Правовая охрана авторских прав

Право интеллектуальной собственности

 

Авторское право в объективном смысле представляет собой систему правовых норм, регулирующих отношения в сфере создания и использования произведений науки, литературы и искусства, осуществления и защиты интеллектуальных прав на данные объекты.

Под авторскими правами в субъективном смысле (субъективными авторскими правами) понимаются признаваемые в соответствии с законом интеллектуальные права на произведения науки, литературы и искусства.

Сфера применения авторских прав в настоящее время весьма разнообразна. Так, все, что ассоциируется с искусством, так или иначе связано с авторским правом. Это произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна и др.; хореографические произведения, охране которых уделяется большое внимание; мультимедийные продукты: компьютерные игры, виртуальные музеи, библиотеки, интернет-сайты и другие объекты, связанные с сетью Интернет.

Применительно к сфере шоу-бизнеса авторское право реализуется в различных направлениях: киноиндустрия (права создателей фильмов, мультфильмов, права композиторов, авторов песен и пр.), индустрия моды, телевизионные проекты, театрально-зрелищные представления и многие другие.

Немаловажными являются вопросы применения авторского права в научной сфере. Правовая охрана произведений науки (монографий, диссертаций, научных статей и др.), соблюдение баланса интересов прав пользователей библиотек и авторов, свободное использование произведений - все эти вопросы, волнующие прежде всего правообладателей, являются центральными в рассматриваемой области.

Большой интерес представляет собой рассмотрение аспекта авторских прав в сфере журналистики. В газетах, журналах, на телевидении практически ни один сюжет, ни одна новость, ни одна статья не используются без объектов авторско-правовой охраны. С учетом этого возникает множество вопросов по поводу обладания авторством на данные результаты, возможностей и пределов их использования, цитирования, репостов и др. Большое внимание в СМИ в настоящее время уделяется вопросам использования фотографий в журналистских материалах.

Эти и иные сферы не ограничивают применение авторского права в настоящее время. Объясняется возрастающий интерес к авторским правам в различных сферах и тем, что каждому человеку свойственно творить, и такие результаты должны быть охраняемыми, поскольку их использование представляет не только духовную, но и коммерческую ценность. Подобный интерес к регулированию отношений в творческой сфере прослеживается и на примере истории развития авторского права.

Принято считать, что изначально права на творческий результат интеллектуальной деятельности стали охраняться после изобретения книгопечатания в форме выдачи королевской властью привилегий книготорговцам на занятие ими своим ремеслом (Италия, Великобритания, Франция). В результате этого формировалось первоначально не авторское право, а право издателей, торговцев и пр. Изначально был сделан акцент на закреплении патентных прав автора в английском Статуте о монополиях (1623 г.), в котором провозглашалось право монопольного пользования (в течение четырнадцати лет) каждого, кто создаст и применит техническое новшество. Однако уже в 1710 г. был принят первый закон по авторскому праву - Статут королевы Анны (Великобритания), в котором исключительное авторское право на публикацию произведения признавалось за его создателем. Вместе с тем право использования и объектов патентных прав, и авторских прав оставалось долгое время у издателей, промышленников. Переломный момент настал в конце XVIII в., когда французские философы-просветители провозгласили, что результат творческой деятельности принадлежит его автору, а не издателю, торговцу или промышленнику.

Результаты изменений указанных подходов были отражены в законодательстве различных государств.

Этапы развития российского авторского права можно разделить на дореволюционный (до 1917 г.), советский (1917 - 1991 гг.) и современный периоды.

В России до конца XVIII в. книгоиздательское дело являлось государственной монополией. Первый авторский закон в России появился в рамках законодательства о цензуре: новый Цензурный устав содержал специальную главу "О сочинителях и издателях книг" (22 апреля 1828 г.), в которой предусматривалось исключительное право на литературные произведения. В дальнейшем постепенно началось развитие законодательства в области авторского права и начали приниматься нововведения в отношении различных аспектов авторских прав. С 1877 г. положения об авторском праве из Цензурного устава были перенесены в Законы гражданские (т. X, ч. 1 Свода законов Российской империи). Положения об авторском праве были приняты 20 марта 1911 г. В данном законе в Общей части раскрывался круг охраняемых объектов авторских прав, срок их действия, вопросы нарушения и защиты авторских прав, впервые было закреплено право на перевод произведения и пр. В отдельных главах раскрывались вопросы авторских прав на литературные, музыкальные, драматические, художественные и фотографические произведения.

После Октябрьской революции был принят Декрет ЦИК от 29 декабря 1917 г. "О государственном издательстве" (прежние законы в сфере авторских прав были отменены). В дальнейшем был принят Декрет СНК от 26 ноября 1918 г. "О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием". Такие изменения прежде всего трактовались политикой государства в указанное время. Это касалось положений о признании произведений государственным достоянием: по общему правилу права наследников умерших авторов не признавались. Декретом СНК от 10 октября 1919 г. "О прекращении силы договоров на приобретение в полную собственность произведений литературы и искусства" объявлялись недействительными договоры издательств с авторами, по которым права на произведения переходили в полном объеме издательствам, и регламентировалось, что издательства могут приобретать у авторов право только на издание произведения, ограниченное сроком.

Советский этап был связан прежде всего с Основами авторского права (1926 и 1928 гг.), а также принятием Закона РСФСР от 8 октября 1928 г. "Об авторском праве". Данный период в истории рассматривается как постепенное восстановление и расширение охраны авторских прав. В законодательстве предусматривался переход авторских прав к наследникам, обширный перечень случаев свободного использования произведения и пр. В продолжение развития законодательства в области авторских прав было проведено сокращение перечня изъятий из авторского права, существовавших прежде. В специальном разделе Гражданского кодекса РСФСР 1964 г. были регламентированы положения об авторских правах. В 1973 г. Советский Союз стал участником Женевской конвенции об авторском праве (1952 г.), был расширен круг субъектов авторских прав, закреплено право автора на перевод произведения и пр.

В дальнейшем в ходе проведения кодификации законодательства был разработан раздел "Авторское право" Основ гражданского законодательства Союза ССР и республик, принятых Верховным Советом СССР 31 мая 1991 г., но из-за распада Советского Союза данные положения не вступили в силу в планируемую дату (1 января 1992 г.). В Российской Федерации Основы гражданского законодательства вступили в силу 3 августа 1992 г., и началась работа по подготовке специальных законодательных актов, посвященных авторским правам. Так, были приняты Законы РФ "О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных", "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон об авторском праве).

С 2008 г. в связи с вступлением в силу ч. 4 ГК РФ указанные законы утратили силу.

Предмет авторского права в объективном смысле составляют общественные отношения, возникающие по поводу объектов авторских прав. Объекты авторских прав определяются как произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения (ст. 1259 ГК РФ). Перечень объектов авторских прав является открытым. Для того чтобы какой-либо результат интеллектуальной деятельности был признан объектом авторских прав, необходимо, чтобы он отвечал критериям охраноспособности. Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется регистрация произведения или соблюдение каких-либо иных формальностей.

Согласно ст. 1257 ГК РФ автором произведения литературы, науки или искусства признается гражданин, творческим трудом которого оно создано. Следовательно, первым требованием для признания результата интеллектуальной деятельности объектом авторских прав является творческий характер труда его создателя.

Исходя из п. 3 ст. 1259 ГК РФ, авторские права распространяются как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, выраженные в какой-либо объективной форме. Поэтому вторым критерием является выражение произведения в объективной форме.

В качестве примеров формы выражения произведения законодатель приводит письменную, устную (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и т.п.), форму изображения, звуко- или видеозаписи, объемно-пространственную форму (п. 3 ст. 1259 ГК РФ). Причем перечень в соответствии с указанной статьей является открытым, что означает возможность существования произведения в иных формах (например, мультимедийные продукты имеют электронную форму выражения).

Помимо произведений, к числу объектов авторских прав законодатель также относит программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения (ст. ст. 1261, 1262 ГК РФ). Объектами авторских прав также могут быть признаны части произведения, его название, персонаж, если они отвечают названным критериям охраноспособности.

Объектами авторских прав являются производные произведения, которые представляют собой переработку другого произведения (переводы, обработки, экранизации, аранжировки, инсценировки или другие подобные произведения (п. 2 ст. 1259, п. 1 ст. 1260 ГК РФ)), и составные произведения, которые представляют собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда (антологии, энциклопедии, базы данных, интернет-сайты, атласы или другие (п. 2 ст. 1259, п. 2 ст. 1260 ГК РФ)).

Отдельно в законе выделяются такие объекты, как аудиовизуальное произведение (ст. 1263 ГК РФ) и база данных (абз. 2 п. 2 ст. 1259 ГК РФ), которые относятся в соответствии со ст. 1240 ГК РФ к сложным объектам интеллектуальных прав.

Законодатель перечисляет те результаты, на которые авторские права не распространяются и которые не являются объектами авторских прав. Авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования (п. 5 ст. 1259 ГК РФ); а также объектами авторских прав не являются официальные документы государственных органов; государственные символы и знаки; произведения народного творчества (фольклор), не имеющие конкретных авторов; сообщения о событиях и фактах, имеющие исключительно информационный характер (п. 6 ст. 1259 ГК РФ).

Более подробно об объектах и субъектах авторских прав - см. гл. 2 и 3 настоящего учебного пособия соответственно.

В ч. 1 ст. 44 Конституции РФ указывается, что каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания, а также отмечается, что интеллектуальная собственность охраняется законом. В настоящее время основным из таких законов является ч. 4 ГК РФ, которая введена в действие 1 января 2008 г..

Кроме законов, к числу источников права в данной области также относятся подзаконные нормативные правовые акты.

Важными источниками права в рассматриваемой сфере, помимо отечественного законодательства, являются международные договоры (юридическая сила которых определяется в соответствии с ч. 4 ст. 15 Конституции РФ), такие как:

  • Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений (г. Берн, 9 сентября 1886 г.) (далее - Бернская конвенция);
  • Всемирная конвенция об авторском праве (г. Женева, 6 сентября 1952 г.);
  • Конвенция, учреждающая Всемирную организацию интеллектуальной собственности (г. Стокгольм, 14 июля 1967 г.);
  • Договор ВОИС по авторскому праву (г. Женева, 20 декабря 1996 г.);
  • Соглашение по торговым аспектам прав интеллектуальной собственности (ТРИПС/TRIPS) (г. Марракеш, 15 апреля 1994 г.) и др.

Особое место в механизме гражданско-правового регулирования отношений в сфере авторского права занимают акты судебной практики. Например,

  • Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 23 сентября 2015 г. "Обзор судебной практики по делам, связанным с разрешением споров о защите интеллектуальных прав";
  • Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 5, Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 26 марта 2009 г. № 29 "О некоторых вопросах, возникших в связи с введением в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации";
  • Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 18 июля 2014 г. № 51 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении споров с участием организаций, осуществляющих коллективное управление авторскими и смежными правами";
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 26 апреля 2007 г. № 14 "О практике рассмотрения судами уголовных дел о нарушении авторских, смежных, изобретательских и патентных прав, а также о незаконном использовании товарного знака";
  • Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 19 июня 2006 г. № 15 "О вопросах, возникших у судов при рассмотрении гражданских дел, связанных с применением законодательства об авторском праве и смежных правах";
  • информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 13 декабря 2007 г. № 122 "Обзор практики рассмотрения арбитражными судами дел, связанных с применением законодательства об интеллектуальной собственности";
  • судебные акты по конкретным делами и многие другие.

Далее – 2.1. Объекты авторских прав в системе результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации. Понятие и критерии охраноспособности объектов авторских прав