Детская психология

Детская психология

 

Чем младше ребенок, тем более быстрыми темпами происходит его психическое развитие. Поэтому первый год жизни — период самых интенсивных и быстрых изменений в психике ребенка. За первые 12 месяцев младенец проходит поистине громадный путь в своем развитии. В 2 - 3 месяца он воспринимает окружающий мир и близких взрослых совсем иначе, чем в 10 - 12 месяцев. Столь быстрые качественные изменения в отношении ребенка к миру и в характере его деятельности побуждают к выделению определенных этапов развития внутри первого года жизни.

На протяжении первого года жизни ребенка выделяются три микропериода младенческого возраста, каждый из которых характеризуется своеобразной социальной ситуацией развития, типом ведущей деятельности ребенка и главным новообразованием данного периода.

Первый период — новорожденность — занимает первый месяц жизни ребенка. В этот период организм младенца адаптируется к внешнему миру и настраивается на восприятие взрослого. Благодаря личностному, субъектному отношению взрослого и его индивидуальной обращенности к младенцу в конце первого месяца появляется зрительное сосредоточение на лице ребенка и обращенная к взрослому улыбка.

Второй период продолжается от одного до шести месяцев. В это время главной деятельностью младенца является непосредственноэмоциональное или ситуативно-личностное общение со взрослым, в котором происходит интенсивное развитие личности и всех психи­ческих процессов ребенка. В конце этого периода возникают первые активные действия ребенка, направленные на предмет.

Третий период занимает вторую половину первого года жизни. В этом возрасте у ребенка формируется и выходит на первый план в качестве ведущей манипулятивная деятельность с предметами. Главной для ребенка становится ситуативно-деловая форма общения со взрослым.

Более подробному рассмотрению этих периодов и важнейших линий развития на первом году жизни посвящены следующие главы учебника.

Далее – Резюме