Детская психология

Детская психология

 

В дальнейшем идеи Фрейда были развиты его последователями и претерпели существенные изменения. Знаменитые неофрейдисты (А. Фрейд, Э. Фром, К. Хорни, Э. Эриксон, К. Юнг, А. Адлер, Э. Берн и др.) отошли от центрации на врожденных сексуальных влечениях человека и на принципе удовольствия. «Я» («Эго») стало рассматриваться как относительно независимая инстанция, позволяющая активно, сознательно и целенаправленно действовать в окружающем мире. Большая роль в формировании «Я» ребенка стала отводиться условиям воспитания.

Так, Анна Фрейд, дочь Зигмунда Фрейда и его последовательница, развила психоаналитические представления применительно к развитию ребенка. Анализируя развитие «Сверх-Я», А. Фрейд придавала решающее значение идентификации ребенка с родителями и интериоризации родительского авторитета. Каждая фаза развития рассматривается ею как результат разрешения конфликта между инстинктивными влечениями и ограничительными требованиями социального окружения. На основе анализа различных фаз А. Фрейд построила линии развития различных сфер детской ж изни. Ее признанной заслугой считается описание линий развития кормления (от младенческой стадии до разумных привычек); линии развития опрятности, физической самостоятельности, отношения к старшим и пр. Особое внимание уделялось линии развития сексуальной сферы — от инфантильной зависимости до взрослой половой жизни.

Решающее значение в работах А. Фрейд придается фигуре матери. Мать является для ребенка не только первым объектом любви, но и первым законодателем. Поскольку мать является очень влиятельным человеком для ребенка, ее пристрастия и антипатии оказывают существенное влияние на его развитие. Быстрее всего развиваются те виды деятельности, которые больше всего нравятся матери, а в тех сферах, где мать проявляет равнодушие, процесс развития замедляется.

Одним из наиболее ярких представителей неофрейдизма является Эрик Эриксон, создавший свою концепцию и периодизацию психического развития ребенка. Как и Фрейд, Эриксон придавал решающее значение чувствам и переживаниям в раннем детстве. Но, в отличие от концепции Фрейда, Эриксон считал, что свое внимание исследователь должен сосредоточить не на инстинктивных влечениях ребенка, а на его отношениях с близкими взрослыми. Выделенные им этапы развития ребенка включают более широкий социальный контекст и основаны на качественно своеобразном переживании себя, которое ребенок приобретает в разные возрастные периоды благодаря взаимодействию с близкими взрослыми. Каждой стадии жиз­ненного пути человека соответствует специфическая задача, которая выдвигается обществом. Успешность решения этой задачи зависит как от актуального уровня развития человека, так и от духовной атмосферы общества, от условий жизни и воспитания. Эриксон выделил всего восемь стадий жизни человека — от младенчества до старости, из которых мы остановимся лишь на первых трех, относящихся к детскому возрасту.

Задача младенческого возраста — преодоление чувства разобщенности и отчуждения и формирование доверия к миру. Описывая первый год жизни, Эриксон рассматривает не только процедуру кормления грудью, которая приносит ребенку непосредственное «оральное» удовольствие, но и общий контекст отношения ребенка с матерью. Нежность, чуткость и заботливость матери рождают в младенце чувство базового доверия к миру, которое становится основой дальнейшего развития. Отсутствие этих необходимых для младенца отношений порождает чувство недоверия, которое накладывает отпечаток на следующие этапы развития. Задача раннего возраста — преодоление чувства стыда и сомнения в своих возможностях и формирование чувства независимости и автономности. Эта стадия начинается с момента, когда ребенок научается ходить, и связана с приучением к опрятности. Появление чувства стыда обусловлено возникновением самосознания, так как стыд предполагает, что субъект выставлен на всеобщее обозрение. Неодобрение со стороны взрослых поступков ребенка, особенно тех, которые доставляют удовольствие, формирует стыд за свои ошибки. Борьба чувства независимости против стыда и сомнений порождает соотношение между способностью сотрудничать и настаивать на своем, между свободой самовыражения и ее ограничением. Задача дошкольного возраста — развитие инициативы и в то же время переживание чувства вины и моральной ответственности. В этот период ребенок жадно и активно познает окружающий мир — в игре, в общении со сверстниками, в действиях с предметами. Чувство инициативности имеет всеобщий характер и является необходимым аспектом любого действия. Однако излишне активное и агрессивное поведение ребенка неизбежно ведет к ограничению инициативы и появлению чувства вины и тревожности. Так, по Эриксону, закладываются новые внутренние инстанции поведения — совесть и ответственность за свои поступки. В таблице 3.1 приведены общие характеристики стадий психосоциального развития по Эриксону в сравнении со стадиями психосексуального развития по Фрейду.

Таблица 3.1

Общая характеристика стадий психосоциального развития по Эриксону в сравнении со стадиями психосексуального развития по Фрейду

ВозрастСтадии психосексуального развития по ФрейдуСтадии пихосоциального развития по ЭриксонуОбщая характеристика стадии
от 0 до 1 годаОральнаяБазисное доверие против недоверияМладенец приобретает доверие к людям и чувство собственной ценности. В случае отсутствия заботы со стороны родителей и непоследовательных отношений возникает недоверие к миру
от 1 до 3 летАнальнаяАвтономность против стыда и сомненийРебенок приобретает навыки самообслуживания и стремится действовать независимо от родителей. При сдерживании его самостоятельности возникает неуверенность в себе и чувство стыда
от 3 до 6 летФаллическаяИнициативность против чувства виныНа основе автономности ребенок инициирует самостоятельные формы активности: игру, общение со сверстниками и пр. Подавление активности вызывает чувство вины, которое тормозит инициативу ребенка. Устанавливается баланс между инициативой ребенка и требованиями родителей
от 7 до 11 летЛатентнаяТрудолюбие против чувства неполноценностиДети овладевают разными навыками, в частности учебными и социальными. В случае постоянного неуспеха возникает чувство собственной неполноценности, которое сдерживает активность ребенка

Как следует из таблицы, в периодизации Эриксона каждый период является фундаментом для следующего и определяет дальнейшее развитие ребенка. Так, например, те дети, у которых не сформировалось чувство автономии на втором этапе развития, скорее всего будут пассивны и испытывать чувство вины на следующем этапе развития. В отличие от этого дети с нормально развитым чувством автономии будут проявлять инициативность в самостоятельных видах деятельности. Соответственно, чем более ранней является стадия психического развития, тем более фундаментально ее значение.

Далее – Теория привязанности