноменами сознания, деятельности, личности человека, которые являются центральными для философии, конкретно и детально разрабатываются в детской психологии. Многие известные философы (В. В. Ильенков, Ф.Т. Михайлов и др.) постоянно обращались к материалам детской психологии и во многом строили на них свои концепции. Не будет ошибкой утверждать, что детская психология с одной стороны опирается на философию, а с другой — дает ей необходимый эмпирический материал.

Человек развивается не только в детском возрасте. Он развивается также «в процессе истории человечества». Психология современного человека коренным образом отличается от человека средних веков или эпохи Возрождения. Однако историко-культурным развитием человечества (филогенезом) занимаются другие науки — история, культурология, антропология. Предметом детской психологии является индивидуальное развитие человека, или онтогенез, который всегда происходит в конкретной историко-культурной ситуации, т.е. на определенном этапе филогенеза. Учитывать историко-культурный фон, на котором происходит детское развитие, совершенно необходимо детскому психологу. Так, в последние десятилетия с появлением новых информационных технологий существенно изменились условия взросления детей и их психология. Вместе с тем онтогенетическое развитие имеет свои глубоко специфические закономерности, независимые от социокультурного фона.

Качественные изменения в психической жизни (т.е. развитие) происходят не только в детстве, а на протяжении всего онтогенеза. И в жизни взрослого человека возможны качественные переломы в его взглядах на мир, появление новых потребностей и новых форм деятельности. Все эти изменения имеют свои психологические механизмы и закономерности. Они составляют предмет отдельной научной дисциплины — психологии развития, или генетической психологии. Конечно, детская и генетическая психология имеют много общего — генетическая психология также активно обращается к явлению детства, поскольку именно в этот период происходит наиболее интенсивное и эффективное психическое развитие человека. Генетическая психология во многом строится на фактах и закономерностях, полученных в детской психологии. В свою очередь детская психология использует закономерности психического развития человека, полученные в психологии развития. Но детская психология ограничивается первыми годами жизни (от 0 до 7 лет) и стремится максимально полно описать качественные изменения, происходящие с ребенком на протяжении этого периода жизни.

Детская психология во многом опирается на понятия и методологию общей психологии. Выделение таких аспектов психической жизни ребенка, как деятельность, сознание, самосознание, личность и др., стало возможным благодаря тому, что эти психологические явления были выделены и описаны в общей психологии. Вместе с тем общая психология, имеющая дело со взрослым человеком, не может обойтись без фактов детской психологии. Особенности психической жизни взрослого нельзя понять без анализа их происхождения. Психика взрослого человека очень сложна, в ней одновременно функционирует множество уже сформировавшихся психических процессов и тенденций, изучить и проанализировать которые невозможно без обращения к их генезису. Детская психология в этом отношении обладает неоспоримым преимуществом: она работает с тем периодом жизни человека, когда закладываются основы его психической деятельности, формируется сознание, мышление и т.д., и способна зафиксировать их образование и развитие. В связи с этим детскую психологию можно рассматривать как своеобразный генетический метод общей психологии, который позволяет проследить становление сложнейших форм психической жизни взрослого человека. Вместе с тем детская психология является самостоятельной фундаментальной наукой, дающей научную основу для таких прикладных наук, как педагогическая психология, педагогика и практическая детская психология. Предметом педагогической психологии является разработка и обоснование методов обучения и воспитания детей в различных возрастах. Очевидно, что разработка методов обучения и воспитания дошкольников невозможна без знания особенностей психики ребенка на ранних этапах онтогенеза, которые дает детская психология. Только понимание возможностей (и границ этих возможностей) ребенка на разных этапах детства позволяет педагогическому психологу разработать адекватные и эффективные для каждого возраста методы обучения и воспитания детей.

Вместе с тем педагогическая психология дает неоценимый материал для детской психологии, поскольку позволяет выяснить влияние различных стратегий воспитания и обучения детей на особенности их психического развития. Фундаментальная проблема связи психического развития ребенка с его обучением и воспитанием лежит в плоскости как детской, так и педагогической психологии, поэтому детская и педагогическая психология являются неразрывно связанными дисциплинами. Педагогическую психологию дошкольника можно рассматривать как особую область детской психологии, связанную с разработкой прикладных приемов, касающихся обучения и воспитания детей.

Знание детской психологии совершенно необходимо для практической работы с детьми. Важнейшим условием успешной работы воспитателей и педагогов в яслях, в детском саду, в различных учебно-воспитательных центрах является знание закономерностей психического развития ребенка, понимание интересов ребенка, особенностей его мышления и эмоциональной жизни. Знание детской психологии помогает воспитателю успешно устанавливать контакт с детьми, своевременно выявлять и преодолевать отклонения в психическом развитии, выбирать адекватные формы общения и обучения детей.

В последнее время все более широкое распространение получает профессия практического детского психолога. В задачу этого специалиста входит диагностика и коррекция психического развития детей, а также работа с «трудными» детьми и их родителями. Необходимой основной для этой профессии является знание детской психологии. Только понимание возрастных норм и закономерностей психического развития позволяет практическому психологу выявлять индивидуальные особенности каждого ребенка, их соответствие возрастной норме, проводить диагностику психического развития отдельных детей и выбирать адекватные и эффективные методы коррекции.

Далее – Резюме