Детская психология

Детская психология

 

Психика и поведения человека не являются функцией среды или биологической организации человека, его наследственности. Главная сущностная характеристика человека заключается в его способности к самодетерминации, которая делает его свободным и сознательным субъектом собственной жизнедеятельности. Эта способность становится возможной благодаря сознанию и осознанию своего поведения.

Высшие психические функции человека имеют культурное происхождение; они опосредованы знаками и произвольны. Исходя из этого психическое развитие ребенка представляет собой процесс присвоения культурно заданных средств овладения собой и формирования отношения к окружающемому миру и себе или процесс становления высших психических функций. Этот процесс имеет не натуральную, а культурную природу и возможен только в условиях совместной жизнедеятельности ребенка и взрослого.

Закон развития высших психических функций, открытый Л.С. Выготским, заключается в том, что всякая психическая функция первоначально имеет интерпсихическую форму, т.е. существует в пространстве взаимоотношений ребенка и взрослого, и только впоследствии становится индивидуальным достоянием самого ребенка, т.е. приобретает интерпсихическую форму.

Передача человеческой культуры от взрослых к детям происходит в процессе обучения. Обучение в широком смысле можно определить как взаимодействие ребенка с идеальной культурной формой, опосредованное взрослым (Д.Б. Эльконин). Согласно культурно-исторической теории, обучение идет впереди развития и ведет его за собой. Внутренняя связь обучения и развития отражена в понятии «зоны ближайшего развития», введенном Выготским. Зона ближайшего развития определяется как разрыв между тем, что ребенок может делать вместе со взрослым, и тем, что ему доступно в самостоятельной деятельности. Величина зоны ближайшего развития — важный показатель обучаемости и того потенциала развития, который имеет ребенок.

Между обучением и развитием находится собственная деятельность ребенка. В деятельности выражается и осуществляется отношение человека к миру. Психологическая теория деятельности наиболее полно и конкретно была разработана А.Н. Леонтьевым. Согласно этой теории, каждая стадия детского развития характеризуется определенным, ведущим типом деятельности, которая обусловливает главнейшие изменения отдельных психических процессов и личности ребенка в целом и в которой зарождаются новые формы деятельности. Структура деятельности включает три уровня: деятельность—действия — операция; этим уровням соответствует психологический ряд: мотив — цель — задача. Важнейшим механизмом развития деятельности является «сдвиг мотива на цель».

Главным условием психического развития ребенка является его общение со взрослым. Общение со взрослым на протяжении детского возраста развивается и принимает разные формы. В концепции генезиса общения М.И. Лисиной развитие общения рассматривается как смена качественно своеобразных форм общения, каждая из которых характеризуется особым содержанием потребности в общении, главными мотивами, побуждающими к общению и основными средствами общения. От рождения до шести лет выделяются четыре формы общения. Форма общения является важнейшей характеристикой психического развития. В общении со взрослым происходит не только усвоение культурных норм и способов деятельности, но и становление новых смыслов и мотивов ребенка. Систему отношений с другими людьми, характерную для конкретного этапа онтогенеза, называют социальной ситуацией развития и рассматривают как значимую характеристику возрастного периода.

Важнейшей проблемой детской психологии является проблема периодизации детского развития. Общепринятой в нашей стране является периодизация Д. Б. Эльконина, основанная на выделении двух групп деятельности ребенка:

  1. направленная на освоение мотивов и задач человеческой деятельности;
  2. направленная на освоение способов действий с предметами.

В процессе онтогенеза эти два типа деятельности закономерно чередуются, причем период освоения задач и мотивов всегда предшествует периоду освоения способов действия.

Переходы между различными возрастными периодами называются кризисами развития. Кризисные возраста в отличие от стабильных характеризуются бурными и быстрыми изменениями в психике и поведении ребенка.

Психологическим возрастом, или возрастным периодом, называют относительно замкнутый период, который характеризуется следующими показателями:

  • определенной социальной ситуацией развития;
  • типом ведущей деятельности;
  • основными психическими новообразованиями.

Далее – Социальная ситуация развития младенца