Правовая охрана авторских прав

Право интеллектуальной собственности

 

Объектами авторских прав являются произведение науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (ст. 1259 ГК РФ). Перечень объектов авторских прав является открытым.

Объектами авторских прав прежде всего являются произведения (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). В законе не содержится дефиниции произведения. Определения данного понятия предлагаются в юридической литературе. Так, В.И. Серебровский под произведением понимал "совокупность идей, мыслей, образов, получивших в результате творческой деятельности автора свое выражение в доступной для восприятия человеческими чувствами конкретной форме, допускающей возможность воспроизведения".

В качестве особых видов произведений выделяются производные произведения (п. 2 ст. 1259, п. 1 ст. 1260 ГК РФ) и составные произведения (п. 2 ст. 1259, п. 2 ст. 1260 ГК РФ). Отдельно определяется правовой режим таких объектов, как аудиовизуальное произведение (ст. 1263 ГК РФ) и база данных (абз. 2 п. 2 ст. 1259 ГК РФ), которые в соответствии со ст. 1240 ГК РФ относятся к сложным объектам интеллектуальных прав.

Помимо произведений, самостоятельными объектами авторских прав могут быть признаны части произведения, его название или персонаж, если указанные элементы произведения отвечают рассмотренным выше критериям охраноспособности (п. 7 ст. 1259 ГК РФ).

Кроме того, к числу объектов авторских прав законодатель относит программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения (ст. ст. 1261, 1262 ГК РФ). Подробная характеристика указанных объектов представлена ниже.

Литературные произведения

В законе не представлено легального определения литературных произведений. Согласно Бернской конвенции к литературным произведениям относятся книги, брошюры и другие письменные произведения; лекции, обращения, проповеди и другие подобного рода произведения вне зависимости от способа и формы их выражения (ст. 2).

Г.Ф. Шершеневич определял литературное произведение как продукт духовного творчества, облаченный в письменную или словесную форму и предназначенный к обращению в обществе.

Произведения литературы подразделяются на отдельные категории по форме повествования, по содержанию и по роду принадлежности к тому или иному стилю. Так, литературные произведения делятся на различные литературные жанры (например, повести "Ночь перед Рождеством", "Тарас Бульба" Н.В. Гоголя; рассказы А.П. Чехова; роман "Мастер и Маргарита" М.А. Булгакова; очерк "Путешествие из Петербурга в Москву" А.Н. Радищева и др.).

Отдельные разновидности произведений искусства

Драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения. Большая часть объектов, указанных в перечне, содержащемся в п. 1 ст. 1259 ГК РФ, относится к произведениям искусства.

В "Философском энциклопедическом словаре" искусство определяется как одна из форм человеческого сознания, специфический род практически-духовного освоения мира. К искусству относят живопись, музыку, театр, художественную литературу и тому подобное, поскольку они являются специфическими художественно-образными формами воспроизведения действительности.

В настоящее время с развитием компьютерных технологий создаются новые формы художественного творчества. Появляется новое искусство, "которое не находило своих перспектив реализации в традиционных рамках изобразительного искусства, экранных видах культуры и т.д.". В литературе такое направление получило название сетевого искусства.

Драматические произведения. Драматическое произведение - художественное произведение, предназначенное для сценического воплощения (драма, трагедия, комедия, трагикомедия). Драма (от гр. drama, буквально - "действие") является первоосновой спектакля, специфика выражается в воспроизведении хода событий, драматической напряженности действия, непрерывности цепи высказываний персонажей, предназначенная для коллективного восприятия.

Трагедия - произведение, изображающее напряженную и неразрешимую коллизию, личную или общественную катастрофу. Комедия - произведение с веселым сюжетом. По характеру различаются комедии сатирические ("Ревизор" Н.В. Гоголя), лирические ("Вишневый сад" А.П. Чехова), трагикомедии. Трагикомедия сочетает в себе элементы трагедии и комедии (например, трагикомедией называют "Горе от ума" А.С. Грибоедова).

Музыкально-драматическое произведение - музыкальное произведение, предназначенное для исполнения на сцене (опера, оперетта, музыкальная комедия, мюзикл и т.д.).

Опера представляет собой такое музыкально-драматическое произведение, в котором действующие лица поют в сопровождении оркестра (например, "Евгений Онегин" и "Пиковая дама" П.И. Чайковского). В оперетте (от ит. operetta, буквально - "маленькая опера"), в отличие от оперы, пение чередуется с танцами и диалогом ("Летучая мышь" И. Штрауса, "Сильва" И. Кальмана и др.). Мюзикл - музыкальное представление, сочетающее в себе элементы драматического, хореографического и оперного искусств (например, мюзиклы "Моя прекрасная леди" Ф. Лоу и А. Лернера, "Призрак оперы" Э.Л. Веббера).

Музыкальные произведения с текстом или без текста. В.И. Даль определяет музыку как "искусство стройного и согласного сочетания звуков". Музыкальное произведение можно определить как "совокупность идей и образов, получивших в результате творческого процесса отражения человеком реальной действительности свое выражение в форме организованных по высоте и по времени звуковых последований". Музыкальное произведение понимается также как объект авторских прав, представляющий собой упорядоченную совокупность акустических образов, созданную творческим трудом автора и выраженную в какой-либо объективной вариативной форме.

Музыкальные произведения также подразделяются на разновидности: ноктюрн (например, ноктюрн № 2 ми-бемоль-мажор, опус 9 Ф. Шопена); соната (N 11 ля-мажор, К. 331 "Турецкий марш" В.А. Моцарта); симфония (N 1 соль-минор, соч. 13 "Зимние грезы" П.И. Чайковского), этюды ("Школа беглости пальцев" К. Черни) и тому подобное, а также на направления и стили.

Хореографические произведения и пантомимы. К хореографическим произведениям относятся все виды произведений танцевального искусства. В танцевальном искусстве средством создания художественного образа являются движения, жесты и положения тел танцующих. Существует множество разновидностей и стилей танца (например, балет, народные, эстрадные, бальные танцы и т.д.).

Пантомима - вид произведения сценического искусства, в котором главным средством создания художественного образа является пластическая выразительность человеческого тела, жестов и мимики. Пантомима, в частности, бывает классической, танцевальной, акробатической, эксцентрической. Акробатические и эксцентрические пантомимы используются в цирковых номерах.

Хореографическое произведение, согласно Руководству к договорам ВОИС в области авторского права и смежных прав, определяется как произведение, упомянутое в перечне литературных и художественных произведений в ст. 2 (1) Бернской конвенции, состоящее из ряда шагов и движений, в общем случае в форме танцев и балета, и обычно, но не обязательно включающее в себя выражения драматических элементов и сопровождаемое музыкой. Хореографические произведения и пантомимы отличает то, что они предназначены для представления на сцене.

В данном документе отмечается, что некоторые законодательства зарубежных стран охраняют хореографические произведения, только если они были записаны в некоторой материальной форме посредством особой техники нотации (такой, как нотация Лабана) или путем аудиовизуальной записи (условие охраны авторского права, применение которого разрешено ст. 2 (2) Бернской конвенции).

Нотация Лабана - система записи движений человеческого тела, разработанная хореографом Р. Лабаном.

Однако, как отмечается в этом же документе, впервые вопрос о фиксации как условии предоставления авторско-правовой охраны возник в связи с хореографическими произведениями и пантомимами. Фиксацию определили в качестве необходимого условия для того, чтобы обеспечить возможность установления и доказательства факта существования этих произведений, и была сделана специальная оговорка, что представление (постановка) рассматриваемых объектов должно быть зафиксировано "в письменной или иной форме". Вместе с тем на Стокгольмской конференции 1967 г. вопрос о фиксации был пересмотрен, поскольку был сделан вывод о нелогичности предъявления требования особой фиксации только к данным произведениям, игнорируя иные произведения.

Вместе с тем в ст. 2 Бернской конвенции был включен п. 2, который предусматривает возможность в национальном законодательстве стран - участниц конвенции устанавливать правило, согласно которому литературные и художественные произведения или какие-либо определенные их категории (к которым относятся также хореографические произведения и пантомимы) не подлежат охране, если они не закреплены в той или иной материальной форме. Данное правило было предусмотрено на международном уровне, потому что в ряде зарубежных правопорядков (например, в США) такая фиксация являлась обязательной.

Произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства. Произведения изобразительного искусства являются результатом художественного творчества, в рамках которого создаются зрительно воспринимаемые художественные формы. В качестве примеров произведений изобразительного искусства в ГК РФ приводятся произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы и комиксы.

Важно отметить, что рассматриваемые произведения обладают авторско-правовой охраной независимо от их художественных достоинств (п. 1 ст. 1259 ГК РФ). Поэтому суждения о качестве произведения, стиле и предпочтениях художника не влияют на режим авторско-правовой охраны.

К жанрам живописи относят исторический, бытовой, батальный, портрет, пейзаж, натюрморт и др. Различаются монументально-декоративная живопись (стенные росписи, плафоны, панно), станковая живопись (картины), декорационная живопись (театральные и кинодекорации), декоративная роспись предметов обихода, иконопись, миниатюра (иллюстрирование рукописей, портрет), диорама и панорама.

В судебной практике Великобритании рассматривался случай признания произведением живописи грима артиста. Суд пришел к выводу, что живопись всегда подразумевает наличие некоторой поверхности, тогда как лицо человека таковой не является, что вызвало много споров в юридической литературе, поскольку татуировки также предлагалось охранять авторским правом. В российском праве, на наш взгляд, грим артиста возможно рассматривать в качестве объектов авторских прав в случае, если они соответствуют критериям охраноспособности таких объектов. Так, в российской судебной практике имели место случаи, когда профессиональный макияж признавался объектом авторских прав.

Скульптура (лат. sculptura, от sculpo - "вырезаю, высекаю") является произведением, которое имеет объемную, трехмерную форму и выполняется из твердых или пластических материалов. Скульптура изображает главным образом человека, реже - животных, ее главные жанры - портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистический жанр. Художественно-выразительные средства скульптуры - построение объемной формы, пластическая моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также разработка цвета.

Различаются следующие виды скульптуры: круглая (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на плоскости фона); монументальная скульптура (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная скульптура включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая скульптура); станковая скульптура, не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углубленное содержание.

Графика рассматривается как вид изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и выразительными возможностями. Графика делится на станковую (рисунок, не имеющий прикладного назначения, эстамп, лубок), книжную и газетно-журнальную (иллюстрация, оформление и конструирование печатного издания), прикладную (промышленная графика, почтовая марка, экслибрис) и плакат.

Дизайн (англ. design - "проектировать, чертить, задумать", а также "проект, план, рисунок") определяется как конструирование вещей (одежды), машин, интерьеров, основанное на принципах сочетания удобства, экономичности и красоты.

Комиксы (англ. comics, от comic - "смешной") - серии рисунков в газетах и журналах с краткими подписями (составляющими законченное повествование), принадлежащие к так называемому жанру массовой литературы (как правило, приключения, детективы и тому подобное, иногда - упрощенно излагаемые произведения классической литературы).

Выделяют несколько направлений фантастических комиксов: комиксы по мотивам знаменитых сериалов, литературных произведений, компьютерных игр (например, комиксы по мотивам приключений Индианы Джонса, комиксы "Черепашки-ниндзя", "Трансформеры", "Человек-паук" и др.).

Произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства. Произведения декоративно-прикладного искусства относятся к результатам творческого труда, которые выражаются в художественных изделиях, предназначенных главным образом для быта. К ним могут относиться одежда, украшения, утварь, мебель, ткани, игрушки и т.д.

Наряду с делением произведений декоративно-прикладного искусства по их практическому назначению отрасли декоративно-прикладного искусства классифицируются по материалу (металл, керамика, текстиль, дерево и т.п.) или по технике выполнения (резьба, роспись, вышивка, набойка, литье, чеканка, интарсия и т.д.).

В зарубежной практике произведением декоративно-прикладного искусства (или произведением художественных ремесел) признают дизайн одежды. Вместе с тем в некоторых случаях для признания дизайна одежды охраняемым результатом интеллектуальной деятельности суды в Великобритании исходили из того, было намерение у изготовителя создать произведение искусства или нет (так, в одном из дел модель детского капюшона не была признана произведением художественных ремесел, поскольку изготовитель руководствовалась практическими соображениями - защита от суровых климатических условий, а не намерением создать произведение искусства). В подобных примерах использовался признак художественности, который трактуется в судебной практике по-разному. В отечественном законодательстве при признании результата объектом авторских прав необходимо руководствоваться критериями охраноспособности.

В отечественной юридической литературе ведется спор относительно соотношения произведений декоративно-прикладного искусства и промышленных образцов (объектов патентных прав). Иногда рассматриваемый объект авторских прав называют двойником промышленного образца ввиду сходства характеристик обоих результатов. В качестве промышленного образца охраняется решение внешнего вида изделия промышленного или кустарно-ремесленного производства. Его отличают эстетические особенности внешнего вида изделия, в частности форма, конфигурация, орнамент, сочетание цветов, линий, контуры изделия, текстура или фактура материала изделия (п. 1 ст. 1352 ГК РФ).

В рамках сценографического искусства авторами при оформлении сценического произведения посредством декораций, костюмов, освещения и постановочной техники создаются творческие художественные образы.

Сценография может быть подробной, лаконичной или минимальной. Особая зрелищность, сложные эффекты требуют работы сценических механизмов, которые могут сменить декорации за занавесом или на глазах у публики. Такие объекты являются визитной карточкой того или иного представления. Например, зал для мюзикла "Призрак оперы" в театре Majestic Theatre оборудован специальными декорациями, которые используются только для представления данного мюзикла. И в любой постановке указанного мюзикла используются аналогичные декорации.

Произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов. Как объекты авторских прав охраняются произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства. Градостроительная деятельность определяется законодателем как деятельность по развитию территорий, в том числе городов и иных поселений, осуществляемая в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории, архитектурно-строительного проектирования, строительства, капитального ремонта, реконструкции объектов капитального строительства, эксплуатации зданий, сооружений. Под архитектурным решением понимается авторский замысел архитектурного объекта - его внешнего и внутреннего облика, пространственной, планировочной и функциональной организации, зафиксированный в архитектурной части документации для строительства и реализованный в построенном архитектурном объекте. В судебной практике Великобритании велись споры относительно признания оранжерей, модульных конструкций и плавательных бассейнов, которые строятся вне места своей последующей установки, произведениями архитектуры (в силу закона рассматриваемые объекты определяются как строение или макет строения). Суды в каждом конкретном случае исходят из признаков произведений архитектуры и назначения указанных результатов. Так, по одному из дел теннисный корт, установленный на бетонном покрытии, был признан произведением архитектуры.

В рамках садово-паркового искусства создается планировка и разбивка садов и парков, других озеленяемых территорий, подбор растений, их размещение и группировка в сочетании со зданиями, строениями, произведениями архитектуры, скульптурами, ландшафтом и т.п.

Указанные произведения охраняются, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов.

Фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии. К фотографическим произведениям относятся художественные фотографии, отражающие творческое видение фотографа как художника. Поэтому, например, не могут считаться объектами авторских прав фотографии, которые производятся в автоматическом режиме специальными техническими средствами, имеющими функции фото- и киносъемки (ст. 2.6.1 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях). Так, фотографии извержения вулкана Толбачик на Камчатке стали объектом спора между автором и телеканалом, который показал фотографии в новостях без согласия автора, считая, что они имеют исключительно информационный характер и не подпадают под режим правовой охраны.

Вместе с тем Суд по интеллектуальным правам указал, что под творческой деятельностью фотографа следует понимать следующие его действия по созданию результата интеллектуальной деятельности: выбор экспозиции, размещение объекта фотоснимка в пространстве, выбор собственной позиции для совершения фотосъемки, установка света и/или адаптация своего местонахождения и местонахождения объекта фотосъемки под имеющееся освещение, подбор световых фильтров для объектива, выстановка выдержки затвора, настройка диафрагмы, настройка резкости кадра, проявление фотопленки (для пленочных фотоаппаратов), проявление фотографий (для пленочных фотоаппаратов), обработка полученного изображения при помощи специальных компьютерных программ (для цифровых фотоаппаратов).

Как указал Суд, доводы о том, что кадры, отснятые в экстремальных условиях - в непосредственной близости от жерла вулкана, то есть в обстановке, исключающей нахождение иных лиц, не являются результатом творческого труда по подбору и расположению видеоматериала, не носят оригинальности, уникальности, неповторимости и не могут быть признаны объектом авторского права в соответствии с п. 1 ст. 1255 ГК РФ, носят декларативный и ничем не обоснованный характер. Таким образом, в данном примере имел место творческий труд автора (выбор экспозиции, собственной позиции для съемки и др.), фотография была выражена в объективной форме, и поэтому она подлежала авторско-правовой охране.

Произведения науки, географические, геологические и другие карты, планы, эскизы. Российское законодательство, не закрепляя понятия произведения науки, содержит дефиницию научного и (или) научно-технического результата как продукта научной и (или) научно-технической деятельности, содержащего новые знания или решения и зафиксированного на любом информационном носителе.

В законе раскрывается такое понятие, как научно-техническая деятельность, под которой понимается деятельность, направленная на получение, применение новых знаний для решения технологических, инженерных, экономических, социальных, гуманитарных и иных проблем, обеспечения функционирования науки, техники и производства как единой системы.

Итогом данных видов деятельности являются научный и (или) научно-технический результат (продукт научной и (или) научно-технической деятельности, содержащий новые знания или решения и зафиксированный на любом информационном носителе), а также научная и (или) научно-техническая продукция (научный и (или) научно-технический результат, в том числе результат интеллектуальной деятельности, предназначенный для реализации).

Так, А.П. Сергеев указывает, что "произведениями науки можно считать любые произведения, основное содержание которых состоит в выработке и систематизации объективных знаний о действительности, включая произведения научной литературы".

К числу произведений науки относятся географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии и к другим наукам.

Вместе с тем Верховный Суд РФ отметил, что процесс создания геодезической и картографической продукции, материалов и данных может носить как технический, производственный характер, так и быть процессом научной деятельности, то есть носить творческий характер. В первом случае такой объект не будет охраняться авторским правом.

Кроме того, к произведениям науки относятся научные статьи, монографии, диссертации и др.

Программы для ЭВМ. В условиях стремительного развития компьютерных технологий особое распространение получили такие разновидности объектов авторских прав, как программы для ЭВМ.

Под программой для ЭВМ понимается представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения (ст. 1261 ГК РФ).

Программы для ЭВМ (компьютерные программы) предназначены для функционирования компьютерной техники, что позволяет реализовывать самые различные задачи. Данные программы составляют содержание понятия Software (программное обеспечение), без которого невозможно функционирование соответствующих технических устройств - Hardware (аппаратное обеспечение).

Кроме известных компьютерных программ (текстовых и графических редакторов, утилит, драйверов и др.), в том числе повсеместно используемых приложений для планшетных компьютеров и мобильных телефонов, к разновидностям программ для ЭВМ относятся операционные системы (например, операционные системы Windows, Linux, macOS), которые представляют собой программное обеспечение, осуществляющее управление выполнением компьютерных программ, распределением памяти, организацией данных.

Как следует из определения программы для ЭВМ, подготовительные материалы и аудиовизуальные отображения включаются в понятие "программа для ЭВМ". Аудиовизуальные отображения (интерфейс) есть у каждой компьютерной программы: речь идет об окне для взаимодействия с пользователем, используемом для ввода и вывода информации. Интерфейс может быть простым - без использования графики, звука (например, интерфейс программы "Блокнот", включенной в стандартный пакет Windows) и графическим - с использованием названных элементов (например, интерфейс программы iBooks, где имитируется книжная полка). Вместе с тем, независимо от вида интерфейса, те компоненты, которые отображаются на экране компьютера в качестве окна для взаимодействия с пользователем, являются частью программы для ЭВМ, а не осложняющим ее элементом.

Программы для ЭВМ могут быть выражены на любом языке программирования и в любой форме, включая исходный текст и объектный код. Именно этот факт определяет режим охраны данных объектов: авторские права на компьютерные программы охраняются как права на произведения литературы (ст. 1261 ГК РФ).

Установление такого правового режима соответствует ст. 4 Договора ВОИС по авторскому праву и п. 1 ст. 10 Соглашения ТРИПС, которые содержат указание на то, что программы для ЭВМ должны охраняться как литературные произведения и на них должны в связи с этим распространяться положения Бернской конвенции.

В отличие от произведений литературы программа для ЭВМ может быть зарегистрирована (ст. 1262 ГК РФ). Если программа для ЭВМ зарегистрирована, то и переход исключительного права на зарегистрированную программу для ЭВМ подлежит государственной регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (п. 5 ст. 1262 ГК РФ).

Производные и составные произведения. В отечественном законодательстве отдельно закреплены нормы, посвященные таким объектам авторских прав, как производные и составные произведения (п. 2 ст. 1259 ГК РФ). Объединяет эти два вида произведений то, что они имеют вторичный характер, поскольку создаются на основе других произведений.

Под производным понимается такое произведение, которое представляет собой переработку другого произведения (п. 2 ст. 1259 ГК РФ).

К производным произведениям относятся перевод, обработка, экранизация, аранжировка, инсценировка и другие (п. 1 ст. 1260 ГК РФ). У автора такого произведения возникают новые субъективные авторские права на созданный им объект.

Так, у переводчика возникают авторские права на осуществленный им перевод произведения. Вместе с тем права переводчика распространяются исключительно на сам перевод, который им был осуществлен, и не распространяются на имена персонажей произведения - такое решение было принято судом в отношении персонажа Винни-Пух. Переводы создаются на основе литературных, музыкальных, аудиовизуальных и иных произведений.

Экранизация предполагает создание аудиовизуального произведения в результате переработки другого оригинального произведения, а инсценировка - создание в результате такой переработки театрально-зрелищного представления (например, экранизация произведения литературы, театрально-зрелищного представления или инсценировка кинофильма). Обработка означает переработку произведения для определенных целей при сохранении формы его выражения (например, обработка произведения литературы для детей), аранжировка является творческой переработкой музыкального произведения и др.

Составными признаются произведения, которые представляют собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (п. 2 ст. 1259 ГК РФ).

К составным произведениям законодатель относит сборники, антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайты, атласы и т.п. В этих случаях не возникает новых, оригинальных произведений. Смысл выделения составных произведений состоит в том, что собственно подбор или расположение материалов могут иметь творческий характер. Поэтому авторские права распространяются не на само составное произведение в целом, а на осуществленные авторами таких произведений подбор или расположение материалов (составительство) (п. 2 ст. 1260 ГК РФ).

Указанный признак отличает составные произведения от сложных объектов (ст. 1240 ГК РФ), которые включают в себя несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности, но признаются и охраняются как единое произведение (см. о сложных объектах далее). Вместе с тем в действующем законодательстве содержится положение об одновременной квалификации одного из результатов интеллектуальной деятельности и как составного произведения, и как сложного объекта: речь идет о базе данных.

Наряду с базой данных к составным произведениям законодатель относит интернет-сайт.

Сайт в сети Интернет определяется как совокупность программ для ЭВМ и иной информации, содержащейся в информационной системе, доступ к которой обеспечивается посредством информационно-телекоммуникационной сети Интернет по доменным именам и (или) по сетевым адресам, позволяющим идентифицировать сайты в сети Интернет (п. 2 ст. 13 Федерального закона "Об информации, информационных технологиях и о защите информации").

В законопроекте о внесении изменений в ГК РФ интернет-сайт определялся как представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов, систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть размещены в сети Интернет. Вместе с тем такая дефиниция в ч. 4 ГК РФ не вошла. См.: проект Федерального закона № 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (в ред., принятой в первом чтении 27 апреля 2012 г.).

В литературе под интернет-сайтом понимается "совокупность гипертекстовых документов (в виде html-страниц или хранящихся в базе данных), электронных произведений и программного обеспечения, необходимого для функционирования названных компонентов".

Проблема защиты интеллектуальных прав на интернет-сайты нашла отражение в судебной практике. Рассматривая одно из дел по ранее действовавшему Закону "Об авторском праве и смежных правах", суд определил, что содержимое сайта составляют специально подобранные и расположенные определенным образом материалы (тексты, рисунки, фотографии, чертежи, аудиовизуальные произведения и т.д.), которые могут быть использованы с помощью компьютерной программы (компьютерного кода), являющейся элементом сайта.

В Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" предлагается ввести такую категорию, как производный сайт в сети Интернет, который понимается как имеющий сходное наименование и (или) отображение сайт в сети Интернет, созданный в результате перемещения, полного или частичного копирования информации исходного сайта в сети Интернет, их автоматической синхронизации, перевода такой информации с одного языка на другой язык, и (или) предоставляющий пользователям возможности доступа к услугам и информации, предоставляемым на исходном сайте, посредством автоматического перенаправления пользователя на исходный сайт и (или) другой производный сайт и (или) полного либо частичного включения содержимого исходного сайта в состав отображаемой на производном сайте информации. Такая необходимость поясняется невозможностью применения оперативных мер реагирования в отношении автоматически создаваемых "зеркал" сайтов в сети Интернет, на которых неоднократно и неправомерно размещалась информация, содержащая объекты авторских и (или) смежных прав, или информация, необходимая для их получения с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, доступ к которым был ограничен.

Авторские права на производные и составные произведения охраняются как права на самостоятельные объекты авторских прав независимо от охраны прав авторов оригинальных произведений, и их создание не препятствует иным лицам создавать производное или составное произведение на основе того же оригинального произведения (п. п. 4, 6 ст. 1260 ГК РФ).

Вместе с тем при создании производного или составного произведения должны соблюдаться права авторов оригинальных произведений, используемых в этом процессе (п. 3 ст. 1260 ГК РФ). Так, в частности, правомочие на переработку произведения входит в содержание исключительного права на такое произведение (подп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ), что означает необходимость волеизъявления правообладателя на использование объекта указанным способом.

Авторы произведений, которые вошли в составное произведение (например, научная статья в сборнике и т.п.), могут использовать свое произведение независимо от составного произведения, иное может быть предусмотрено договором (п. 5 ст. 1260 ГК РФ). Отдельно законодатель определяет авторские права издателей энциклопедий, словарей и тому подобного (в том числе закрепляет право издателя указывать свое наименование или требовать его указания) и авторов тех произведений, которые вошли в их состав (п. 7 ст. 1260 ГК РФ).

Часть произведения, его название и персонаж. Помимо произведений в целом, авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и отвечают требованиям об объективной форме выражения данного объекта (п. 7 ст. 1259 ГК РФ).

Согласно Руководству к договорам ВОИС в области авторского права и смежных прав персонажи определяются как идентифицируемые лица или другие образы литературных или художественных произведений, которые, когда они являются существенными элементами такого произведения, при явно идентифицируемой личности и с особыми оригинальными чертами должны охраняться авторским правом как таковые.

В совместном Постановлении Пленумов Верховного Суда РФ и Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. № 5/29 содержится дефиниция персонажа, под которым следует понимать часть произведения, содержащую описание или изображение того или иного действующего лица в форме (формах), присущей (присущих) произведению. Поэтому только автору или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать персонаж любым способом.

При этом персонаж охраняется в той объективной форме, в которой он выражен. Например, персонаж как часть литературного произведения (описание персонажа) охраняется в письменной форме. Так, если указанный персонаж используется в форме изображения, то данные результаты интеллектуальной деятельности существуют в различных формах, каждая из которых является объектом самостоятельных авторских прав (подобные споры рассматривались в отношении персонажей анимационного сериала "Смешарики").

Одним из важных и актуальных вопросов судебной практики стало определение правовой природы персонажа мультипликационного сериала (на примере мультфильма "Маша и Медведь"). На практике возник вопрос о юридической квалификации рассматриваемых объектов, поскольку практическое значение его решения заключалось прежде всего в определении размера компенсации за нарушение исключительного права на соответствующие объекты (п. 3 ст. 1252 ГК РФ).

В итоге высшей судебной инстанцией был выработан подход, по которому персонаж может быть признан охраноспособной частью произведения. Поэтому признание отдельно действующих героев мультипликационного сериала персонажами в смысле положений п. 7 ст. 1259 ГК РФ (охраноспособными частями произведения) при их использовании может повлечь нарушение авторского права на это аудиовизуальное произведение как объект охраняемых авторских прав.

Для определения, является действующее лицо персонажем или нет, необходимо, чтобы он соответствовал нескольким критериям в совокупности: был оригинальным, узнаваемым (внешним видом, мимикой, движениями и т.п.), обладал теми признаками, которые отличают его от иных действующих лиц.

Использование персонажей не допускается в целях нарушения антимонопольного законодательства (так, персонажи мультфильма Madagaskar использовались для рекламы без согласия правообладателя).

Название произведения также может являться объектом самостоятельной охраны. Так, например, Суд указал, что использование в рекламных целях с размещением на сайте информации о произведении с указанием на издание книги и возможность ее приобретения нарушает права автора. В судебной практике также отмечается, что незначительное количество слов, используемых в спорном словосочетании и являющихся самих по себе распространенными, предполагает возможность создания этого словосочетания разными лицами независимо друг от друга. В данном случае название телепрограммы "Наедине со всеми" (словосочетание) было признано часто употребляемым и не явилось нарушением прав автора пьесы с одноименным названием.

Аудиовизуальные произведения и иные сложные объекты. Аудиовизуальное произведение - это произведение, состоящее из зафиксированной серии связанных между собой изображений (с сопровождением или без сопровождения звуком) и предназначенное для зрительного и слухового (в случае сопровождения звуком) восприятия с помощью соответствующих технических устройств (п. 1 ст. 1263 ГК РФ).

Разновидностями аудиовизуального произведения являются кинематографическое произведение, видеоролик, мультфильм и т.д. В судебной практике отмечается, что стоп-кадр (изображение кадра) из мультипликационного сериала является статичным визуальным воплощением творческого замысла автора произведения и сам по себе, в отрыве от произведения, не обладает признаками объекта авторских прав, в связи с чем не может быть признан самостоятельным результатом творческого труда.

В отличие от иных объектов авторских прав для рассматриваемого результата интеллектуальной деятельности в законодательстве определяется особый субъектный состав авторов. Авторами аудиовизуального произведения являются три лица: режиссер-постановщик; автор сценария; композитор, являющийся автором музыкального произведения (с текстом или без текста), специально созданного для этого аудиовизуального произведения (п. 2 ст. 1263 ГК РФ).

Иные лица, внесшие творческий вклад в создание аудиовизуального произведения (оператор-постановщик, художник-постановщик и др.), обладают авторскими правами каждый на свое произведение, но не имеют авторских прав на аудиовизуальное произведение в целом (п. 5 ст. 1263 ГК РФ). В этом проявляется одна из важнейших особенностей правового режима аудиовизуальных произведений по российскому законодательству.

Применительно к сложным объектам, в том числе и к аудиовизуальным произведениям, выделяется особый субъект - продюсер как изготовитель аудиовизуального произведения и лицо, организовавшее создание сложного объекта (п. 4 ст. 1263, ст. 1240 ГК РФ).

Лицо, организовавшее создание сложного объекта, приобретает право использования отдельных результатов интеллектуальной деятельности на основании соответствующих договоров (абз. 1 п. 1 ст. 1240 ГК РФ). Организаторы создания сложных объектов (физические или юридические лица) не являются их авторами, поскольку не вносят творческого вклада в процесс создания данных объектов. По общему правилу исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом принадлежит продюсеру, если иное не предусмотрено в договоре с триумвиратом авторов (абз. 2 п. 4 ст. 1263 ГК РФ).

Аудиовизуальное произведение относится к категории сложных объектов. Сложные объекты являются новеллой ч. 4 ГК РФ, однако идеи о необходимости закрепления подобного понятия выдвигались задолго до ее принятия. Большинство авторов рассматривали феномен "сложности" результатов интеллектуальной деятельности применительно к кинофильмам.

В законе не содержится легального определения понятия сложных объектов, вместе с тем законодатель в качестве сложных перечисляет следующие объекты: аудиовизуальное произведение, театрально-зрелищное представление, мультимедийный продукт, базы данных (ст. 1240 ГК РФ).

Особенностью указанных объектов, в отличие от иных результатов интеллектуальной деятельности, является то, что сложными могут быть признаны только такие объекты, которые представляют собой единое целое (т.е. обладают признаком единства) и в то же время имеют сложный состав (структуру), образуемый совокупностью разнородных охраняемых результатов интеллектуальной деятельности. Для каждого сложного объекта по-особому определяется круг авторов и устанавливаются механизмы распределения интеллектуальных прав. Систему распределения прав на указанные результаты интеллектуальной деятельности можно условно назвать двухуровневой моделью прав на сложные объекты. Так, на первом уровне права возникают у авторов произведений, вошедших в данный объект в качестве составных частей (например, права сценариста, режиссера-постановщика, композитора, художника по костюмам аудиовизуального произведения и других (п. 5 ст. 1263 ГК РФ)). Второй уровень составляют права на аудиовизуальное произведение в целом (так, изготовителю принадлежит исключительное право на аудиовизуальное произведение в целом (абз. 2 п. 4 ст. 1263 ГК РФ)). Таким образом, речь идет о правах на части произведения и о правах на произведение в целом.

В отличие от аудиовизуального произведения каких-либо норм, посвященных мультимедийному продукту и театрально-зрелищному представлению, в ГК РФ не содержится.

Мультимедийный продукт возможно определить как выраженный в электронной (цифровой) форме объект авторских прав, который включает в себя несколько охраняемых результатов интеллектуальной деятельности (таких как программа для ЭВМ, произведения изобразительного искусства, музыкальные произведения и др.) и с помощью компьютерных устройств функционирует в процессе взаимодействия с пользователем. В качестве признаков мультимедийного продукта выделяются сложность, виртуальность, интерактивность, а также особая электронная форма выражения.

Авторами мультимедийного продукта, как правило, являются сценарист, художник, программист, композитор (который создал музыкальное произведение специально для этого объекта). Применительно к отдельным разновидностям мультимедийного продукта указанный перечень лиц может уточняться.

Мультимедийными продуктами могут быть признаны компьютерные игры, виртуальные музеи, библиотеки, экскурсии, интернет-сайты и т.д.

Легального понятия театрально-зрелищного представления также не закреплено. Вместе с тем в ч. 4 ГК РФ при характеристике смежного права на исполнение приводятся следующие разновидности театрально-зрелищного представления: театральное, цирковое, кукольное и эстрадное представления (ст. 1313 ГК РФ).

Под театральной постановкой понимается произведение театрального искусства, созданное на основе драматического или музыкально-драматического произведения, имеющее общий замысел и конкретное название.

К театрально-зрелищным представлениям также могут быть отнесены церемонии открытия и закрытия Олимпийских игр, сложные в постановочном отношении представления театрализованных эстрадных шоу, мюзиклов и т.п.

В судебной практике подчеркивается, что для признания объекта театрально-зрелищным представлением необходимо, чтобы он отвечал признакам сложного объекта: состоял из различных результатов интеллектуальной деятельности и являлся единым произведением.

База данных. Базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ). База данных как объект авторских прав не тождественна совокупности материалов, составляющих ее содержание.

К числу примеров баз данных могут быть отнесены справочные правовые системы, электронные картотеки, клиентские базы и др. Судебной практике известны случаи квалификации в качестве базы данных компьютерного контента.

Будучи объектом авторских прав, база данных также является объектом смежных прав, которые возникают у изготовителя базы данных (§ 5 гл. 71 ГК РФ). Особенности правового режима предусмотрены для базы данных, создание которой требует существенных затрат, - только в этом случае изготовителю базы данных принадлежит исключительное право извлекать из нее материалы и осуществлять их последующее использование в любой форме и любым способом. Таковой, по общему правилу, признается база данных, содержащая не менее десяти тысяч самостоятельных информационных элементов (материалов) (ст. 1334 ГК РФ).

В отношении правового режима базы данных в законе содержится неоднозначное решение, поскольку рассматриваемый объект квалифицируется через различные родовые категории (составного произведения и сложного объекта). Отличает эти категории то, что сложный объект, в отличие от составного произведения, является новым единым произведением. Единство сложного объекта выражается в том, что различные разнородные результаты интеллектуальной деятельности входят в структуру самостоятельного объекта как целостного произведения. Составное произведение состоит, как правило, из однородных объектов и не является самостоятельным: авторские права составителя сборника распространяются лишь на осуществленный подбор или расположение материалов (составительство) (абз. 1 п. 2 ст. 1260 ГК РФ) и в силу юридической фикции охраняются как права на самостоятельные объекты (п. 4 ст. 1260 ГК РФ). Сложный объект отличается от составного произведения и тем, что новое составное произведение может быть создано путем иного подбора или расположения тех же материалов (п. 6 ст. 1260 ГК РФ).

Служебные произведения. В ч. 4 ГК РФ предусмотрена отдельная статья, посвященная правовому механизму распоряжения интеллектуальными правами на объекты, которые были созданы в рамках трудовых обязанностей.

Служебным произведением признается такое произведение науки, литературы или искусства, которое создается в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

В таком случае авторские права принадлежат автору (п. 1 ст. 1295 ГК РФ). Однако исключительное право по общему правилу принадлежит работодателю, если трудовым или гражданско-правовым договором не предусмотрено иное. Так, если исключительное право на произведение принадлежит автору, работодатель вправе использовать это произведение на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой правообладателю вознаграждения (п. 3 ст. 1295 ГК РФ).

В судебной практике также отмечается, что исключительное право на программу для ЭВМ, созданную в рамках исполнения установленных для работника (автора) трудовых обязанностей, первоначально возникает у работодателя, если иное не предусмотрено договором.

За автором служебного произведения признаются личные неимущественные права, а также право на вознаграждение (это право неотчуждаемо и не переходит по наследству, в отличие от права автора по договору и не полученных автором доходов, которые переходят к наследникам (абз. 4 п. 2 ст. 1295 ГК РФ)). Размер вознаграждения, условия и порядок его выплаты работодателем по общему правилу определяются договором между работодателем и работником (автором).

При установлении факта создания служебного произведения анализируется содержание трудовых договоров на предмет наличия (отсутствия) в них обязанностей работника по созданию служебных произведений. Для квалификации произведения как служебного необходимо определить, входило ли задание на создание произведения в пределы трудовых обязанностей работника. Если такое задание работодателя в его трудовые обязанности не входило, то созданное произведение не является служебным.

Служебное задание на создание произведения может быть дано работодателем только в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей.

Документами, подтверждающими такой факт, могут являться трудовые и иные договоры с работником; документы, определяющие порядок выполнения служебных заданий, объем полномочий работников. При этом также устанавливаются даты создания произведений и т.п.

Считается, что любые условия, касающиеся отношений между работником и работодателем по поводу служебного произведения, могут быть согласованы как в трудовом, так и в ином договоре (абз. 1 п. 2 ст. 1295 ГК РФ).

В законе отдельно определяется порядок осуществления прав на служебное произведение. Так, работодатель вправе использовать служебное произведение (например, путем воспроизведения, распространения и т.п.), передавать исключительное право на него другому лицу, а в случае если посчитает необходимым сохранить произведение в тайне (например, при создании произведения, сведения о котором подпадают под режим секрета производства), он должен сообщить об этом автору и уплатить ему вознаграждение. Если указанные действия не будут совершены работодателем в течение трех лет со дня, когда служебное произведение было предоставлено в его распоряжение, исключительное право на него возвращается автору (абз. 1 - 3 п. 2 ст. 1295 ГК РФ).

Как отмечается в судебной практике, условия по вознаграждению могут быть предусмотрены как в трудовом договоре, так и в иных дополнительных соглашениях, заключаемых между работником и работодателем. Такое вознаграждение во всех случаях выплачивается работодателем, даже если использование произведения осуществляется третьим лицом по лицензионному договору или исключительное право на произведение перешло к новому правообладателю.

Работодатель по общему правилу вправе обнародовать служебное произведение, если договором между ним и автором не предусмотрено иное, а также указывать при использовании служебного произведения свое имя или наименование либо требовать такого указания (п. 4 ст. 1295 ГК РФ).

В случае когда исключительное право на произведение в силу договора принадлежит автору, то работодатель вправе использовать произведение на условиях простой (неисключительной) лицензии с выплатой правообладателю вознаграждения способами, обусловленными целью служебного задания, и в пределах, вытекающих из задания, а также обнародовать такое произведение, если иное не определено договором между ним и работником. Вместе с тем работник вправе по своему усмотрению использовать служебное произведение способами, не обусловленными целью служебного задания, а также способами, хотя и обусловленными целью задания, но за пределами этого задания.

В судебной практике указывается, что если фотографии выполнены работником не в рамках исполнения служебных обязанностей и служебного задания, то фотограф вправе требовать взыскания компенсации за нарушение исключительного права на созданные им произведения. Так, по одному из дел было установлено, что в трудовые обязанности корреспондента центральной газеты погранслужбы входила подготовка статей для газеты. Корреспондент во время служебных командировок делал фотографии по собственной инициативе для иллюстрации своих статей, которые без его согласия были использованы в фотоальбоме. Суд указал, что тот факт, что фотографии были произведены в светлое время суток (рабочее время), не свидетельствует о служебном характере произведения. Поскольку в должностных инструкциях также не было указания на обязанность корреспондента создавать фотографии в рамках его трудовой деятельности, суд пришел к выводу, что в данном случае созданные фотографии не являются служебным произведением.

Далее – 2.3. Результаты интеллектуальной деятельности, не являющиеся объектами авторских прав