Правовая охрана авторских прав

Право интеллектуальной собственности

 

С.Г. Займовский писал, что соавторство возникает тогда, когда составленное совокупным трудом произведение представляет собой одно нераздельное целое.

С.А. Чернышева рассматривала следующие признаки, характеризующие соавторство: совместный труд нескольких лиц, создание коллективного произведения, принадлежность авторского права на произведение всем, кто над ним работал.

А.П. Сергеев отмечает, что для возникновения соавторства необходимо наличие следующих условий:

  • результат совместных усилий нескольких лиц заключается в создании единого коллективного произведения (когда изменение или изъятие какой-либо его части влечет изменение других частей или невозможность использования его как единого целого);
  • создание произведения совместным творческим трудом нескольких лиц (важен не процесс, а результат);
  • вклад лиц, претендующих на соавторство, должен носить творческий характер;
  • наличие соглашения о возникновении соавторства.

Как указывает профессор Д. Липцик, произведение считается созданным в соавторстве, когда в работе по его созданию принимают участие "несколько авторов, работающих в одном или разных жанрах, вместе или порознь, внося творческий вклад в него с тем, чтобы совокупность их вкладов составляла цельное произведение и обеспечивала его совместное использование".

Таким образом, в литературе при характеристике соавторства обращали внимание на творческий характер совместной деятельности участников, в результате которого образуется единое произведение.

В связи с этим Д. Липцик выделяет совместные произведения (музыкальные композиции, кинематографические произведения и в более широком смысле - аудиовизуальные произведения) и коллективные произведения (как, например, словари, энциклопедии, журналы, обозрения, сборники, собрания судебных решений).

В теории авторского права существуют две основные концепции в отношении того, что может рассматриваться в качестве совместного произведения. Согласно ограничительной концепции произведение является совместным только в том случае, если соавторы работали над ним вместе, объединяя свои усилия таким образом, что после завершения этого произведения невозможно выделить ту его часть, которую можно было бы определить как принадлежащую одному из них.

Согласно расширительной концепции в качестве совместных рассматриваются также и произведения, соавторы которых (даже если возможно определить вклад каждого из них) "объединили свои усилия таким образом, что каждый из них внес свою лепту в общее произведение, части которого объединены общим замыслом".

Следовательно, ограничительная концепция признает лишь нераздельное соавторство, когда созданное произведение представляет собой единое целое, а расширительная - как нераздельное, так и раздельное, когда возможно определить и выделить часть каждого соавтора, не изменяя при этом природы самого произведения.

Российское авторское право следует расширительной концепции понимания соавторства. В соответствии с п. 1 ст. 1258 ГК РФ граждане, создавшие произведение совместным творческим трудом, признаются соавторами независимо от того, образует такое произведение неразрывное целое (нераздельное соавторство) или состоит из частей, каждая из которых имеет самостоятельное значение (раздельное соавторство). Условием создания произведения в соавторстве является наличие соглашения между авторами о создании произведения. Данное соглашение может быть заключено в любой форме и на любой стадии создания произведения.

Законодательство Великобритании, в отличие от российского, признает лишь нераздельное (неделимое) соавторство. Таким образом, в британском авторском праве различаются соавторы и два и более самостоятельных автора, создавших соответствующие произведения. Статья 10 Закона Великобритании об авторском праве, дизайне и патентах 1988 г. содержит норму, в соответствии с которой "произведением совместного авторства" является произведение, которое создано в результате сотрудничества двух и более авторов и в котором вклад каждого автора не может быть четко разграничен с вкладом другого автора или других авторов. Следовательно, для признания соавторства, во-первых, необходимо, чтобы каждый из авторов внес вклад в создание произведения, во-вторых, творческие вклады в создание произведения должны быть неотделимы друг от друга, при этом права на результаты интеллектуальной деятельности между авторами не разделяются. Так, например, в деле Tate v. Tomas истец заявлял свои претензии на авторство, основываясь на том, что он предложил название произведения и некие идеи, которые ответчик использовал в работе. Суд посчитал, что в данном случае вклад истца был незначительным для признания его соавтором произведения. В решении по делу Beckingham v. Hodgens суд указал, что, для того чтобы считаться соавтором произведения, необходимо, чтобы творческий вклад выражал мастерство, труд и суждения автора. Последний признак соавторства в Великобритании заключается в том, что произведение должно создаваться в процессе сотрудничества авторов. В связи с этим у соавторов должна быть некая идея создания произведения, общая задумка.

Применительно к сложным объектам, например в Италии, законодатель указывает на режим раздельного соавторства между авторами фильма. Они могут использовать созданные ими элементы любыми способами, не ограничивая при этом права продюсера, которые предусматриваются в договоре (ст. ст. 44, 49 Закона об авторском праве и смежных правах Италии).

Однако В.А. Дозорцев применительно к российскому законодательству писал, что отношения между участниками создания сложного объекта не могут рассматриваться с точки зрения традиционного авторского права как соавторство. Ученый отмечал невозможность такой квалификации, исходя из того, что лица, участвующие в создании сложного объекта (например, фильма), не осуществляют однородную деятельность. По его мнению, между ними возникает не соавторство, а "соучастие", или сотрудничество.

В литературе различаются понятия соавторства и сотрудничества. Так, С.Г. Займовский отмечал, что соавторство (когда произведение составлено совокупно несколькими лицами и образует одно неразрывное целое) следует отличать от сотрудничества, поскольку "при соавторстве лица, совместно составившие произведение, сохраняют за собой на него самостоятельное авторское право, при сотрудничестве же право на целое произведение принадлежит не сотрудникам, а издателю, т.е. лицу, по поручению коего сотрудники работали". Сотрудники, по мнению ученого, являются авторами отдельных произведений, входящих в единое целое.

В.И. Серебровский под сотрудничеством понимал "участие нескольких авторов в составлении коллективного труда, объединяющего ряд самостоятельных произведений, каждый из авторов сохраняет авторское право только на написанную им часть такого коллективного труда, не приобретая авторского права на весь труд" (например, журналы, энциклопедии).

В.А. Дозорцев указывал на сборное авторство тех лиц, которые внесли существенный вклад в создание фильма. Вместе с тем ученый выделял несколько подходов для "искусственного" построения авторства. Так, в одном случае автором признается организация (где осуществлялось производство фильма) путем "подстановки" ее на место физического лица и распространения на нее полностью и последовательно правового статуса, установленного для физического лица - автора. Во втором случае ученый предлагал выделить из числа авторов тех лиц, вклад которых в создание сложного объекта наиболее существен, и признать их авторами фильма в целом, устанавливая так называемое сборное авторство.

На наш взгляд, отношения между авторами сложных объектов следует рассматривать как сборное авторство, а не квалифицировать как соавторство (раздельное или нераздельное). На наш взгляд, конструкция раздельного соавторства в данном случае была бы применима к составным произведениям, но не к сложному объекту. Так, В.И. Серебровский отмечал, что в данном случае каждый из соавторов, если соглашением между ними не предусмотрено иное, является субъектом авторского права как в отношении произведения в целом, так и в отношении созданной им части произведения.

Вместе с тем между авторами отдельных элементов, вошедших в состав сложного объекта, могут складываться отношения традиционного соавторства (раздельного или нераздельного), в зависимости от того, какими из признаков они обладают.

Отношения по созданию сложного объекта нельзя квалифицировать как традиционное соавторство еще и потому, что процессом организации соответствующей деятельности занимается специальный субъект - продюсер. Следует признать, что организатор играет основную роль в создании сложных объектов и во введении в коммерческий оборот прав на такие объекты (например, продюсер в аудиовизуальном произведении (п. 4 ст. 1263 ГК РФ)).

Далее – 4.1. Общая характеристика интеллектуальных прав. Понятие и виды авторских прав