Детская психология

Детская психология

 

Кроме основных методов исследования — наблюдения и эксперимента — в детской психологии используются и вспомогательные методы. К ним относятся анализ результатов детской деятельности (рисунков, поделок, сочиненных детьми сказок и пр.) и метод беседы (или интервью).

Особенно широко используется анализ детских рисунков. В них отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими. Однако интерпретация детских рисунков требует высокой квалификации и большого опыта работы с этим материалом. Кроме того, она никогда не может быть определенной и однозначной и всегда предполагает некоторый субъективизм исследователя. Поэтому в серьезных исследованиях этот метод может использоваться только в качестве дополнительного, вспомогательного.

Метод беседы (вопросов, или интервью) можно использовать только с детьми от 4 - 5 лет, когда ребенок уже достаточно хорошо владеет речью, и в весьма ограниченных пределах. Дело в том, что дети дошкольного возраста еще не умеют выражать в словах свои мысли и переживания достаточно хорошо, поэтому их ответы обычно бывают краткими, формальными и воспроизводящими слова взрослого. Подбор вопросов для беседы с детьми — большое искусство. Они должны быть понятны и интересны для ребенка и ни в коем случае не содержать подсказки. Беседа с ребенком также может быть использована только в качестве вспомогательного, второстепенного метода.

В старшем дошкольном возрасте также можно использовать методики, направленные на выявление внутренних глубинных переживаний и отношений ребенка, которые имеют проективный характер (проективные тесты). Сталкиваясь с неопределенным стимульным материалом (картинки, высказывания, незаконченные предложения и пр.), ребенок наделяет изображаемых или описываемых персонажей собственными мыслями, чувствами, переживаниями, т.е. проецирует (переносит) на них свое «Я».

Далее – Резюме