Детская психология

Детская психология

 

Фактические данные, полученные в результате эксперимента или посредством наблюдения за ребенком, могут интерпретироваться только на основе какой-либо психологической теории, дающей обшее представление о развитии человека. Теория позволяет систематизировать наблюдаемые факты, выделить главные линии развития ребенка и предоставляет конкретные понятия и термины для описания поведения детей.

Исторически сложились две точки зрения на развитие человека — теории преформизма и теории социального научения. Первые рассматривают процесс развития как созревание врожденных механизмов, вторые — как накопление индивидуального опыта взаимодействия со средой. Приверженцы теории конвергенции считают, что развитие ребенка определяется как факторами наследственности, так и факторами среды.

В этологическом направлении психологии на первый план выносится инстиктивная природа психики ребенка, поведение человека рассматривается как цепь врожденных инстинктов.

Психоаналитическая концепция 3. Фрейда также выстроена на идее, определяющей роли врожденных инстинктов ребенка. Психическое развитие Фрейд рассматривал как последовательное созревание и взаимодействие трех уровней психики: либидо («Ид»), Эго и Суперэго. Периодизация психического развития строится исходя из способа удовлетворения инстинктивных влечений ребенка. Последователи Фрейда (Эриксон) включают в этот процесс более ш ирокий социальный контекст.

В центре внимания теории привязанности Дж. Боулби и М. Эйнсворт, как и в психоанализе, находится опыт первых отношений ребенка с матерью. Однако приверженцы данной теории считают, что привязанность к матери обусловлена не удовлетворением первичных биологических потребностей, а обеспечением защиты и безопасности. Стремление младенца к привязанности является генетически и эволюционно обусловленным, но качество привязанности зависит от материнского поведения. Качество привязанности и внутренняя рабочая модель себя и другого складывается к концу первого года и определяет дальнейшее психическое развитие ребенка.

В основе концепция когнитивного развития Ж. Пиаже лежит идея о созревании когнитивных структур ребенка. Интеллектуальное развитие ребенка рассматривается как процесс адаптации к внешней среде, которая осуществляется через уравновешивание процессов ассимиляции и аккомодации. Пиаже впервые выявил качественное своеобразие мышления ребенка и разработал оригинальную периодизацию детского развития на основе созревания интеллектуальных операций.

Теория социального научения рассматривает не созревание ребенка, а приобретение определенных социально приемлемых форм поведения, которое происходит благодаря соответствующему подкреплению. Через механизм классического и оперантного (инструментального) обусловливания происходит закрепление одних реакций и отмирание других. Этот механизм является общим для человека и животных. Необихевиористы вводят для объяснения сложных форм поведения промежуточные переменные, включающие когнитивные и эмоциональные процессы. В бихевиоризме предметом исследования является не психика, а поведение человека, которое может быть измерено и изучено объективными методами.

Для выяснения относительной роли среды и наследственности в психогенетике используют близнецовый метод, основанный на сравнении развития детей с идентичной и различной наследственностью, живущих в одинаковых и разных условиях.

Далее – ГЛАВА 4. Движущие силы и условия психического развития ребенка