Правовая охрана авторских прав

Право интеллектуальной собственности

 

Глава 4. СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКИХ ПРАВ И РАСПОРЯЖЕНИЕ ИМИ

4.1. Общая характеристика интеллектуальных прав. Понятие и виды авторских прав

Под интеллектуальными правами понимаются субъективные гражданские права на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации, которые признаются в соответствии со ст. 1226 ГК РФ. Интеллектуальные права включают в себя исключительное право (имущественное по своей юридической природе), а в случаях, указанных в ГК РФ, также личные неимущественные права и иные права.

С точки зрения классификации субъективных гражданских прав интеллектуальные права относятся к категории абсолютных прав (наряду с вещными правами и личными неимущественными правами на нематериальные блага, указанными в ст. 150 ГК РФ).

При этом необходимо различать правовую природу интеллектуальных и вещных прав, которые дифференцируются прежде всего исходя из их объектов. Так, интеллектуальные права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации в силу прямого указания закона не зависят от права собственности и иных вещных прав на материальный носитель, в котором выражены соответствующие объекты (п. 1 ст. 1227 ГК РФ). Такой материальный носитель (например, книга, диск и др.) является вещью, и в отношении его ставится вопрос о вещном праве.

В случае перехода права собственности на данную вещь не происходит перехода или предоставления интеллектуальных прав на объект, выраженный в ней, за исключением случая отчуждения оригинала произведения его собственником, обладающим исключительным правом на произведение, но не являющимся автором произведения. В этом случае исключительное право на произведение переходит к приобретателю оригинала произведения, если договором не предусмотрено иное (п. 2 ст. 1227, абз. 2 п. 1 ст. 1291 ГК РФ).

Авторские права могут принадлежать не только авторам, но и иным правообладателям, в юридической литературе различают первоначальные и производные основания возникновения авторских прав. К первоначальным, по словам Г.Ф. Шершеневича, относятся те, которые впервые возникают у лица в отношении объекта, к производным - те, которые переходят от одного лица к другому в отношении того же объекта на законных основаниях.

В.И. Серебровский отмечал, что первоначальное авторское право "возникает в силу самого факта создания автором произведения", а производное - у правопреемника "в результате перехода к нему правомочий, уже принадлежащих автору".

В.А. Дозорцев писал, что подобное деление свойственно только имущественным правам. При этом ученый подчеркивал, что авторские права всегда "первоначально" принадлежат только автору. Существование же такой классификации, с его точки зрения, может быть оправдано только ее практическим значением, поскольку она позволяет определить, связан правообладатель правами предшественника или нет.

Само понятие "производное" используется в законодательстве применительно к определению тех произведений, которые представляют собой переработку других (производные произведения (п. 2 ст. 1259 ГК РФ)). Это может быть обработка, экранизация, аранжировка, инсценировка и другие (п. 1 ст. 1260 ГК РФ). В данном случае у лица, создавшего такое произведение, возникают новые субъективные авторские права на соответствующий объект.

На наш взгляд, с юридической точки зрения корректнее говорить о делении оснований возникновения исключительного права на первоначальные и производные. В подтверждение этого можно сослаться на п. 3 ст. 1228 ГК РФ, в соответствии с которым исключительное право на результат интеллектуальной деятельности, созданный творческим трудом, первоначально возникает у его автора. Таким образом, создание произведения является первоначальным основанием возникновения авторского права. В то же время такое право может быть отчуждено автором другому лицу по договору, а также может перейти к другим лицам по иным основаниям, установленным законом (т.е. по производным основаниям).

Таким образом, например, при создании произведения по договору авторского заказа (п. 3 ст. 1288 ГК РФ) или в рамках исполнения трудовых обязанностей (п. 2 ст. 1295 ГК РФ) по производному основанию исключительное право первично возникает не у автора, а по общему правилу у иного лица. Такое понимание распространяется на случаи, когда исключительное право переходит в полном объеме к другому лицу. Если же субъектами используются иные конструкции, связанные с предоставлением права использования результата интеллектуальной деятельности в предусмотренных договором пределах (например, по модели лицензионного договора, п. 4 ст. 1288 ГК РФ), то первично исключительное право, на наш взгляд, возникает у автора (по первоначальному основанию).

Исключительное право автора

Как отмечает А.Л. Маковский, первоначально в течение длительного времени (XVI - XVII вв.) авторские права признавались за конкретными лицами на основании дарованных государством привилегий, т.е. индивидуальных, ненормативных актов.

И.А. Покровский писал, что прежде всего получает признание имущественная сторона этих прав. Данный этап, называемый автором периодом "сепаратных привилегий", сменяет иное направление: с появлением законов об авторском праве охрана авторских прав начинает основываться на общих нормах, при этом также получает признание и неимущественная сторона.

Субъективное право на литературные и художественные произведения в работах дореволюционных ученых-юристов рассматривалось в основном с точки зрения его имущественного аспекта.

По словам А.Л. Маковского, право на литературные и художественные произведения и на изобретения "выдавалось за право собственности" (в Западной Европе - в XVIII в., в России - в XIX в.). Подобная характеристика исследуемых прав с позиции учения о праве собственности называется проприетарной концепцией (теорией интеллектуальной собственности). Так, И.Г. Табашников, придерживавшийся указанной теории, писал, что авторское право есть право собственности, поскольку оно подчиняется тем же правилам, что и право собственности на всякую иную вещь. Так, по мнению ученого, рассматриваемое право характеризуется "неограниченным господством автора над его сочинением", является "исключительным" (как и право собственности), "ибо имущественной стороной его объекта (а эта сторона только одна и должна приниматься в расчет в сфере гражданского права) может пользоваться только сам автор или тот, кому он это дозволит". И.Г. Табашников выделяет тождественные черты права собственности и авторского права, которые, по его мнению, позволяют отличить их от других прав и не оставляют сомнения в том, что "право собственности и авторское право - суть одно и то же право".

Однако рассматриваемая концепция подвергалась критике в литературе. К.Н. Анненков особо отмечал, что "если закон и называет правом собственности право на пользование результатами литературного и художественного творчества, то только по аналогии или подобию с собственностью, но <...> на самом деле право это и по нашему закону ни в каком случае не следует смешивать с действительным правом собственности, предметом которого могут быть только вещи телесные, но не идеи". С его точки зрения, авторское право "по его существу заключается собственно только в исключительном праве автора на экономические или имущественные выгоды его произведения".

А.Л. Маковский приходит к выводу, что примитивное представление о полной аналогии рассматриваемого права "праву собственности на вещи или даже о простом параллелизме этих прав как двух разных подразделений единого понятия и института - права собственности, по-видимому, никогда не было господствующим ни в законодательстве, ни в доктрине, ни в общественном мнении".

Так, в конце XIX в. на смену проприетарной концепции в вопросе определения юридической природы прав на результаты интеллектуальной деятельности пришла концепция исключительных прав (в отечественной доктрине - конец XIX - начало XX в.). Содержание этой категории на разных этапах развития отечественного авторского права было неодинаковым.

Г.Ф. Шершеневич отмечал, что сущность авторского права состоит "в возможности для автора сочинения воспроизводить его способами тиснения и получать таким путем материальные вещи, исключительное право отчуждения которых способно доставить имущественную выгоду". Так, цель юридической защиты, по мнению ученого, сводится в этом случае к предоставлению "известным лицам исключительной возможности совершения известного рода действий (право на воспроизведение, распространение и пр.), причем все третьи лица обязываются к воздержанию от совершения таких же действий". Вместе с тем автор отмечал, что "распространение подобных материальных предметов, книг, продажа и дарение их, отвечая главной задаче института авторского права, должно составить исключительное право автора", воспроизведение же является лишь средством к тому.

Я.А. Канторович характеризовал содержание авторского права с положительной стороны, которая заключалась в принадлежности автору исключительного права "пользования и распоряжения своим произведением" с соответствующей обязанностью иных лиц воздержаться от нарушения этих прав, и с отрицательной стороны, когда автор ограничивается в своих правах и иным лицам предоставляется возможность в известных пределах "свободно заимствовать и пользоваться чужими произведениями".

В советский период в литературе термин "исключительные права" определялся по-разному. Так, по словам М.В. Гордона, обозначение авторского права как исключительного "вытекает из того, что это право связано в значительной мере с личностью создателя новых произведений" и для его характеристики важны "правомочия автора как имущественного, так и личного порядка".

В.И. Серебровский отмечал, что под авторскими правами обычно понимаются "права, обеспечивающие их субъектам исключительные правомочия на совершение известных действий с одновременным запрещением всем прочим лицам без согласия субъектов этих прав совершения указанных действий (позитивная, или положительная, и негативная, или запретительная, стороны исключительных прав (выделено мной. - Е.Г.))". Содержание таких прав составляет ряд правомочий, предоставленных автору.

Е.А. Флейшиц, Б.С. Антимонов писали, что "исключительный характер авторского права означает, что это право может возникнуть только для автора. Раз возникнув, оно не может при жизни автора ни полностью, ни частью перейти к другому лицу". Характер анализируемых прав заключается в "неотчуждаемости, неотторжимости их от личности автора", такая исключительность прав автора является стимулом к творческой деятельности.

В связи с этим А.П. Сергеев отмечает, что в данный период большинство ученых исключительные авторские права рассматривали как неотчуждаемые от личности автора в течение всей его жизни (т.е. как личные неимущественные права).

Вместе с тем многие цивилисты советского периода критически подходили к понятию исключительных прав, а некоторые считали возможным исключить его из будущих нормативных актов. Вследствие этого начиная с 60-х гг. XX в. в нормах об авторском праве, которые были включены в качестве отдельных разделов в Основы гражданского законодательства СССР и союзных республик (1961 г.) и в ГК РСФСР (1964 г.), исследуемые права больше не именовались исключительными.

Категория исключительного права вновь была введена в отечественное законодательство лишь с 31 мая 1991 г., когда были приняты Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (п. 2 ст. 135). В дальнейшем последовала череда принятия новых законов в сфере прав на результаты интеллектуальной деятельности, и, по словам А.Л. Маковского, "в этих Законах лета 1991 г. была сделана вторая с начала века попытка основать отечественное законодательство об авторском праве и правах на другие результаты творчества и средства индивидуализации на едином фундаменте концепции исключительных прав, обходясь при этом без неясного понятия "интеллектуальная собственность".

В ст. 16 Закона об авторском праве исключительными назывались имущественные права на использование произведения в любой форме и любым способом. А.П. Сергеев в связи с этим отмечал, что "исключительный характер авторских прав означает, что только сам обладатель авторского права <...> может решать вопрос об осуществлении авторских правомочий, связанных с использованием произведения". В свою очередь, В.О. Калятин выделил девять "общих существенных черт", характеризующих исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности.

В настоящее время согласно ст. 1226 ГК РФ на результаты интеллектуальной деятельности признаются интеллектуальные права, которые включают исключительное право, являющееся имущественным правом, а в случаях, предусмотренных ГК РФ, - также личные неимущественные и иные права.

Один из разработчиков ч. 4 ГК РФ, А.Л. Маковский, отмечает, что отказ от дефиниции исключительного права в ГК РФ сознателен, поскольку в его отношении "необходимые нормативные положения содержатся в десятках статей ГК, а определения этого права, предлагаемые в литературе последних лет, далеки от совершенства". Так, автор рассматривает современное исключительное право в трех аспектах: "1) обладателю исключительного права предоставляется возможность использовать в соответствии с законом и под его защитой результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации из числа тех, которым закон предоставляет правовую охрану, определяя их с разной степенью детализации в качестве объектов исключительных прав; 2) первый обладатель исключительного права принадлежит к той категории лиц, за которыми закон только и признает возможность быть первым субъектом исключительного права соответствующего вида; 3) за изъятиями, установленными законом, никто не вправе без согласия обладателя исключительного права использовать являющийся объектом этого права результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. Нарушение этого запрета влечет гражданско-правовую и иную ответственность".

Исключительное право на охраняемый результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации предоставляет его субъекту возможность использовать данный объект любым не противоречащим закону способом. Так, правообладатель может как разрешать, так и запрещать другим лицам использовать результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации. По общему правилу, третьи лица не могут использовать охраняемый результат без согласия правообладателя, за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ (п. 1 ст. 1229 ГК РФ).

Рассматриваемое право (кроме исключительного права на фирменное наименование) может принадлежать нескольким лицам совместно (п. п. 2, 3 ст. 1229 ГК РФ).

В ГК РФ также содержатся нормы об ограничении исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации (п. 5 ст. 1229 ГК РФ).

По общему правилу, исключительные права являются срочными (за исключением случаев, предусмотренных ГК РФ), и продолжительность срока их действия, порядок его исчисления и продления, прекращения права до истечения срока устанавливаются ГК РФ применительно к отдельным результатам интеллектуальной деятельности или средствам индивидуализации (ст. 1230 ГК РФ).

Исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора. В случае создания произведения в соавторстве исключительное право на произведение действует в течение всей жизни автора, пережившего других соавторов, и семидесяти лет, считая с 1 января года, следующего за годом его смерти (п. 1 ст. 1281 ГК РФ). В ГК РФ устанавливаются особенности срока действия исключительного права на произведения, обнародованные анонимно или под псевдонимом; обнародованные после смерти автора; для репрессированных и посмертно реабилитированных авторов, а также для авторов, которые работали во время Великой Отечественной войны или участвовали в ней (п. п. 2 - 5 ст. 1281 ГК РФ).

Исключительные права действуют на территории Российской Федерации в соответствии с ГК РФ и международными договорами Российской Федерации (ст. 1231 ГК РФ).

В случаях, предусмотренных ГК РФ, исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признается и охраняется при условии государственной регистрации такого результата или такого средства (ст. 1232 ГК РФ). Как отмечалось выше, объекты авторских прав такой регистрации не подлежат (п. 4 ст. 1259 ГК РФ), поэтому исключительные авторские права возникают с момента создания произведения в объективной форме. Это правило применяется также в отношении программ для ЭВМ и баз данных, правообладатели которых могут осуществить регистрацию данных объектов по желанию.

Помимо исключительных прав, интеллектуальные права в случаях, предусмотренных ГК РФ, включают в себя личные неимущественные права.

Личные неимущественные права автора

Первоначально, как отмечалось выше, авторское право рассматривалось в основном с точки зрения его имущественного аспекта. Личные неимущественные права, относящиеся к защите личности автора, называемые за рубежом moral rights, возникли позднее. Так, Г.Ф. Шершеневич писал, что личные интересы автора не подлежат авторско-правовой охране. Ученый считал, что "институт авторского права носит исключительно имущественный характер и если достигается некоторая, весьма слабая, защита личных интересов, то это только рефлективное действие рассматриваемого права".

Однако уже С.А. Беляцкин отстаивал иную позицию, в соответствии с которой авторское право имеет не только имущественный, но и личный характер. Так, он достаточно ярко подчеркивал, что каждый творец заинтересован в полной неприкосновенности своего интеллектуального труда "как части своей индивидуальной физиономии, в том, чтобы его произведения, изданного или неизданного, не коснулись самовольно ни чужая рука, ни чужое имя, так что одно воспроизведение сочинения или картины без разрешения автора может быть нарушением его личных прав". По его мнению, "духовная близость и связь, какие существуют между автором и его произведением, между "детищем" искусства и творцом и которые не исчезают во все время жизни автора, делают произведение неотчуждаемым и неотъемлемым личным достоянием автора".

Так, личные неимущественные права в отечественной доктрине авторского права начали признаваться лишь с конца XIX - начала XX в. под влиянием распространения идеи о том, что произведение - продолжение личности самого автора, занимая все более значимое место среди его субъективных прав.

М.Н. Малеина определяет личное неимущественное право как "субъективное право, возникающее по поводу нематериальных благ или результатов интеллектуальной деятельности, не подлежащее точной денежной оценке, тесно связанное с личностью управомоченного, направленное на выявление и развитие его индивидуальности и имеющее специфические основания возникновения и прекращения". Эти права по своей природе не преследуют прямую имущественную выгоду, не могут быть переданы по договору или перейти иным образом в порядке как сингулярного, так и универсального правопреемства. Неимущественными интеллектуальными правами являются, например, право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения (п. 2 ст. 1255, п. 2 ст. 1345 ГК РФ).

В зарубежной доктрине вопросы содержания авторских прав решаются неодинаково. Так, Д. Липцик отмечает, что рассматриваемые права обладают двояким характером и включают в себя правомочия, которые являются самой их сутью: с одной стороны, личностного характера, которые образуют личные неимущественные права, позволяя сохранить личность автора в том виде, в каком она проявляется в произведении, а с другой - правомочия имущественного характера, которые образуют имущественное право, позволяя автору осуществлять экономическую эксплуатацию, использование своего произведения или давать разрешение на такие действия третьим лицам, получая за это денежное вознаграждение.

Однако не все страны придерживаются такого подхода. Вследствие этого Д. Липцик указывает на две теории авторских прав - монистическую и дуалистическую. В странах монистической модели (например, Германия, Австрия) субъективное авторское право рассматривается в качестве унитарного (единого) права, которое включает правомочия как личного, так и имущественного характера. В странах дуалистической модели (например, Франция) четко разделяются имущественные и личные права автора, причем последние направлены на "охрану исключительно личного интереса".

Вместе с тем А.В. Кашанин пишет, что отмеченные теории являются модификациями в рамках системы континентального авторского права и что от них следует отличать систему copyright. Если в континентальной системе права выделение неимущественных прав или правомочий является достаточно традиционным, то в англо-американской правовой системе понятие "моральные права" нашло свое отражение лишь с принятием Закона Великобритании об авторском праве, дизайне и патентах (1988 г.) Таким образом, институт личных неимущественных прав автора как таковой до последнего времени не был известен системе copyright, вместе с тем соответствующие интересы защищались на основании норм о диффамации, исками о нарушении тайны частной жизни (в США - right of privacy, в Великобритании - breach of confidence). "Моральные права" по общему правилу не подлежат отчуждению, однако в ст. 87 Закона Великобритании об авторском праве, дизайне и патентах предусматривается возможность для автора отказаться от своего права путем составления соглашения в письменной форме.

В настоящее время российское гражданское законодательство устанавливает, что автору в отношении его произведения принадлежат следующие личные неимущественные права: право авторства, право автора на имя, право на неприкосновенность произведения, право на обнародование произведения и право на отзыв.

Право авторства, называемое в странах общего права правом отцовства (the right to paternity), состоит в возможности признаваться автором произведения (ст. 1265 ГК РФ). Как отмечает А.П. Сергеев, право авторства является важнейшим правомочием автора, потому что от него производны все другие права как личного неимущественного, так и имущественного характера. Иными словами, все остальные права предоставляются автору лишь постольку, поскольку он имеет право авторства. Рассматриваемое право возникает объективно в силу создания произведения, от авторов не требуется совершения каких-либо действий для того, чтобы его приобрести.

Право авторства означает право признаваться автором произведения, а право автора на имя - право использовать или разрешать использование произведения под своим именем, под вымышленным именем (псевдонимом) или без указания имени, то есть анонимно. Данные права неотчуждаемы и непередаваемы, в том числе при передаче другому лицу или переходе к нему исключительного права на произведение и при предоставлении другому лицу права использования произведения. Отказ от этих прав ничтожен (п. 1 ст. 1265 ГК РФ).

Указанные права могут принадлежать лишь фактическому создателю произведения (ст. 1265 ГК РФ). Они не переходят по наследству, а после смерти автора у наследников сохраняются лишь полномочия по охране соответствующего блага от нарушений со стороны третьих лиц (ст. 1267 ГК РФ).

Вместе с тем п. 4 ст. 1240 ГК РФ содержит норму, в соответствии с которой лицо, организовавшее создание сложного объекта, вправе указывать свое имя или наименование либо требовать такого указания.

Важным личным неимущественным правом является право на неприкосновенность произведения (ст. 1266 ГК РФ). Такое право позволяет обеспечить его целостность и неизменность. Право на неприкосновенность произведения означает, что не допускаются без согласия автора внесение в его произведение изменений, сокращений и дополнений, снабжение произведения при его использовании иллюстрациями, предисловием, послесловием, комментариями или какими бы то ни было пояснениями (п. 1 ст. 1266 ГК РФ). Наследники, обладающие исключительным правом на произведение, вправе разрешить внесение в произведение изменений, сокращений или дополнений при условии, что этим не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения и это не противоречит воле автора, определенно выраженной им в завещании, письмах, дневниках или иной письменной форме.

В случае извращения, искажения или иного изменения произведения, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию автора, посягательства на такие действия автору предоставляется право требовать защиты его чести, достоинства или деловой репутации в соответствии с правилами ст. 152 ГК РФ (п. 2 ст. 1266 ГК РФ).

Автор может также дать согласие на внесение в будущем изменений, сокращений и дополнений в свое произведение, на снабжение его при использовании иллюстрациями и пояснениями, если это вызвано необходимостью (исправление ошибок, уточнение или дополнение фактических сведений и т.п.), при условии, что такими действиями не искажается замысел автора и не нарушается целостность восприятия произведения. Данное правило распространяется на следующие случаи:

1) если правообладатель сделал публично, то есть путем сообщения неопределенному кругу лиц, заявление о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать принадлежащее ему произведение науки, литературы или искусства на определенных правообладателем условиях и в течение указанного им срока (п. 5 ст. 1233 ГК РФ);

2) если лицензиар предоставил лицензиату право на использование произведения науки, литературы или искусства по открытой лицензии (п. 2 ст. 1286.1 ГК РФ).

Следующим личным неимущественным правом является право на обнародование произведения (ст. 1268 ГК РФ). Авторы сами осуществляют действия или дают согласие на осуществление действий, которые делают произведение доступным для всеобщего сведения путем его опубликования, публичного показа или другим способом.

При этом опубликованием (выпуском в свет) является выпуск в обращение экземпляров произведения, представляющих собой копию произведения в любой материальной форме, в количестве, достаточном для удовлетворения разумных потребностей публики исходя из характера произведения (подп. 2 п. 1 ст. 1268 ГК РФ).

Составной частью права на обнародование выступает право на отзыв. В соответствии с ним автор имеет право отказаться от ранее принятого решения об обнародовании произведения, возместив при этом лицу, которому отчуждено исключительное право на произведение, причиненные таким решением убытки (п. 1 ст. 1269 ГК РФ). Однако в силу п. 2 ст. 1269 ГК РФ правила о праве на отзыв не применяются к произведениям, вошедшим в сложный объект. Как было отмечено Верховным Судом РФ, автор произведения, вошедшего в сложный объект, не обладает правом на его отзыв независимо от того, кому принадлежат интеллектуальные права на сам сложный объект. Правовой режим сложного объекта распространяется на единое целое завершенное произведение, в котором невозможность использования хотя бы одной составляющей его части приведет к утрате авторского замысла создателя сложного объекта и повлечет невозможность его дальнейшего применения. Данная правовая позиция была сформулирована в отношении хореографических постановок и вокально-хореографических произведений, которые сами по себе сложными объектами не являются, но могут входить в состав сложного объекта.

Иные права автора

К числу иных интеллектуальных прав относятся право следования (ст. 1293 ГК РФ), право доступа (ст. 1292 ГК РФ) и другие права, например право на вознаграждение в служебном произведении (подп. 4 п. 2 ст. 1295 ГК РФ).

Право доступа подразумевает, что автор произведения изобразительного искусства вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять право на воспроизведение своего произведения (п. 1 ст. 1292 ГК РФ). При этом от собственника оригинала произведения нельзя требовать доставки произведения автору. Отдельно в законе оговаривается право доступа в отношении автора произведения архитектуры, который вправе требовать от собственника оригинала произведения предоставления возможности осуществлять фото- и видеосъемку произведения, если договором не предусмотрено иное (п. 2 ст. 1292 ГК РФ).

Право следования предоставляет автору изобразительного искусства возможность получения дополнительных доходов в виде процентных отчислений от цены перепродажи оригинала произведения изобразительного искусства, которые уплачиваются автору продавцом в случае, если посредником при перепродаже соответствующего оригинала выступает юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (в частности, аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин) (п. 1 ст. 1293 ГК РФ).

Право следования является самостоятельным правом автора, отличным от исключительного права на произведение. Так, в отличие от исключительного права, право следования неотчуждаемо, хотя переходит к наследникам автора на срок действия исключительного права на произведение (п. 3 ст. 1293 ГК РФ).

Правом следования пользуются также авторы литературных и музыкальных произведений в отношении перепродажи авторских рукописей (автографов) их произведений (п. 2 ст. 1293 ГК РФ).

Размер процентных отчислений, условия и порядок их выплаты определяются в Постановлении Правительства РФ от 19 апреля 2008 г. № 285 "Об утверждении Правил выплаты автору вознаграждения при публичной перепродаже оригиналов произведений изобразительного искусства, авторских рукописей (автографов) литературных и музыкальных произведений".

Далее – 4.2. Способы использования произведения. Механизмы распоряжения исключительным правом