Детская психология

Детская психология

 

Психоаналитическая теория появилась в начале XX в. Ее автором является великий венский психиатр Зигмунд Фрейд. Работая с раз­личными психическими отклонениями, Фрейд обнаружил, что далеко не все из них являются результатом органических повреждений головного мозга или нервной системы человека, что причины большинства неврозов связаны с сознанием и личностью человека.

Фрейд предположил, что основы многих проблем закладываются в раннем детстве в результате психических травм, связанных, как правило, с сексуальными переживаниями. Эти травмирующие события вызывают сильные переживания, которые ребенок не в состоянии выразить и осознать и которые затем подавляются и уходят в область подсознания. Подавленные, неосознанные желания и травмирующие воспоминания накапливаются в подсознании и становятся причиной разнообразных неврозов и неприятных переживаний. Избавление от этих страданий возможно в результате специальной формы терапии, в которой психотерапевт помогает клиенту осознать травмирующие его события, т.е. вывести их на уровень сознания и понять их. Этот метод был назван психоанализом. Психоаналитический метод завоевал огромную популярность во всем мире, а сам Фрейд стал не только автором оригинальной психологической концепции, но и основателем психотерапевтического направления в психологии, которое и по сей день досточно популярно.

Основой теории Фрейда является идея о конфликте между врожденными инстинктивными влечениями, главными из которых являются инстинкты жизни (эрос) и смерти (тонатос), и сознательными моральными, культурно нормированными представлениями. Ребенок появляется на свет с врожденными инстинктивными влечениями (Фрейд называл их «либидо», или «Ид»), которые стремится непосредственно удовлетворять в своем поведении. На первых стадиях развития человек не различает полезное и вредное, дозволенное и недозволенное. Главным мотивом поведения ребенка является удовлетворение инстинктивных желаний, т.е., используя терминологию Фрейда, ребенок действует в соответствии с «принципом удовольствия». Однако уже в первые годы жизни ребенок в ответ на требования взрослых постепенно приобретает способность задерживать или отказываться от удовлетворения своих непосредственных импульсов и вести себя в соответствии с внешними требованиями. Из страха перед наказанием он начинает контролировать свое поведения и сдерживать свои инстинктивные желания, т.е. действовать в согласии с новым принципом психической жизни — «принципом реальности». Эти два принципа находятся в постоянном конфликте — неудовлетворенное желание может причинить страдание, а удовлетворение инстинктивных желаний может вызвать неприятные последствия. Так возникает следующая инстанция психики человека, которую Фрейд назвал «Я», или «Эго». Основная роль ее заключается в поиске социально приемлемых и безопасных способов удовлетворения инстинктивных желаний. В дальнейшем (примерно в конце дошкольного возраста) возникает следующий уровень внутренней жизни — «Сверх-Я» («Суперэго»), — на котором требования и ценности окружающих людей интериоризируются, т.е. входят во внутренний мир ребенка и становятся его собственными требованиями к самому себе. В случае нарушения этих требований ребенок начинает испытывать чувство вины, даже при отсутствии наказания и внешнего контроля со стороны взрослых. Таким образом, психическая жизнь разворачивается на трех уровнях — либидо, Эго и Суперэго. Взаимодействие и конфликты между этими уровнями определяют состояние человека и его личностные проблемы. Поскольку острые конфликты между различными инстанциями внутренней жизни неизбежны, необходимы особые защитные механизмы. Наиболее распространенными и эффективными защитными механизмами являются:

  • вытеснение (устранение и перенос из области сознания в сферу бессознательного социально неприемлемых желаний и чувств);
  • проекция (перенос на других людей своих аффектов, мыслей, мотивов);
  • регрессия (соскальзывание на более примитивный уровень поведения);
  • сублимация (перенос запретной сексуальной энергии на различные виды культурной и социальной деятельности — науку, искусство, политику и пр.).

Теория Фрейда содержит идею развития, т.е. качественно своеобразных и закономерных этапов становления психики. В основе выделения различных периодов лежит способ получения удовольствия, характерный для ребенка того или иного возраста и в частности связанный с той частью тела, посредством которой этот процесс осуществляется. Согласно Фрейду, сексуальное влечение присуще ребенку с самых первых лет его жизни. В первые годы оно не сконцентрировано на половых органах, а рассеянно по всему организму, и любой участок тела может стать источником удовольствия. Сексуальное влечение ребенка еще не отделено от других потребностей организма, оно тесно связано с удовлетворением других потребностей — питания, сосания груди, дефекации и пр. В младенчестве самые важные потребности связаны с сосанием и питанием, а главным источником удовольствия для ре­бенка становится область рта. Соответственно первый год жизни был назван оральной стадией развития. Вторую стадию развития ребенка (ранний возраст) Фрейд назвал анальной стадией, поскольку на втором году жизни важным источником удовольствия становится анальная область. Третья стадия (дошкольный возраст) получила название фаллической — это период расцвета детской инфантильной сексуальности, когда формируется эдипов комплекс.

Первым объектом эротического удовольствия для ребенка является его мать. Отношение к матери с самого начала имеет сексуальную окраску. Само отделение от матери (акт рождения) является глубокой травмой. Влечение к матери, стремление к физической близости неизбежно. Соперником в этих влечениях естественно является отец, что порождает ненависть к отцу и желание его смерти. Комплекс этих переживаний (влечение к матери и ненависть к отцу) получил название эдипов комплекс (по аналогии с известным персонажем греческой мифологии). Учение об эдиповом комплексе и его роли в жизни человека является одним из ключевых положений психоаналитической теории. Первая любовь и первая ненависть остаются навсегда в психике человека, однако в силу своей асоциальности эти чувства неприемлемы для Суперэго; особая инстанция («цензура») не пускает их в сознание, поэтому они вытесняются в бессознательное и подлежат полному забвению. Однако все явления психической жизни взрослого человека незримо связаны с этим первым, вытесненным в бессознательное, переживанием.

Теория Фрейда неоднократно подвергалась критике как в отечественной, так и в зарубежной психологии — за гипертрофию сексуального начала в жизни человека, за игнорирование роли социальных условий, за сведение психической жизни к бессознательным влечениям и т.д. Однако идеи Фрейда были и остаются чрезвычайно популярными, в особенности в западной психологии. Они произвели настоящую революцию, оказались очень продуктивными. Важным доказательством тому является появление множества новых ярких направлений в психологии, развивающих идеи Фрейда (неофрейдизм).

Далее – Развитие идей психоанализа. Периодизация психического развития ребенка по Э. Эриксону