Детская психология

Детская психология

 

В настоящее время идут дискуссии по поводу наличия психической жизни ребенка в утробе матери, т.е. в пренатальный период. Некоторые врачи и психологи приписывают еще не родившемуся ребенку вполне сознательные человеческие переживания. Говорить о правомерности этих предположений трудно, поскольку никаких четких научных подтверждений (впрочем, как и опровержений) эти предположения не получили. Все же можно утверждать, что элементарная чувствительность у еще не родившегося ребенка несомненно присутствует. Он чувствителен к вестибулярным раздражителям при движениях матери, которые как бы укачивают его, он замирает и перестает двигаться, а в состоянии покоя возобновляет движения ручками и ножками. У него есть элементарная зрительная чувствительность. Слуховой аппарат ребенка также начинает функционировать задолго до того, как он появляется на свет. Он слышит звуки материнского голоса, улавливает биение сердца матери, реагирует на звуки, приходящие извне. Но все это ребенок чувствует через тело матери, которое надежно защищает его ото всех резких и сильных воздействий внешнего мира. Все эти воздействия приходят к нему смягченными, как бы «укрощенными», прошедшими через мягкий экран материнского живота.

Рождение — это всегда резкий переход к новому, поэтому этот момент и весь следующий за ним период новорожденности являются кризисным, переходным периодом. Фактически мгновенно, безо всякой предварительной подготовки, привычный и безопасный мир рушится, и бурный поток сильных, острых и незнакомых ощущений обрушивается на ребенка.

При переходе к внеутробному существованию коренным образом меняются не только условия жизни, но и само физиологическое существование малыша. До рождения ребенок и мать представляют собой одно целое. Он живет в достаточно однородном мире, где нет четких разграничений темноты и света, тепла и холода. Рождаясь, младенец попадает в мир контрастов и противоречий, и самым первым из них является первый вдох.

Во внутриутробный период функции легких выполняет плацента — особая ткань, с которой тело эмбриона соединено пуповиной. В момент рождения ребенку грозит большая опасность — гипоксия (недостаток кислорода). Нервная система и мозг младенца очень чувствительны к ней. Малейший недостаток кислорода — и жизнь под угрозой. Но природа предусмотрела специальное устройство, чтобы избежать гипоксии. Малыш, рождаясь, получает кислород сразу по двум каналам — через пуповину и через легкие. После рождения пуповина продолжает «работать» в течение 4 - 5 минут. Перерезать пуповину в первую же минуту после рождения опасно для жизни младенца. В первые минуты кровеносная система младенца готовится к тому, чтобы направить кровь по новому маршруту. Снабжаемый кислородом через пуповину, он начинает дышать. Конечно, первый вздох — это всегда «ожог». Но после первого крика дыхание обычно устанавливается, становится чаще, свободнее, глубже. Постепенно пуповина перестает биться, и тогда ее можно отрезать.

С обрезанием пуповины ребенок получает свободу, но физиологически «теряет» мать. Чтобы эта потеря не была травмирующей, совершенно необходимо присутствие и внимание матери с первых минут жизни младенца. Ощущение ее тепла, запаха, звук ее голоса, биение ее сердца смягчают резкий переход к новой форме существования, делают его не таким болезненным и травмирующим. Очень важно чувствовать и видеть своего малыша с первой минуты его появления на свет и для матери.

Далее – Врожденные рефлексы новорожденного