Детская психология

Детская психология

 

Рассмотрев некоторые наиболее популярные в настоящее время психологические теории и направления, мы увидели, что каждая из них предлагает свой взгляд на развитие человека. В одних концепциях ключевую роль в развитии человека приписывают врожденным инстинктам, в других — социальной среде, дающей стимулы и подкрепления. А нельзя ли объединить эти факторы? Ведь, казалось бы, очевидно, что человек является одновременно и биологическим, и социальным существом. Может быть, истина находится где-то посередине?

При попытке ответить на этот вопрос возникла теория конвергенции, или теория двух факторов, предложенная В. Штерном. С его точки зрения психическое развитие является результатом конвергенции (слияния) внутренних данных с внешними условиями. Например, детская игра: окружающая среда может предоставить материал для игры, а то, как и когда ребенок начнет играть, зависит от врожденного инстинкта игры. Возникает проблема: как выяснить, какую роль в развитии ребенка играют его наследственность и среда, в которой он растет? Чтобы решить данную проблему, нужен был соответствующий метод. Такой метод был найден в сравнительных исследованиях близнецов (близнецовый метод). Известно, что близнецы бывают монозиготными (М3 — с идентичной наследственностью) и дизиготными (ДЗ — с разной наследственной основой). Если дети с разной наследственностью в одинаковых внешних условиях будут развиваться по-разному, значит, это развитие определяется фактором наследственности; если же примерно одинаково, значит, решающую роль играет среда. Аналогично с монозиготными близнецами: если они живут в разных условиях (в разных семьях) и при этом показатели их психического развития одинаковы, это может свидетельствовать о том, что решающая роль принадлежит наследственности, если различны — среде. Сопоставляя коэффициенты различий между М3- и ДЗ-близнецами, живущими в одинаковых и разных условиях, можно судить об относительной роли наследственных и средовых факторах. Этот метод является основным для психогенетики — науки, изучающей роль среды и наследственности в психическом становлении человека и в развитии ребенка в частности.

Из теории двух факторов следует, что дети с идентичной наследственностью, живущие в одних внешних условиях, должны быть абсолютно одинаковыми. Однако в реальности все иначе. И родители, и психологи неоднократно отмечали, что монозиготные близнецы в одной и той же семье вырастают совершенно разными людьми, несмотря на идентичность обоих факторов. Почему же так получается? Может быть, и фактор наследственности, и фактор среды не являются главными, определяющими развитие ребенка? К ответу на этот вопрос мы вернемся в следующей главе.

Далее – Резюме