Детская психология

Детская психология

 

Метод — это общая стратегия, общий путь получения фактов, который определяется задачей и предметом исследования, а также теоретическими представлениями исследователя. Методика — это частный, конкретный способ сбора материалов, который зависит от условий исследования и возможностей исследователя.

Основные методы исследования детской психологии — наблюдение и эксперимент. Наблюдение бывает сплошным или выборочным, скрытым или включенным, однократным или пролонгированным (лонгитюдным).

В психологическом эксперименте исследователь намеренно создает условия, в которых протекает деятельность ребенка, или ставит перед ним определенные задачи. В детской психологии эксперимент должен быть максимально приближен к естественным условиям жизни детей. Обычные лабораторные условия (например, использование новой аппаратуры, участие незнакомых взрослых) неприменимы в работе с детьми. Дети не должны подозревать, что те игры, которые им предлагают, специально организованы для их изучения.

Одним из видов психологического эксперимента являются тесты. Тест — это система специально подобранных заданий, предлагаемых для выполнения детям в строго определенных условиях. За выполнение каждого задания ребенок получает оценку в баллах. Оценка должны быть объективной и не зависеть от личного отношения экспериментатора. Сравнение результатов ребенка с возрастной нормой позволяет определить, соответствует ли норме уровень развития ребенка для своего возраста или имеются отклонения (отставание или опережение).

Такую стратегию эксперимента называют стратегией срезов, поскольку она позволяет оценить уровень возрастного или индивидуального развития какого-либо психического процесса.

Особым видом эксперимента, позволяющим выявить движущие силы и причины развития психических способностей, является генетико-моделирующий или формирующий эксперимент, в котором осуществляется экспериментальное формирование той или иной психической способности. Учитывая, что дети дошкольного возраста достаточно быстро развиваются и без всяких экспериментальных воздействий, чтобы оценить эффективность формирующего эксперимента, необходимо сопоставлять те изменения, которые происходят за один и тот же промежуток времени у детей — участников формирующих экспериментов и у детей того же возраста, не принимавших участия в эксперименте.

Первая группа детей называется экспериментальной, вторая — контрольной. Сравнение результатов контрольной и экспериментальной группы показывает тот «прирост», который дают организованные в эксперименте условия.

Формирующий эксперимент, так же как и срезовый, может быть лонгитюдным, т.е. длиться в течение ряда лет и проводиться с одними и теми же детьми.Экспериментальная стратегия исследования может быть срезовой (разовой) и пролонгированной (или длительной, лонгитюдной). Обе стратегии могут использоваться в одном и том же исследовании.

Помимо основных методов (наблюдения и эксперимента) в детской психологии в качестве дополнительных используются анализ результатов детской деятельности (рисунков, построек и пр.) и метод беседы. Эти методы могут быть использованы только в качестве вспомогательных.

Далее – ГЛАВА 3. Основные теории детского развития