Детская психология

Детская психология

 

ЧАСТЬ I. Введение в детскую психологию

ГЛАВА 1. Предмет и задачи детской психологии

Ребенок – не маленький взрослый

Детские годы – наверное, самый важный период жизни человека, когда формируется личность, характер, отношение к себе и к другим. Ведь проблемы взрослого человека – трудности во взаимодействии с другими людьми, уверенность (или неуверенность) в себе, интересы и способности (или их отсутствие) идут из детства. Чтобы понять причины тех или иных поступков и проблем взрослого человека, иногда бывает достаточным обратиться к его детству. Именно в нем часто скрываются истоки характера и личностных особенностей людей. Нередко литературные произведения начинаются с описания детских лет героя, ведь именно в этот жизненный период закладываются черты его личности и определяются важные события его дальнейшей жизни. Многие люди с особой теплотой и легкой грустью вспоминают то светлое время, когда они были маленькими. В этих воспоминаниях человек черпает душевные силы, вдохновение и защиту от повседневной, порой нелегкой жизни. Определяющее значение детства для каждого человека во многом связано с особой психологией маленького ребенка.

В истории педагогики и психологии был пройден большой путь до того момента, когда были замечено и признано своеобразие психики ребенка. Только в конце прошлого века явление «детство» превратилось в социальную идею, когда сразу несколько гениальных психологов (Ж. Пиаже, 3. Фрейд, Л.С. Выготский) открыли его качественное своеобразие и принципиальные различия в восприятии мира ребенка и взрослого. До этого дети рассматривались как маленькие взрослые, которые еше многого не знают и не умеют. Многие трудности и ошибки в воспитании детей связаны с тем, что взрослые не могут и не пытаются понять психологию ребенка, — они обращаются и общаются с малышом так, как будто он такой же, как они сами. До сих пор бытует мнение, что дети — это маленькие и несовершенные взрослые: они такие же, как мы, только знают и умеет чуть меньше, чем мы, хуже мыслят, не могут справляться со своими желаниями и эмоциями, не умеют читать, считать и решать задачки и пр.

Однако это глубокое заблуждение. Дети воспринимают окружающий мир, себя и окружающих людей совершенно иначе, чем взрослые. Это восприятие не хуже и не лучше, чем у взрослых. Оно качественно другое. Специфические особенности ребенка заключаются не в том, что он хуже взрослого мыслит или чего-то не умеет делать, а в том, что он по-другому видит и воспринимает окружающий мир и самого себя. Можно перечислить много примеров того, что дети могут делать лучше взрослых. Они могут часами рисовать картинки, придумывать воображаемые ситуации и превращаться в разных персонажей, страдать из-за судьбы незнакомого котенка, плакать или визжать от радости от происходящего на сцене и пр. Все это обычно недоступно взрослому человеку. Поэтому важно искать не то, чего дети еще не могут, а то, чем они отличаются от взрослых, т.е. специфику их внутренней, душевной жизни.

Это очень непростая задача. Если о психической жизни взрослого мы можем судить по собственному опыту, то к ребенку такой подход неприменим. В то же время нельзя сомневаться, что даже самый маленький ребенок имеет свою внутреннюю жизнь: он чего-то хочет, изза чего-то сильно расстраивается, что-то придумывает, что-то говорит и пр. Все это мы без труда можем наблюдать в поведении детей.

Но наблюдать мы можем только внешние проявления, только поведение ребенка: его действия, выразительные движения, высказывания и пр. Психолога же интересуют не сами по себе внешние проявления, а скрытые за ними психические процессы, качества, состояния. Ведь одни и те же внешние действия могут выражать совершенно разные состояния. Ребенок может плакать по многим причинам: ему больно, от обиды, хочет привлечь к себе внимание взрослого, не получается то, что он задумал, и т.д. Каждый раз одно и то же действие (в нашем случае плач) будет означать совершенно разные переживания ребенка. Выявить эти переживания, опираясь на их внешнее выражение, – главная и трудная задача детского психолога.

Далее – Понятия роста и развития