Детская психология

Детская психология

 

Психологический эксперимент позволяет психологу целенаправленно вызывать интересующие его явления психики. В эксперименте психолог специально создает и видоизменяет условия, в которых находится ребенок. Поведение ребенка в разных экспериментальных условиях (его качественный и количественный анализ) позволяет делать выводы о его психологических характеристиках. Например, чтобы выяснить, какую форму общения со взрослым предпочитают дошкольники, экспериментатор может организовать различные ситуации общения с ребенком. В одной из них взрослый будет играть с ним в игрушки, в другой — читать книжки или беседовать о чемлибо познавательном, в третьей — разговаривать на личностные темы: о его отношениях с друзьями, разных человеческих качествах и пр. Затем экспериментатор сравнит характер поведения ребенка в этих ситуациях и выяснит, какая из них является для дошкольника более предпочтительной. Подобные эксперименты позволяют констатировать главную форму общения ребенка. Их называют констатирующими, поскольку они позволяют фиксировать (или констатировать) какие-либо особенности развития ребенка.

Метод эксперимента оказался достаточно эффективным, экономным и нашел широкое применение в психологии, и в детской в частности. Специфика эксперимента в детской психологии заключается в том, что экспериментальные условия должны быть близкими к естественным жизненным условиям ребенка и не должны нарушать привычных форм его деятельности. Необычные лабораторные условия (например, использование новой аппаратуры, незнакомые взрослые) могут смутить ребенка и вызвать отказ от деятельности, поэтому эксперимент в детской психологии должен быть максимально приближен к естественным условиям жизнедеятельности ребенка. Такой вид эксперимента называется «естественным экспериментом» и он отличается от лабораторного, который может проходить в любых ситуациях с применением различной аппаратуры. Эксперименты с детьми лучше проводить в форме интересной игры или привычных для ребенка занятий — рисования, конструирования, отгадывания загадок и пр. Дети не должны подозревать, что те игры, которые им предлагают, специально организованы для их изучения.

Одним из видов психологического эксперимента являются тесты. Тест — это система специально подобранных заданий, которые предлагают детям в строго определенных условиях. За выполнение каждого задания ребенок получает оценку в баллах. Оценка должны быть объективной и не зависеть от личного отношения экспериментатора. Предварительно для каждой возрастной группы определяются возрастные нормы выполнения каждого задания (т.е. балл, соответствующий, например, четырех- или шестилетнему возрасту). Сравнение результатов ребенка с возрастной нормой позволяет определить его актуальный уровень развития — норму, отклонение или опережение в развитии для своего возраста.

Описанную стратегию эксперимента называют стратегией срезов, поскольку с ее помощью одномоментно выявляется уровень возрастного или индивидуального развития какого-либо психического процесса. Данная стратегия очень широко применяется в детской психологии. Иногда стратегию срезов реализуют в комплексе с пролонгированным, лонгитюдным исследованием. Сначала проводится первоначальное обследование группы детей — делается «первый срез», через некоторое время обследование той же группы детей по тем же методикам повторяется — делается «второй срез», затем третий и т.д.

Нередко в одном исследовании применяются эксперимент и наблюдение. Однако перечисленные выше методы и их виды (наблюдение, констатирующий или срезовый эксперимент) позволяют лишь зафик­сировать те или иные особенности поведения ребенка или степень успешности решения задач. При этом они не дают возможности выяснить, что же стоит за выявленными и зафиксированными проявлениями. Они не подводят к пониманию условий и движущих сил развития ребенка. Наблюдая, как ребенок решает задачи, мы не можем понять, почему он именно так их решает (или не решает), никакое пристальное наблюдение не даст ответ на эти вопросы.

Явным преимуществом в этом отношении обладает генетикомоделирующий или формирующий эксперимент. Его суть заключается в формировании новых способностей у детей, которые раньше ими не обладали в процессе эксперимента. Эту стратегию исследования можно назвать стратегией экспериментального генезиса психических способностей. Ее реализация предполагает использование различных путей и средств активного формирования разных способностей, развитие которых изучается. Исследователь в зависимости от своих теоретических представлений заранее формулирует гипотезу о том, что лежит в основе психической способности и какие условия способствуют ее эффективному развитию. Затем, исходя из своей гипотезы, он создает (или моделирует) эти условия в своем эксперименте и проводит серию формирующих или развивающих воздействий на ребенка. После этого исследователь выясняет, произошли ли какие-нибудь изменения в той психической способности, развитие которой изучается. Таким образом проверяются гипотезы о психологических причинах и условиях психического развития детей. Например, психолог выдвигает гипотезу о том, что мышление маленького ребенка строится на основе его предметных действий. Чтобы проверить эту гипотезу, он специально организует практическую деятельность детей (дает им для исследования игрушки с секретом, учит обращаться с новыми предметами, специально занимается с ними исследовательской деятельностью и пр.). После серии таких занятий он выясняет, произош ­ ли ли какие-нибудь сдвиги в умственных способностях у этих детей. Если да, то его гипотезу можно считать подтвержденной.

Как правило, в одном и том же исследовании используются разные виды эксперимента. Например, исследуя способности ребенка, сначала проводят обычный срезовый эксперимент (в этом случае его называют констатирующим), чтобы зафиксировать исходный уровень развития изучаемой способности. Затем — формирующий (или генетико-моделирующий) эксперимент, целью которого является получение нового уровня развития способности в зависимости от исходной гипотезы. После этого повторяют срезовый экспери­мент, чтобы выяснить, какие сдвиги произошли в результате формирующего эксперимента (в качестве заключительного этапа исследования срезовый эксперимент обычно называют контрольным).

Учитывая, что дети дошкольного возраста достаточно быстро развиваются и без всяких экспериментальных воздействий, чтобы оценить эффективность формирующего эксперимента, необходимо сопоставлять изменения, которые происходят за один и тот же промежуток времени у детей — участников формирующих экспериментов и у детей того же возраста, не принимавших участия в исследовании. Первая группа детей обычно называется экспериментальной, вторая — контрольной. Сравнение результатов экспериментальной группы показывает ту «прибавку», которую дают организованные в эксперименте условия.

Формирующий эксперимент, так же как и срезовый, может быть лонгитюдным, т.е. длиться в течение ряда лет и проводиться с одними и теми же детьми. Например, многолетнее экспериментальное обучение детей по новым программам и выяснение влияние этих программ на психическое развитие детей можно рассматривать в качестве лонгитюдного психолого-педагогического формирующего эксперимента.

Далее – Вспомогательные методы детской психологии