Детская психология

Детская психология

 

ГЛАВА 4. Движущие силы и условия психического развития ребенка

Сознание как сущностная характеристика человека

Изложенные выше теории, несмотря на их различия, объединяет одно: все они рассматривают человеческое поведение в качестве функции, обусловленной действием различных факторов. В одних теориях этими факторами являются врожденные характеристики человека (наследственность и инстинкты), в других — внешние воздействия среды. Что в одном, что в другом случае действие факторов ставит человека в жесткую зависимость от независящих от него обстоятельств (природных инстинктов или внешнего подкрепления). Объединение этих факторов в принципе не меняет положения дел: поведение человека также рассматривается в качестве функции, которая определяется двумя группами факторов — воздействиями среды и врожденными особенностями.

Однако часто бывает так, что человек, выросший в крайне неблагоприятных социальных условиях и не обладающий достаточными природными задатками (например, с физическими дефектами или недостаточно способный), достигает высокого уровня духовного, личностного и индивидуального развития. А бывает наоборот: несмотря на хорошую наследственность и благоприятные условия среды человек деградирует в духовном и социальном планах, перестает развиваться. Получается, что ни наследственность, ни среда, ни их сочетание сами по себе не определяют путь развития человека и его психологические особенности. Они лишь создают необходимые условия для его развития, но не являются его детерминантами.

Специфика человеческого поведения состоит в том, что оно не является ни функцией телесной организации человека, ни функцией среды. Оно свободно и свободу эту дает человеку сознание. Осознавая свое поведение, человек приобретает способность строить его произвольно, независимо от влияния своих врожденных качеств и влияний внешней среды. Сущностной характеристикой человека является его возможность к самодетерминации, т.е. способность самостоятельно определять свой жизненный путь, свой характер и свое поведение.

Осознание своего поведения предполагает отношение к себе, взгляд на себя «со стороны». Однако проблема заключается в том, что природные, врожденные механизмы для осознания своего поведения у ребенка отсутствуют. Имеющиеся у него органические способности позволяют лишь сливаться, совпадать с условиями своей жизнедеятельности. Для того чтобы замечать свои собственные проявления (чувства, мысли, действия) и относиться к самому себе, врожденных способностей недостаточно. Каждый ребенок проходит путь развития сознания, в процессе которого он преодолевает характерную для всех животных детерминацию поведения внешними стимулами или внутренними органическими потребностями. Как же это возможно?

Продуктивное решение этой проблемы было предложено великим отечественным психологом Львом Семеновичем Выготским, основателем культурно-исторической психологии. Именно ему принадлежит идея об опосредованном характере высших психических функций человека, которая дала ответы на многие вопросы о развитии психики ребенка.

Далее – Знак как средство управления высшими психическими функциями человека