Детская психология

Детская психология

 

Исследование психического развития ребенка предполагает не только описание наблюдаемых фактов, но и их объяснение, интерпретацию. Для этого необходимо опираться на определенную теорию, дающую общее представление о человеке и его развитии. Именно теория позволяет отделить главное от второстепенного и объяснить закономерности психического развития. Таких теорий в современной психологии несколько.

Ключевым вопросом для всякой психологической теории является вопрос о движущих силах и источниках психического развития, среди которых выделяются природное начало в человеке (или его наследственность) и среда (социальное окружение, методы воспитания, приобретенный опыт). По решению этого ключевого вопроса психологические теории подразделяются на два направления:

  1. теории сенсуализма (основанные на социальном научении);
  2. теории преформизма (основанные на врожденных инстинктах).

Исторически это разделение восходит к двум разным философским течениям, по-разному представляющим развитие ребенка. Одно из них связано с именем английского философа XVII в. Дж. Локка, который сравнивал психику ребенка с «чистой доской» (tabula rasa), на которой окружающая среда и общество в лице своих представителей пишут то, что им нужно. Если родители и среда оказывают правильные воздействия на ребенка, он усваивает положительные формы поведения и становится хорошим членом общества. Психическое развитие, исходя из этого, рассматривается в качестве процесса накопления социально приемлемых форм поведения и выработки полезных привычек и навыков.

Другое направление основывается на взглядах французского философа XVIII в. Ж.-Ж. Руссо, который уже в новорожденном ребенке видел человеческую личность с врожденными способностями и положительными задатками. Главная задача воспитателей состоит в том, чтобы не нарушать естественное созревание этих задатков и не менять врожденную природу ребенка. Психическое развитие в русле данного мировоззрения рассматривается как созревание природных задатков и их реализация.

В настоящее время обычно признается роль и наследственности, и среды в психическом развитии ребенка. В то же время в различных психологических теориях по-разному расставляются акценты, и на первое место выдвигаются различные факторы в качестве определяющих психическое развитие ребенка. Однако все существующие теории были развиты в рамках обозначенных выше двух направлений научной мысли.

К первому из них, основанному на врожденных инстинктах или задатках, относятся этологическая и психоаналитическая концепции развития человека. Ко второму — теория социального научения. Рассмотрим их подробнее.

Далее – Этологический подход к психическому развитию ребенка