ДИПЛОМНЫЕ И КУРСОВЫЕ НА ЗАКАЗ

качественно – в срок – без плагиата

ONLINE-DIPLOM.RU – ДЛЯ ТЕХ, КТО ЦЕНИТ СВОЕ ВРЕМЯ И ДЕНЬГИ!

Slide background
Slide background
Slide background
 

ДИПЛОМНЫЕ, КУРСОВЫЕ, РЕФЕРАТЫ, КОНТРОЛЬНЫЕ

Точно в срок, без плагиата, всегда на связи!

В ONLINE-DIPLOM.RU качеству работ и срокам выполнения уделяется большое внимание.

Мы постоянно осуществляем мониторинг сроков и все работы проверяем на плагиат.

Поэтому, сделав у нас заказ, Вы получаете отличную работу в срок и без плагиата. 

Мы дорожим своей репутацией и нам не безразличны наши клиенты!

 

Как заказать дипломную, курсовую ...

1. Заявка

1. Заявка
Оставляете заявку на сайте или по телефону.

2. Соглашение

2. Соглашение
Договариваемся о стоимости и сроках.

3. Предоплата

3. Предоплата
Вносите предоплату от 10% до 100%*.

4. Выполнение

4. Выполнение
Выполняем заказ и информируем о его выполнении.

5. Оплата

5. Оплата
Вносите остаток стоимости.

6. Получение

6. Получение
Получаете работу на электронную почту.

* Предоплата 100% применяется для срочных (до 2 дней) работ.

ДИПЛОМНАЯ

ДИПЛОМНАЯ


от 10  000 руб.


срок от 10 дней
предоплата 25 – 33%
доработки бесплатно
антиплагиат

Заказать

КУРСОВАЯ

КУРСОВАЯ


от 800 руб.


срок от 5 дней
предоплата 33 – 50%
доработки бесплатно
антиплагиат

Заказать

КОНТРОЛЬНАЯ

КОНТРОЛЬНАЯ


от 5 00 руб.


срок от 1 дня
предоплата 50 – 100%
доработки бесплатно
антиплагиат

Заказать

МАГИСТЕРСКАЯ

МАГИСТЕРСКАЯ


от 12  000 руб.


срок от 10 дней
предоплата 25 – 33%
доработки бесплатно
антиплагиат

Заказать

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ

ОТЧЕТ ПО ПРАКТИКЕ


от 500 руб.


срок от 5 дней
предоплата 33 – 50%
доработки бесплатно
антиплагиат

Заказать

РЕФЕРАТ

РЕФЕРАТ


от 9 00 руб.


срок от 1 дня
предоплата 50 - 100%
доработки бесплатно
антиплагиат

Заказать

Глава 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДОСТУПА К ПРОИЗВЕДЕНИЯМ В РЕЖИМЕ ОНЛАЙН

§ 1. Россия

Конституционно-правовые основы доступа к произведениям науки, культуры и искусства в России. В гл. 2 Конституции РФ в качестве неотчуждаемых и принадлежащих каждому от рождения прав человека закреплены: право на свободный поиск, получение, производство и распространение информации любым законным способом (п. 4 ст. 29). Применительно к творчеству каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Охраноспособная часть результатов творчества, которая признается интеллектуальной собственностью, охраняется законом (п. 1 ст. 44 Конституции). Но интеллектуальная собственность является не только охраняемым объектом, но и объектом, в правомерном пользовании которым не может быть отказано. В Конституции провозглашается, что каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (п. 2 ст. 44). При этом такое пользование должно носить характер не только потребления, но и сбережения. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры (п. 3 ст. 44).

Следовательно, применительно к произведениям, срок охраны которых авторским правом не истек и которые в силу этого являются интеллектуальной собственностью, на конституционном уровне провозглашены три подхода:

  • свобода создания на основе свободы всех видов творчества и преподавания;
  • право на доступ к созданным произведениям через участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, где хранятся культурные ценности;
  • правовая охрана и сбережение произведений как культурной ценности.

Изъятия из исключительного права на произведение в интересах обеспечения соблюдения прав человека на свободу информации и пользование достижениями культуры. Охрана интеллектуальной собственности представляет собой некий баланс между принадлежащим каждому правом на свободу творчества и доступом к его результатам и потребностью общества в охране интеллектуальной собственности как стимулом к ее созданию. Нахождение этого баланса фиксируется в профильном законодательстве. Таким профильным законодательством является разд. VII части четвертой ГК РФ. В нем содержится блок статей (ст. 1272 – 1279), регулирующих пользование изъятиями из сферы действия авторских прав.

Сами изъятия делятся на два вида. К первому относится возможность реализации индивидом своего конституционного права на доступ к произведениям при условии, что такое право не будет использоваться для организации коммерческого доступа к произведениям третьих лиц. Этой цели служит ст. 1273 "Свободное воспроизведение произведения в личных целях". Она дает гражданам, т.е. физическим лицам, возможность без согласия автора или правообладателя и выплаты вознаграждения воспроизводить произведения исключительно в личных целях при условии, что они были правомерно обнародованы. При этом законодатель указал на запрещенные способы реализации такого права. Нельзя воспроизводить базы данных полностью или в их существенной части, воспроизводить программу для ЭВМ кроме как для создания страховой копии, репродуцировать полностью книги или нотные тексты; осуществлять видеозапись фильмов при их публичном показе в кинотеатрах; использовать для записи фильмов профессиональное оборудование, которое не предназначено для использования в домашних условиях.

Правомерность предоставления изъятий из исключительного права автора с точки зрения международного права обусловлена нормой п. 2 ст. 9 Бернской конвенции, согласно которой законодательством стран Союза по охране прав авторов на их литературные и художественные произведения может разрешаться воспроизведение литературных и художественных произведений в определенных, особых случаях при условии, что такое воспроизведение не наносит ущерба нормальному использованию произведения и не ущемляет необоснованным образом законные интересы автора. Аналогичные положения закреплены в ст. 13 Соглашения ТРИПС, ст. 10 Договора ВОИС по авторскому праву и ст. 16 Договора ВОИС по исполнениям и фонограммам.

Условия правомерности доступа. В ст. 1273 ГК РФ четко сформулированы условия, которые должны одновременно присутствовать, чтобы бездоговорное и безвозмездное использование произведения считалось правомерным, а именно:

  • пользоваться этим правом может только гражданин;
  • само произведение должно быть правомерно обнародовано;
  • иное использование, кроме воспроизведения, не допускается;
  • воспроизведение должно осуществляться только в личных целях.

Свободный и бесплатный доступ к произведениям физических и юридических лиц при условии соблюдения целевого назначения доступа.

"Статья 1274. Свободное использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях

1. Допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования:

1) цитирование в оригинале и в переводе в научных, полемических, критических, информационных, учебных целях, в целях раскрытия творческого замысла автора правомерно обнародованных произведений в объеме, оправданном целью цитирования, включая воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати;

2) использование правомерно обнародованных произведений и отрывков из них в качестве иллюстраций в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера в объеме, оправданном поставленной целью;

3) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения правомерно опубликованных в периодических печатных изданиях статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам либо переданных в эфир или по кабелю, доведенных до всеобщего сведения произведений такого же характера в случаях, если такие воспроизведение, сообщение, доведение не были специально запрещены автором или иным правообладателем;

4) воспроизведение в периодическом печатном издании и последующее распространение экземпляров этого издания, сообщение в эфир или по кабелю, доведение до всеобщего сведения публично произнесенных политических речей, обращений, докладов и аналогичных произведений в объеме, оправданном информационной целью. При этом за авторами таких произведений сохраняется право на их использование в сборниках;

5) воспроизведение, распространение, сообщение в эфир и по кабелю, доведение до всеобщего сведения в обзорах текущих событий (в частности, средствами фотографии, кинематографии, телевидения и радио) произведений, которые становятся увиденными или услышанными в ходе таких событий, в объеме, оправданном информационной целью;

6) публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы работниками (сотрудниками) данных организаций и учреждений и лицами, соответственно обслуживаемыми данными организациями или содержащимися в данных учреждениях;

7) запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций.

2. Создание экземпляров правомерно обнародованных произведений в форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми и слабовидящими (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами) (специальных форматах), а также воспроизведение и распространение таких экземпляров без цели извлечения прибыли допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования. Библиотеки могут предоставлять слепым и слабовидящим экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети. Перечень специальных форматов, а также перечень библиотек, предоставляющих доступ через информационно-телекоммуникационные сети к экземплярам произведений, созданных в специальных форматах, и порядок предоставления такого доступа определяются Правительством Российской Федерации. Не допускается любое дальнейшее воспроизведение или доведение до всеобщего сведения в ином формате экземпляра произведения, предназначенного исключительно для использования слепыми и слабовидящими. Положения настоящего пункта не применяются в отношении произведений, созданных в целях использования в специальных форматах, а также в отношении фонограмм, состоящих в основном из музыкальных произведений.

3. Допускаются без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения тифлокомментирование, снабжение произведения сурдопереводом в целях облегчения восприятия произведения лицами с ограниченными физическими возможностями.

4. Создание произведения в жанре литературной, музыкальной или иной пародии либо в жанре карикатуры на основе другого (оригинального) правомерно обнародованного произведения и использование этих пародий либо карикатуры допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права на оригинальное произведение и без выплаты ему вознаграждения".

В интересах реализации конституционного права граждан на доступ к информации (п. 4 ст. 29 Конституции РФ), культуре и образованию, свободы творчества (п. 2 ст. 43, п. 1, 2 ст. 44 Конституции РФ) разрешается в специально предусмотренных законом случаях использование произведений, охраняемых авторским правом или смежным правом публикатора, без получения на то согласия правообладателя или выплаты ему вознаграждения. Такое использование считается правомерным, если оно не препятствует нормальной эксплуатации произведения и сопровождается соблюдением личного неимущественного права автора на имя, а также указанием источника, откуда заимствован используемый отрывок произведения. Перечень случаев свободного использования произведения в информационных, научных или культурных целях является исчерпывающим.

Такими случаями, согласно ГК РФ, являются:

1) цитирование. Оно допускается как на языке оригинала, так и в переводе. Цитирование является разрешенным безвозмездным использованием охраняемого произведения при одновременном наличии всей совокупности условий, предусмотренных законодателем: а) произведение должно быть правомерно обнародованным в смысле ст. 1268 ГК, т.е. стать доступным для всеобщего сведения с согласия автора; б) цитирование является допустимым, когда оно осуществляется в научных, полемических, критических или информационных целях; в) используемый фрагмент, отрывок, часть произведения должны быть существенно меньше самого произведения, а их величина должна быть оправдана целью цитирования. Цитирование не должно представлять собой завуалированное коммерческое использование самого произведения. Законодатель разъяснил, что воспроизведение отрывков из газетных и журнальных статей в форме обзоров печати является цитированием. Это означает, что их воспроизведение в иных формах, которые не являются обзорами печати, например размещение отрывков из газет и журналов в базах данных, требует согласия правообладателей;

2) иллюстрации. В качестве иллюстраций могут использоваться как произведения в целом, так и отрывки из них. Иллюстрации носят безвозмездный характер и не требуют согласия правообладателя, когда они используются в изданиях, радио- и телепередачах, звуко- и видеозаписях учебного характера. Это означает, что данное изъятие из исключительного права правообладателя оправдывается не целью иллюстрации, а статусом издания (учебник, учебное пособие, хрестоматия, антология) либо, когда речь идет о СМИ, преследуемые ими учебные цели могут быть отражены в свидетельстве о регистрации СМИ. Используемый объем, несмотря на допустимость использования произведения в целом, когда речь идет о фотографиях, произведениях живописи, скульптуры, носит ограниченный характер. Во всех случаях используемый объем должен быть оправдан поставленной целью исходя из принципа разумной достаточности;

3) перепечатка, воспроизведение, сообщение текущих статей. У статей по текущим экономическим, политическим, социальным и религиозным вопросам, правомерно опубликованных в печатной и электронной прессе, статус информационного события или факта общественной жизни. В этом качестве они могут свободно воспроизводиться в прессе, сообщаться в эфир или по кабелю в случае, когда такое воспроизведение или сообщение специально не запрещено автором или иным обладателем исключительного права. Это означает, что в отношении каждого авторского произведения (статьи) всякий раз, когда вводится запрет на воспроизведение в других СМИ, должна быть сделана ссылка на волю правообладателя;

4) воспроизведение политических речей, обращений, докладов и других аналогичных произведений, произнесенных публично. В соответствии с п. 3 ст. 1259 ГК РФ исключительное право автора распространяется и на произведения, выраженные в устной форме в виде публичного произнесения. Вместе с тем в отношении произведений политического характера сделано исключение. Публичный характер произнесения делает такое произведение элементом общественной жизни, доступ к информации о которой не подлежит ограничениям. Поэтому, выступив с политическим докладом или иным аналогичным произведением публично, автор утрачивает исключительное право на его использование, т.е. он не может запретить его воспроизведение в СМИ в объеме, оправданном информационной целью. Однако по замыслу законодателя только автор имеет право на публикацию своего публичного выступления в сборнике в полном объеме;

5) воспроизведение в фото- и кинообзорах. Фото- и кинодокументалистика представляют собой специфическую форму сообщения информации о текущих событиях. Благодаря им события и факты могут быть зафиксированы и доведены до сведения неопределенного круга лиц путем сообщения в эфир или по кабелю. Побочным эффектом такой фиксации является одновременное воспроизведение произведений, которые становятся увиденными и услышанными благодаря их включению в материалы фото- и киносъемки, например плакаты в руках демонстрантов, музыка, звучащая во время спортивных соревнований, картины, которые зрители видят в ходе репортажа с выставки, декорации, попадающие в кадр во время съемок спектакля, и иные аналогичные случаи. Воспроизведение считается допустимым, когда оно не препятствует нормальной эксплуатации произведений. Законодатель установил два критерия, позволяющие отличить допустимое использование от злоупотребления правом: а) наличие информационной цели и б) объем использования. Обычно, когда речь идет о зрелищных мероприятиях, допустимым считается объем, не превышающий в общей сложности пяти минут спектакля;

6) воспроизведение рельефно-точечным шрифтом или другими специальными способами для слепых. Устанавливается общее правило, согласно которому воспроизведение правомерно опубликованных произведений рельефно-точечным шрифтом или иным способом, предназначенным специально для слабовидящих людей, не требует согласия авторов, иных правообладателей и выплаты им вознаграждения. Исключением являются два случая: а) коммерческое использование таких воспроизведений; б) когда произведения изначально создаются для их воспроизведения специальным способом, делающим их доступными для восприятия слабовидящими людьми.

Особый режим доступа к произведениям в библиотеках и архивах. В ч. 2 ст. 1275 ГК РФ предусматривается возможность предоставления произведений внаем без согласия автора или иного правообладателя и выплаты вознаграждения. Однако правомерным такое действие будет только со стороны специальных субъектов – библиотек. И не просто библиотек, а общедоступных библиотек. Предоставление в пользование является ограниченным по времени. Экземпляры правомерно введенных в гражданский оборот произведений могут предоставляться пользователям библиотек в цифровой форме при условии, что это происходит в помещениях библиотек, а возможность создания цифровых копий произведений исключается, т.е. такое помещение должно иметь статус библиотечного зала.

Общедоступная библиотека – библиотека, которая предоставляет возможность пользования ее фондом и услугами юридическим лицам независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности и гражданам без ограничений по уровню образования, специальности, отношению к религии (ст. 1 Федерального закона от 29 декабря 1994 г. № 78-ФЗ (в ред. от 2 июля 2013 г., с изм. от 1 декабря 2014 г.) "О библиотечном деле").

В интересах облегчения доступа к произведениям за библиотеками и архивами закрепляются особые полномочия на репродуцирование, ограничивающие исключительное право автора (правообладателя). Они закреплены в ст. 1275:

"2. Общедоступные библиотеки, а также архивы, доступ к архивным документам которых не ограничен, при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования создавать единичные копии, в том числе в электронной форме, экземпляров произведений, принадлежащих им и правомерно введенных в гражданский оборот:

1) в целях обеспечения сохранности и доступности для пользователей:

  • ветхих, изношенных, испорченных, дефектных экземпляров произведений;
  • единичных и (или) редких экземпляров произведений, рукописей, выдача которых пользователям может привести к их утрате, порче или уничтожению;
  • экземпляров произведений, записанных на машиночитаемых носителях, для пользования которыми отсутствуют необходимые средства;
  • экземпляров произведений, имеющих исключительно научное и образовательное значение, при условии, что они не переиздавались свыше десяти лет с даты выхода в свет их последнего издания на территории Российской Федерации;

2) в целях восстановления, замены утраченных или испорченных экземпляров произведений, а также для предоставления экземпляров произведений другим утратившим их по каким-либо причинам общедоступным библиотекам или архивам, доступ к архивным документам которых не ограничен".

Таким образом, согласно п. 2 ст. 1275 ГК РФ допускается репродуцирование произведения без согласия автора или иного правообладателя. Репродуцирование относят к одному из способов воспроизведения произведения, а следовательно, и использования произведения.

Репродуцирование возможно только в отношении правомерно опубликованных произведений. По сути это означает, что произведение было опубликовано с согласия автора или иного правообладателя в количестве, необходимом для удовлетворения разумных потребностей публики.

При репродуцировании обязательно указание имени автора используемого произведения и источника заимствования.

Свободное использование произведения путем репродуцирования предусмотрено ГК РФ в целях удовлетворения общественных интересов, а именно культурно-просветительских, научных и образовательных. Указанные цели не включают извлечение прибыли.

Правилами ГК РФ уточняется, что субъектами такого использования произведений выступают гражданские лица, а также ряд юридических лиц (образовательные учреждения, библиотеки, архивы). При этом образовательные учреждения (школы, университеты, колледжи и т.п.) могут являться как государственными, так и негосударственными, но имеющими соответствующую лицензию (аккредитацию).

В качестве объектов репродуцирования выступают как авторские произведения в их полном объеме, так и статьи, малообъемные произведения, короткие отрывки из письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций).

Репродуцирование должно осуществляться в единственном экземпляре и без извлечения прибыли. Таким образом, организации, осуществляющие репродуцирование, должны реализовывать изготовленный экземпляр по цене не выше себестоимости работ по изготовлению копии.

Согласно подп. 2 п. 2 ст. 1275 ГК РФ в полном объеме авторские произведения подлежат свободному использованию путем репродуцирования в целях восстановления библиотечных и архивных фондов или предоставления экземпляра произведения другим библиотекам в случае, если последние по каким-либо причинам утратили из своих фондов данное произведение. Свободное воспроизведение произведения в личных целях путем репродуцирования книг полностью и нотных текстов не допускается (подп. 4 п. 1 ст. 1273 ГК РФ).

В соответствии с п. 6 ст. 1275 ГК РФ отдельные статьи и малообъемные произведения из сборников, периодических изданий подлежат свободному использованию путем репродуцирования. Такое репродуцирование может осуществляться библиотеками и архивами по запросу граждан для использования в научно-образовательных целях, а также образовательными организациями. При этом образовательные учреждения обязаны осуществлять свободное репродуцирование и предоставлять копии обучающимся и педагогическим работникам для аудиторных занятий, экзаменов и самостоятельной подготовки.

В ГК РФ не раскрываются понятия "малообъемные произведения", "короткие отрывки" и не уточняются виды сборников, которые, как полагаем, могут быть периодическими или нет. Предшествующее законодательство РСФСР к малообъемным произведениям относило произведения до одного авторского листа. Объем "короткого отрывка" должен быть соотнесен с объемом целого произведения: чем значительнее объем произведения, тем больший допускается для свободного репродуцирования отрывок.

Исходя из назначения ст. 1275 под репродуцированием (репрографическим воспроизведением) следует понимать факсимильное воспроизведение произведения с помощью любых технических средств. Подобное воспроизведение не должно осуществляться в целях издания и не подразумевает воспроизведение и хранение копий в электронной (включая цифровую), оптической и других машиночитаемых формах.

Правилами ГК допускается создание с помощью вышеуказанных технических средств и способов только временных копий, которые будут использованы исключительно в процессе осуществления репродуцирования.

Модернизация экономики России. Создание экономики, базирующейся на знании, возможно только в условиях всеохватывающей, эффективно действующей на всей территории страны системы удаленного доступа к научному и культурному контенту, который хранится в публичных библиотеках и является общедоступным. Сейчас это актуальная и важная проблема для библиотек. Требуется найти разумный баланс между соблюдением прав автора и прав гражданина на информацию исходя из новых реалий, обусловленных возможностями Интернета и дематериализацией произведений науки, культуры и искусства, переведенных в цифровой формат.

В рецензии заместителя главного редактора Financial Times Джона Торнхилла (John Thornhill) на книгу Клауса Шваба "Четвертая промышленная революция" отмечается, что неосведомленная элита, которая все еще пережевывает последствия компьютерной революции и вызванного ею к жизни информационного общества, рискует оказаться неготовой к четвертой промышленной революции. Революции, которая создается технологиями использования искусственного разума, робототехники, интернет-маркетингом товаров и услуг, автономными транспортными средствами в автомобилестроении, 3D-принтерами, технологиями криптовалют, биотехнологиями и т.п. Революции интернет-платформ, которые все в большей степени абстрагируются от права собственности на приводимые ею в движение материальные объекты. Компания Uber не владеет такси, а Facebook не создает контента.

Культурное наследие. Президент РГБ В.В. Федоров отмечал, что на сегодняшний день главным барьером на пути доступа к знаниям стало "бутылочное горлышко" правового регулирования, ограничивающее доступ к информации. По его словам, имеющуюся информацию, которая сосредоточена в 43 млн единиц хранения РГБ, технически можно передать в любую точку земного шара буквально в считанные минуты. Это не столь дорого стоит и вполне реально. Но преодолеть юридические барьеры на сегодняшний день и дорого, и малореально.

Проблема в том, что юридически все произведения, исключительные имущественные права на которые не истекли, продолжают одинаково охраняться. Ограничения касаются только целей использования. Хотя логично было бы предусмотреть разный правовой статус произведений в зависимости от выполняемой ими социальной функции. Их можно было бы условно разделить на учебные материалы, результаты научных исследований, продукцию индустрии развлечений, дифференцировав доступ к ним и возможности их использования на безвозмездной основе.

Информация на материальных носителях и в оцифрованном виде. В библиотеках хранятся тексты, как древние, являющиеся памятниками истории и культуры, так и современные. Объемы, занимаемые материальными носителями, быстро растут. Оцифровка становится необходимостью. Появление электронных книг меняет отношения между пользователями и издателями. Перед традиционным книгоизданием стоит вопрос: будет ли уменьшаться сегмент его действия и оно все больше и больше будет уступать пространство электронной книге, или издатели все же смогут вместе с библиотеками активно использовать эти новые тенденции, максимально не противопоставляя их традиционной книге? Это очень сложно даже для понимания, не говоря уже о практическом воплощении. Соотношение между видами носителей знаний быстро меняется, действующее законодательство не учитывает эти перемены.

Раньше оригиналом считался материальный носитель, с которого делалась цифровая копия. Сегодня все чаще оригиналом выступает произведение в цифровой форме, которое предшествует книге или иному продукту.

Электронные библиотеки сегодня находятся в полулегальном положении. С точки зрения права они рассматриваются как база данных, при этом их социально полезная миссия по развитию образования и культуры не получает адекватного правового отражения.

"Википедия" предлагает считать электронной библиотеку, которая представляет собой упорядоченную коллекцию разнородных электронных документов (в том числе книг, журналов), снабженных средствами навигации и поиска.

Бернская конвенция предусматривает в национальных законодательствах ограничения авторского права.

История борьбы вокруг поправок в четвертую часть ГК РФ. 3 апреля 2012 г. в Государственную Думу Федерального Собрания РФ внесен проект Федерального закона № 47538-6 "О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации". Текст законопроекта отразил результаты поиска хрупкого компромисса между разнонаправленными интересами – результаты, которые под давлением издательского лобби были изменены в ходе законодательного процесса.

Изменения представляют собой осторожную попытку снять выявившиеся противоречия между авторами и правообладателями произведений, вошедших составной частью в сложный объект, и обладателями исключительного права на использование сложного объекта в целом; урегулировать отношения между авторами и правообладателями, с одной стороны, и шоу-бизнесом, индустрией массовой информации – с другой; обеспечить выполнение международных обязательств России по укреплению режима охраны интеллектуальной собственности и удовлетворить потребности инновационного развития экономики; ослабить нарастающее противоречие между быстроменяющимися способами интернет-использования произведений, переведенных в цифровой формат, и правовыми конструкциями, приспособленными главным образом к использованию произведений в аналоговой форме.

На фоне этих сложных задач гражданско-правового характера вопросы реализации гражданами своего конституционного права доступа к науке, культуре и образованию с использованием возможностей, предоставляемых для этого публичными библиотеками, ушли в тень.

Меняющиеся правила игры содержат отдельные положения, которые предоставляют библиотекам дополнительные возможности в деле выполнения возложенной на них социальной миссии.

1. Долгое время в научной литературе дискутировался вопрос о желательности юридически единообразно оформить в России движение сторонников Creative Commons, которые заявляли о необходимости предоставить всем желающим юридическую возможность разрешить использовать свои произведения на безвозмездной основе. У обладателя исключительного права на результат интеллектуальной деятельности такое право теоретически есть. Действующая ст. 1233 ГК РФ предоставляет правообладателю возможность распорядиться принадлежащим ему исключительным правом на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации любым не противоречащим закону и существу такого права способом.

Однако до внесения изменений в ГК РФ, которые вступили в силу с 1 января 2015 г., любой, кто захотел бы воспользоваться щедростью правообладателя, должен был заключить с ним в письменном виде лицензионное соглашение, в котором были бы урегулированы все существенные вопросы использования произведения. Без такого соглашения лицензионный договор считается незаключенным, а использование чужого произведения – бездоговорным. В вышеупомянутый проект Федерального закона внесено предложение, которое создает универсальный юридический механизм реализации данного права правообладателя дать возможность использовать произведение всем желающим.

Теперь п. 5 ст. 1233 ГК РФ (в редакции Федерального закона от 12 марта 2014 г. № 35-ФЗ) дает правообладателю возможность сделать в одностороннем порядке юридически значимое заявление о предоставлении любому лицу права безвозмездно использовать принадлежащий правообладателю результат интеллектуальной деятельности на указанных им условиях и в течение определенного им срока. Если в таком заявлении правообладателя срок не указан, действует презумпция, что он равен пяти годам. При отсутствии указания на территорию, на которую распространяется данное право, считается, что оно ограничивается территорией Российской Федерации. Для придания возникающим правоотношениям устойчивости и предсказуемости действует условие, согласно которому в течение срока, указанного в таком заявлении, оно не может быть отозвано, а предусмотренные в нем условия использования не подлежат изменению. То есть правообладатель добровольно отказывается, а потому утрачивает на весь указанный им срок право контролировать использование произведения в пределах указанной им территории. Данное заявление может быть сделано только в установленном законодательством порядке. В Федеральным законе от 12 марта 2014 г. № 35-ФЗ сохранилось предложение считать юридически значимыми только те заявления, которые будут размещены на соответствующем официальном сайте.

Если в отношении результата интеллектуальной деятельности осуществлена государственная регистрация, сведения о таком заявлении должны быть внесены Роспатентом в соответствующий государственный реестр.

Creative Commons.

История подвижек российского законодательства в сторону Creative Commons такова: 29 апреля 2011 г. состоялась встреча Президента РФ Д.А. Медведева с представителями интернет-сообщества. По итогам встречи было принято решение "подготовить предложения о внесении изменений в гражданское законодательство Российской Федерации, направленных на закрепление для авторов произведений возможности предоставлять свои произведения на условиях свободных лицензий неограниченному кругу лиц (аналогичных Creative Commons, GNU FDL)". На основании этого поручения был подготовлен доклад Министерства связи и массовых коммуникаций РФ совместно с Советом по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, Российской ассоциацией электронных коммуникаций, НП "Викимедиа РУ", Исследовательским центром частного права при Президенте РФ, Институтом развития информационного общества и представителями правообладателей. Доклад содержал предложения о внесении ряда изменений в законодательство Российской Федерации. Результатом этих усилий стали изменения, внесенные в ст. 1233 ГК РФ (вступивший в действие с 1 января 2015 г. п. 5 данной статьи создает предпосылки для появления российской разновидности Creative Commons).

А. Выдержки из ГК РФ, допускающие выдачу безвозмездной лицензии неопределенному кругу лиц.

"Статья 1233. Распоряжение исключительным правом

<...>

5. Правообладатель может сделать публично, то есть путем сообщения неопределенному кругу лиц, заявление о предоставлении любым лицам возможности безвозмездно использовать принадлежащие ему произведение науки, литературы или искусства либо объект смежных прав на определенных правообладателем условиях и в течение указанного им срока [здесь и далее выделено мной. – В.Э.]. В течение указанного срока любое лицо вправе использовать данное произведение или данный объект смежных прав на определенных правообладателем условиях.

Заявление делается путем размещения на официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сети Интернет. Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за размещение соответствующих заявлений, а также порядок и условия их размещения определяются Правительством Российской Федерации.

Заявление должно содержать сведения, позволяющие идентифицировать правообладателя и принадлежащие ему произведение или объект смежных прав.

При отсутствии в заявлении правообладателя указания на срок считается, что указанный срок составляет пять лет.

При отсутствии в заявлении правообладателя указания на территорию считается, что это территория Российской Федерации.

В течение срока действия заявление не может быть отозвано и предусмотренные в нем условия использования не могут быть ограничены.

Правообладатель не имеет права осуществлять указанные действия при наличии действующего лицензионного договора, по которому предоставляется исключительная лицензия на использование произведения или объекта смежных прав в тех же пределах. В случае если правообладатель осуществляет данные действия при наличии действующего лицензионного договора, по которому предоставляется возмездная неисключительная лицензия на использование произведения или объекта смежных прав в тех же пределах, действие такого договора прекращается. Правообладатель, сделавший соответствующее заявление при наличии действующего лицензионного договора, должен возместить убытки, причиненные лицензиату.

Автор или иной правообладатель в случае, если исключительное право на произведение или на объект смежных прав нарушено неправомерным размещением заявления, сделанного в соответствии с настоящим пунктом, вправе требовать применения к нарушителю мер защиты исключительного права в соответствии со статьей 1252 настоящего Кодекса".

"Статья 1286.1. Открытая лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства

1. Лицензионный договор, по которому автором или иным правообладателем (лицензиаром) предоставляется лицензиату простая (неисключительная) лицензия на использование произведения науки, литературы или искусства, может быть заключен в упрощенном порядке (открытая лицензия).

Открытая лицензия является договором присоединения. Все ее условия должны быть доступны неопределенному кругу лиц и размещены таким образом, чтобы лицензиат ознакомился с ними перед началом использования соответствующего произведения. В открытой лицензии может содержаться указание на действия, совершение которых будет считаться акцептом ее условий (статья 438). В этом случае письменная форма договора считается соблюденной.

2. Предметом открытой лицензии является право использования произведения науки, литературы или искусства в предусмотренных договором пределах.

Лицензиар может предоставить лицензиату право на использование принадлежащего ему произведения для создания нового результата интеллектуальной деятельности. В данном случае, если иное не предусмотрено открытой лицензией, считается, что лицензиар сделал предложение заключить договор (пункт 2 статьи 437) об использовании принадлежащего ему произведения любым лицам, желающим использовать новый результат интеллектуальной деятельности, созданный лицензиатом на основе этого произведения, в пределах и на условиях, которые предусмотрены открытой лицензией. Акцепт такого предложения считается также акцептом предложения лицензиара заключить лицензионный договор в отношении этого произведения.

3. Открытая лицензия является безвозмездной, если ею не предусмотрено иное.

В случае если срок действия открытой лицензии не определен, в отношении программ для ЭВМ и баз данных договор считается заключенным на весь срок действия исключительного права, а в отношении других видов произведений договор считается заключенным на пять лет.

В случае если в открытой лицензии не указана территория, на которой допускается использование соответствующего произведения, такое использование допускается на территории всего мира.

4. Лицензиар, предоставивший открытую лицензию, вправе в одностороннем порядке полностью или частично отказаться от договора (пункт 3 статьи 450), если лицензиат будет предоставлять третьим лицам права на использование принадлежащего лицензиару произведения либо на использование нового результата интеллектуальной деятельности, созданного лицензиатом на основе этого произведения, за пределами прав и (или) на иных условиях, чем те, которые предусмотрены открытой лицензией.

5. Автор или иной правообладатель в случае, если исключительное право на произведение нарушено неправомерными действиями по предоставлению или использованию открытой лицензии, вправе требовать применения к нарушителю мер защиты исключительного права в соответствии со статьей 1252 настоящего Кодекса".

Б. Практическое значение вышеприведенных норм.

Российское законодательство предусматривает возможность выдачи открытой лицензии на произведения науки, литературы и искусства. Практически это ознакомительная лицензия. Приобретающий такую лицензию оказывается в зависимом положении от лицензиара. Это подчеркивается тем, что условия лицензии и срок ее действия определяет лицензиар. Пятилетний срок и территория Российской Федерации определяются по умолчанию, если лицензиар не решил иначе. То есть если лицензиар укажет год и шесть месяцев, то будет действовать именно срок, указанный лицензиаром. Территория лицензии, подчиненной нормам российского законодательства, не может быть меньше территории Российской Федерации, но неуказание территории России или всего мира в лицензии, подчиненной нероссийскому правопорядку, будет означать отсутствие разрешения использовать произведение именно на территории Российской Федерации.

Не добавляет определенности и положение абз. 2 п. 5 ст. 1233 ГК РФ о том, что заявление, где правообладатель разрешает безвозмездно использовать свое произведение или объект смежного права, должно делаться на "официальном сайте федерального органа исполнительной власти в сети Интернет. Федеральный орган исполнительной власти, ответственный за размещение соответствующих заявлений, а также порядок и условия их размещения определяются Правительством Российской Федерации".

До тех пор пока такой орган не определен правительством, а соответствующий официальный сайт не заработал, простого уведомления об этом на каком-либо ином сайте по выбору правообладателя может оказаться недостаточно. В этом случае остается уповать только на порядочность правообладателя и его правопреемников, которые не будут использовать это обстоятельство.

Эта ситуация малой определенности становится еще более рискованной в силу того, что искомый объект интеллектуальной собственности безвозмездно размещается как своего рода приманка. У произведения, предоставляемого безвозмездно, по сути два режима. Первый, самый простой и адекватный, устанавливается для случая, когда такое произведение используется само по себе и никуда не встраивается в качестве элемента сложного объекта: зашел на сайт, скачал на свой компьютер, получай удовольствие на условиях, указанных по договору присоединения. То есть можешь пользоваться им в тех же пределах, что и остальные.

Принципиально другой порядок сформулирован в п. 3 ст. 1233 ГК РФ. Он установлен для случая, когда охраняемый результат включается в состав сложного объекта. Например, используется в приложении для мобильных устройств. В этом случае лицензиар не согласовывает условия и ограничения использования своего произведения в новом сложном объекте, а диктует их. То есть произведение лицензиара можно использовать только в разрешенных пределах. Любой выход за очерченные рамки чреват отрицательными последствиями: от расторжения договора до предъявления иска. Поэтому использование таких объектов возможно, но только для создания демонстрационной или экспериментальной версии, не используемой для коммерческой эксплуатации, а само такое пробное или экспериментальное использование в сложном объекте – только если такое применение специально не запрещено. Но это происходит уже по основаниям, предусмотренным нормами ст. 1274 и 1275 ГК РФ.

Есть еще один нюанс. Российский аналог Creative Commons является односторонним волеизъявлением, даваемым под условием, что договор может быть расторгнут лицензиаром в одностороннем порядке в силу закона по каким-либо из перечисленных ниже оснований:

(а) права на использование принадлежащего лицензиару произведения предоставляются третьим лицам;

(б) новый результат интеллектуальной деятельности создан на основе такого произведения, а его использование выходит за рамки предоставленных прав;

(в) новый результат интеллектуальной деятельности создан на основе такого произведения, а его использование осуществляется на иных условиях, чем те, которые предусмотрены открытой лицензией.

Законодатель не прояснил, достаточно ли будет простого уведомления о расторжении со стороны лицензиара. Нет официальных разъяснений того, каковы правовые последствия получения такого уведомления от лицензиара. Неясно, обязан ли лицензиат прекратить такое использование немедленно или в разумный срок. Возникает вопрос: может ли лицензиат оспорить расторжение договора в суде, прекратив использование произведения и потребовав возмещения убытков от лицензиара? Ответы на данные вопросы со временем даст судебная практика, действуя методом проб и ошибок. Причем последних будет больше.

В случае размещения произведения на портале лицензиата он становится информационным посредником в смысле ГК РФ и на нем будет лежать обязанность заблокировать доступ к произведению для всех третьих лиц, или для третьих лиц из тех стран, которые укажет лицензиар, или для определенных категорий пользователей (скажем, лиц младше 12 лет).

Для российского законодательства данные положения являются новеллой. В любом случае для коммерческого использования со стороны юридических лиц Creative Commons являются зыбким основанием, в одном шаге от бездоговорного использования. Самое неприятное заключается в том, что такой шаг легко может быть сделан самим правообладателем в ущерб пользователю, что распахивает двери для злоупотреблений.

Creative Commons за рубежом.

Некоммерческая организация Creative Commons разработала несколько лицензий на использование объектов авторского права, направленных на снятие юридических преград, мешающих творческому процессу и знакомству с результатами творчества. Данные лицензии позволяют правообладателям решать, какие права они оставляют за собой, а от каких отказываются в пользу других творцов или широкой публики.

Лицензии Creative Commons строятся на авторском праве. Они не отменяют авторское право (не вводят copyleft вместо copyright). Центральная идея – упростить сложный процесс согласования лицензионных условий, позволив правообладателю распоряжаться своими правами, если он не желает сохранять за собой все права, а хочет, чтобы о нем и о его произведении узнало как можно больше людей. То есть лицензия Creative Commons – это своеобразный "лоукостер" в авторском праве, со всеми издержками, свойственными такому виду услуг.

Лицензии Creative Commons являются кодифицированным набором лицензионных норм, позволяющих стандартизировать использование произведений в интересах их максимально широкого использования на стандартных условиях.

Лицензии и инструменты Creative Commons.

Лицензии некоммерческой организации Creative Commons воспринимаются неюристами как набор стандартных текстов, содержащих типовые лицензионные условия использования произведений неопределенным кругом лиц, с набором наиболее часто встречающихся запретов и разрешений. Существенные условия лицензий описываются максимально понятным языком с приложением полного текста лицензии, выверенного юристами Creative Commons International с точки зрения норм авторского права, предусмотренных международными конвенциями об авторском праве. Это делает указанные лицензии пригодными для применения в качестве основы практически во всех национальных юрисдикциях, кроме, наверное, российской. Это происходит из-за того, что предусмотренный данной лицензией отказ правообладателя от своих прав не стыкуется с российским законодательством.

Адаптацией лицензий занимается специализированная структура Creative Commons International. Она подстраивает основные лицензии Creative Commons (сейчас их шесть) к национальным правовым системам и национальному языку в тех странах, где это необходимо.

Для этого она производит адаптацию терминологии к законодательству конкретной страны, а при необходимости переводит лицензии на другие языки. Там, где такая адаптация не сделана, авторам и правообладателям рекомендуется использовать обычные, неадаптированные, международные версии лицензий, которые в принципе должны работать во всех странах – участницах международных конвенций по авторским правам.

Планируется, что современная, четвертая, версия лицензий будет максимально универсальной и больше не потребует национальных адаптаций. Таким образом, отдельные версии для каких-либо стран Creative Commons International больше не планирует. Если версии для какой-либо страны никогда не выпускались (например, для России), то это не препятствует использованию лицензии в такой стране, правда, существует риск объявления ее недействительной по формальным основаниям (например, она не была размещена надлежащим образом или противоречит императивным нормам действующего законодательства).

Использование произведений на основании лицензий Creative Commons регулируется подлежащим применению национальным законодательством, что позволяет пользоваться ими для всех произведений, охраняемых авторским правом, включая книги, пьесы, фильмы, музыку, статьи, фотографии, блоги, интернет-сайты. Данный перечень носит открытый характер и распространяется на все объекты авторского права.

Вместе с тем право США и Великобритании предусматривает, что доктрина справедливого использования (fair use) не претерпевает каких-либо изменений в отношении изъятий из охраны имущественных прав авторов, предусмотренных национальным правом. То есть она не отменяет возможности использовать произведение без разрешения автора и выплаты автору вознаграждения во всех тех случаях, которые предусмотрены данной доктриной или развиты в практике судов США и Великобритании, а также в других странах системы общего права.

Условия лицензий, разработанных Creative Commons, обозначены прямо в названиях лицензий (например, лицензия, по которой можно использовать произведение в некоммерческих целях при условии указания авторства, так и называется – Attribution Non-Commercial). Условия лицензий прописаны в виде комбинации "элементов лицензии", каждый из которых имеет свое условное графическое обозначение.

Табл. 1. Список элементов, составленный с использованием Википедии

AttributionAttribution (BY)Пользователь должен указывать только автора произведения.
Share Alike

Share Alike (SA)

Производные произведения должны распространяться на условиях этой же лицензии.
Non-Commercial

Non-Commercial (NC)

Запрещается использование произведения в целях получения прибыли.
No Derivative Works

No Derivative Works (ND)

Запрещается создавать производные произведения на основе данного произведения.

Комбинацией этих элементов правообладатели описывают содержание лицензии Creative Commons.

В настоящее время существует шесть действующих базовых лицензий Creative Commons. Их объединяют следующие общие черты:

  • лицензии Creative Commons являются неисключительными. Правообладатель может разрешить использование своего произведения на некоммерческих условиях по лицензии Creative Commons, что не мешает ему заключить отдельный, неисключительный договор на коммерческих условиях;
  • лицензии на условиях Creative Commons действуют в течение всего срока охраны полученных прав (в большинстве стран – в течение жизни автора + 70 лет с момента его смерти). Если произведение однажды было лицензировано на условиях Creative Commons, то предоставленные на этой основе лицензии уже не могут быть аннулированы впоследствии. (Российский законодатель никаких ограничений подобного рода для правообладателей не предусматривает.) То есть тому, кто уже использует произведение согласно лицензии, нельзя запретить дальнейшее использование. Правообладатель может прекратить распространение своих произведений по лицензиям Creative Commons в любое время, но те воспроизведения, что уже существуют, нельзя изъять из обращения, равно как прекратить копирование произведений по лицензии Creative Commons;
  • лицензиар заключает отдельный договор лицензирования с каждым пользователем (лицензиатом);
  • организация Creative Commons не является стороной лицензионного договора и не может выступать гарантом качества лицензируемой работы или нести ответственность за действия лицензиара или лицензиата;
  • все лицензии требуют указания имени автора произведения (ранее использовались лицензии, не требующие этого, но Creative Commons перестала их поддерживать).

Список и описания лицензий с сохранением возможности перехода.

Табл. 2. Список лицензий

CC Attribution (CC-BY)Attribution   
CC Attribution Share Alike (CC-BY-SA)Attribution Share Alike 
CC Attribution No Derivatives (CC-BY-ND)Attribution  No Derivatives
CC Attribution Non- Commercial (CC-BY-NC)AttributionNon-Commercial  
CC Attribution Non-Commercial Share Alike (CC-BY-NC-SA)AttributionNon-CommercialShare Alike 
CC Attribution Non-Commercial No Derivatives (CC-BY-NC-ND)AttributionNon-Commercial No Derivatives

Шесть современных лицензий размещены в том же порядке, что и на официальном сайте: сверху вниз по мере увеличения ограничений на право пользования. Вверху таблицы самая разрешительная лицензия, а внизу самая запретительная (хотя в некоторых ситуациях CC-BY-NC[-SA] оказываются менее стеснительными, чем CC-BY-ND). 

Attribution – CC Attribution (сокращенно CC-BY).

Лицензия "С указанием авторства".

Принцип лицензии – "делайте с моим произведением что угодно, только указывайте мое авторство".

Эта лицензия позволяет другим распространять, перерабатывать, исправлять и развивать произведение даже в коммерческих целях при условии указания автора произведения. Это наиболее свободная лицензия с точки зрения того, что могут делать с произведением пользователи.

С точки зрения бизнеса произведения под лицензией CC Attribution идеально подходят для того, чтобы взять произведение, созданное другими людьми, внести незначительное количество изменений и таким образом сделать на его основе производное произведение, которое будет являться полной интеллектуальной собственностью компании и использоваться в коммерческих целях этой компанией.

Attribution Share Alike – CC Attribution Share Alike (сокращенно CC-BY-SA).

Лицензия "С указанием авторства – С сохранением условий".

Эта лицензия является самой популярной, вырвавшейся в лидеры в июле 2009 г. Она позволяет другим перерабатывать, исправлять и развивать произведение даже в коммерческих целях при условии указания авторства и лицензирования производных работ на аналогичных условиях. Эта лицензия фактически является копилефт-лицензией. Все новые произведения, основанные на ней, будут иметь аналогичную лицензию. Это означает, что созданные на ее основе производные произведения можно будет свободно изменять и использовать в коммерческих целях.

Лицензия CC Attribution Share Alike требует от производного произведения быть таким же свободным. Данная лицензия не позволяет делать несвободные произведения на основе свободного, т.е. "закрывать" произведения, изменив их. Лицензия CC Attribution Share Alike ставит условие сохранения доступности произведения. Она не позволяет обзавестись исключительным правом на производное произведение, уравнивая тем самым всех последующих пользователей.

Attribution No Derivatives – CC Attribution No Derivative Works (сокращенно CC-BY-ND).

Лицензия "С указанием авторства – Без производных".

Эта лицензия позволяет свободно распространять произведение как на коммерческой, так и на некоммерческой основе, при этом работа должна оставаться неизменной и обязательно должно указываться авторство.

Эта лицензия запрещает перевод произведения на другой язык.

Attribution Non-Commercial – CC Attribution Non-Commercial (сокращенно CC-BY-NC).

Лицензия "С указанием авторства – Некоммерческая".

Эта лицензия позволяет другим перерабатывать, исправлять и развивать произведение на некоммерческой основе, хотя для производных работ сохраняются требования указания авторов и некоммерческого использования, не требуется предоставления третьим лицам аналогичных прав на производные от нее.

 – CC Attribution Non-Commercial Share Alike (сокращенно CC-BY-NC-SA).

Лицензия "С указанием авторства – Некоммерческая – С сохранением условий".

Эта лицензия позволяет другим перерабатывать, исправлять и развивать произведение на некоммерческой основе до тех пор, пока они упоминают оригинальное авторство и лицензируют производные работы на аналогичных условиях. Пользователи могут не только получать и распространять произведение на условиях, идентичных данной лицензии, но и переводить, создавать иные производные работы, основанные на этом произведении. Все новые произведения, базирующиеся на нем, будут иметь одни и те же лицензии, поэтому все производные работы также будут носить некоммерческий характер.

Attribution Non-Commercial No Derivatives – CC Attribution Non-Commercial No Derivative Works (сокращенно CC-BY-NC-ND).

Лицензия "С указанием авторства – Некоммерческая – Без производных".

Данная лицензия имеет наибольшие ограничения среди шести основных лицензий, разрешающих свободное распространение произведения. Ее часто называют лицензией для "бесплатной рекламы", поскольку она позволяет другим получать и распространять произведение, пока они упоминают автора и ссылаются на него, но они не вправе изменять произведение и использовать его в коммерческих целях.

Приведенные ниже условия лицензий являются неформальными, в них легко разобраться неспециалистам. Но они не имеют юридической силы, поэтому для каждой из них сформулированы корректные формулировки в рамках местного законодательства. Сейчас лицензии Creative Commons адаптированы для 53 стран.

Каждая лицензия требует от пользователей произведения:

  • получать разрешение автора на совершение действий, которые автор решит ограничить, например на использование в коммерческих целях, создание производного произведения;
  • проставлять уведомление о принадлежности авторских прав на всех копиях произведения;
  • делать ссылку на полученную лицензию;
  • не изменять условия лицензии;
  • не применять технические средства защиты, чтобы ограничить законные виды использования произведения другими получателями лицензии.

Каждая лицензия позволяет пользователям при условии некоммерческого использования:

  • копировать произведение;
  • распространять его;
  • показывать или исполнять его публично;
  • делать цифровые публичные представления его (например, веб-кастинг);
  • переводить произведение в другой формат как точную копию.

Каждая лицензия:

  • действует по всему миру;
  • действует в течение срока авторских прав на произведение;
  • является безотзывной.

В Интернете используются дополнительные обозначения намерений автора отказаться от своих прав, не имеющие юридической силы.

CC0 (CC Zero) – универсальный, действующий в США инструмент для отказа от своих авторских прав и передачи произведения (базы данных) в общественное достояние. Воспользоваться им может только владелец авторских прав. Он основывается на Законе США об общественном достоянии (US Law on Public Domain Certification).

Лицензии Creative Commons работают в рамках национальных норм авторского права. Их назначение легализовать свободное использование произведений, охраняемых авторским правом в тех пределах, которые устраивают правообладателя и обеспечивают стабильность уже начатого использования.

Предоставление лицензии с использованием Creative Commons не влечет утраты исключительного права. Напротив, тем, кто использует лицензию Creative Commons, американские юристы рекомендуют зарегистрировать такое использование или получить иное доказательство правомерности использования. В противном случае могут возникнуть сложности при защите своего права в суде.

Совместимость иностранного права с правом США. Creative Commons являются международным проектом, однако обслуживающие его серверы находятся в США. Это означает, что загрузка в рамках данного проекта произведений, созданных не американскими авторами, возможна, только когда такие произведения либо находятся в общественном достоянии, либо предоставляются на основе свободной лицензии, действительной по нормам как законодательства США, так и законодательства страны происхождения произведения. Таковой по правилам Creative Commons считается страна, где произведение было впервые обнародовано.

При загрузке в систему Creative Commons материалов из иной страны, нежели США, к ним применяются нормы авторского права данной страны и США одновременно. В том случае, если в систему Creative Commons загружаются материалы веб-сайта третьей стороны, в отношении данного действия применяется законодательство США, законодательство страны, резидентом которой является лицо, загрузившее произведение, а также законодательство страны места нахождения веб-сайта. Соответственно, лицензия на использование таких материалов (например, картин, фотографий) должна быть действительной и признаваться во всех трех юрисдикциях.

Подведем итоги.

1. Лицензию Creative Commons желательно использовать только в том случае, когда последующее использование в коммерческих целях разрешено.

2. В случае необходимости лицензиями Creative Commons можно пользоваться для демонстрационной версии, не имеющей коммерческого применения.

3. Лицензиями Creative Commons можно временно пользоваться тогда и постольку, поскольку иного способа легализовать использование произведения не существует, однако нужно быть готовым к тому, что доступ к произведению, используемому на основе этой лицензии, придется заблокировать.

4. Желательно продумать возможность использования специального расширения для приложения, которое обеспечивает доступ к произведениям, распространяемым в режиме Creative Commons, оговорив, что использование такого расширения – это выбор пользователя, которого предупреждают о рисках, возникающих для него лично.

5. Нельзя забывать, что движение Creative Commons не является стороной в отношениях между пользователями портала, порталом и правообладателями, а потому ссылка на существование такой лицензии и правомерность использования на ее основе потребуют доказывания.

2. В п. 1 ст. 1246 ГК РФ в редакции законопроекта предлагается подвести законодательное основание под возможность разработки на правительственном уровне единообразных правил, касающихся использования произведений, созданных по государственному или муниципальному контракту.

Нынешняя редакция ст. 1295 ГК РФ "Служебное произведение" предоставляет работодателю исключительное право на произведения науки, литературы или искусства, созданные в пределах, установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), если трудовым или иным договором между работодателем и автором не предусмотрено иное. Работодатель обязан в течение трех лет после того, как произведение было предоставлено в его распоряжение, начать использование последнего под страхом утратить такое право. Предполагается, что в тех случаях, когда работодатель действует во исполнение государственного или муниципального контракта, Правительство РФ может устанавливать минимальные ставки, порядок сбора, распределения и выплаты вознаграждения за отдельные виды использования произведений.

Логичным шагом было бы дополнить данную норму положением, согласно которому диссертационные исследования и произведения науки, созданные с использованием средств государственного или муниципального бюджета, могут свободно воспроизводиться полностью или в части посетителями публичных библиотек на условиях уплаты посетителями сбора по ставкам, установленным Правительством РФ за данный вид использования.

3. Не оправдывает ожидания проект новой редакции ст. 1274 ГК РФ, посвященной свободному использованию произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях.

С одной стороны, несколько дополнен перечень действий, совершение которых допускается без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования (п. 1 ст. 1274 ГК РФ в редакции законопроекта). Так, в данный перечень дополнительно включаются следующие положения.

1. Публичное исполнение правомерно обнародованных произведений путем их представления в живом исполнении, осуществляемое без цели извлечения прибыли в образовательных, медицинских организациях, учреждениях социального обслуживания и учреждениях уголовно-исполнительной системы силами сотрудников и лиц, обслуживаемых данными организациями и учреждениями.

То, что заключенных, если они не собираются извлекать прибыли из своего исполнения (хотя ослабление режима тоже можно считать определенной выгодой), избавят от необходимости согласовывать свое публичное исполнение с авторами песен, наверное, полезно. Остальные уточнения имеют не большее практическое значение. Законодательство тех стран (США, Великобритания), где используется концепция справедливого использования (fair use), т.е. не причиняющего ущерба нормальной коммерческой эксплуатации произведения, в подобных уточнениях просто не нуждается.

2. Законодатель разрешил запись на электронном носителе, в том числе запись в память ЭВМ, и доведение до всеобщего сведения авторефератов диссертаций. Полезным представляется то, что под самостоятельный режим подводится конкретный вид произведений. Вместе с тем нелогично, что данный режим распространяется только на авторефераты и не затрагивает сами тексты диссертационных работ (магистерских, кандидатских, докторских). Публичность и открытость научных работ, защита которых влечет получение дипломов о присвоении ученой степени, скорее всего, положительно скажутся на качестве данных работ, а кроме того, позволят ввести их в научный оборот. Это, кстати, даст возможность избавиться от самоизоляции российской науки и улучшит индекс цитируемости работ, выполненных в Российской Федерации.

3. Большое внимание в новой редакции ст. 1274 ГК РФ уделено работам, выполненным в формате, рассчитанном на слепых. К сожалению, используемая боязливо-ограничительная формулировка не позволяет распространить ее режим на иные книги, выполненные в расчете на прочих лиц, страдающих расстройствами зрения. Согласно п. 2 ст. 1274 ГК РФ особое регулирование устанавливается в отношении произведений, созданных в специальных форматах, предназначенных исключительно для использования слепыми (рельефно-точечным шрифтом и другими специальными способами). Создание экземпляров правомерно обнародованных произведений в таких форматах, а также их воспроизведение и распространение без цели извлечения прибыли допускаются без согласия автора или иного обладателя исключительного права и без выплаты ему вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования.

Специализированные библиотеки могут предоставлять слепым экземпляры произведений, созданные в специальных форматах, во временное безвозмездное пользование с выдачей на дом, а также путем предоставления доступа к ним через информационно-телекоммуникационные сети. Перечень таких библиотек, а также перечень форматов, предназначенных исключительно для использования слепыми, определяются в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.

Не допускается любое дальнейшее воспроизведение или доведение до всеобщего сведения экземпляра произведения, предназначенного исключительно для использования слепыми, в ином формате.

К сожалению, идея о том, что специализированные библиотеки могут предоставлять своим читателям доступ к произведениям через информационно-коммуникационные сети, не получила логического развития и ограничивается только библиотеками для слепых. Хотя без доступа с использованием информационно-коммуникационных систем к различным категориям произведений науки и культуры слепым рискует остаться все российское общество.

4. В действующей редакции ГК РФ воспринята американская концепция единообразного регулирования использования произведений образовательными учреждениями, архивами и библиотеками. С точки зрения экономии это полезно. Но подобная экономия заставляет искать во всем общий знаменатель, что далеко не всегда благотворно сказывается на особенностях правового регулирования, необходимого для публичных библиотек открытого доступа, специализированных научных библиотек, служебных библиотек, университетских библиотек. Каждая из таких библиотек решает специфические информационные и учебные задачи, что требует соответствующей дифференциации, как это сделано, например, в законодательстве США.

С самого начала авторам проекта изменений в четвертую часть ГК РФ приходилось уточнять, что единообразные правила действуют только в отношении общедоступных библиотек и архивов. Второе уточнение касается того, что библиотеки используют произведения, выпущенные в свет с согласия автора. Архивы имеют в своем составе архивные документы, лишь часть из которых пользуется статусом произведений, выпущенных в свет с согласия автора и не имеющих ограничений по кругу допущенных к ним лиц.

Сближает библиотеки и архивы здесь только отрицательное отношение к получению разрешения у автора или иного правообладателя и невыплата авторского вознаграждения за предоставление во временное безвозмездное пользование оригиналов или экземпляров произведения, правомерно находящегося в гражданском обороте. То есть практически речь идет о разграничении права сдачи произведения в прокат и внаем без гражданско-правовой квалификации указанных действий. О том, что в данном случае используется сдача произведения именно внаем, а не в прокат, свидетельствует указание на отсутствие цели извлечения прибыли.

Электронные копии. Электронные копии произведений, хранящихся в библиотеках, законодатель продолжает рассматривать как своеобразный страховочный экземпляр либо в лучшем случае как инструмент обеспечения доступа к экземплярам произведений, находящихся по тем или иным причинам (ветхости, дороговизны, повышенной культурной и исторической ценности) в зоне риска.

Законодатель по-прежнему делает упор на то, что электронные копии произведений могут предоставляться во временное безвозмездное пользование только в помещении библиотеки (или архива) при условии исключения возможности дальнейшего копирования произведения. Данные правила распространяются также на случаи предоставления указанных произведений в порядке взаимного использования библиотечных ресурсов.

Законодатель разрешает создавать электронные копии произведений, правомерно введенных в гражданский оборот, при одновременном наличии нижеследующих условий:

  • обязательное указание имени автора и источника заимствования. Вопрос о том, как быть с "произведениями-сиротами", автор которых неизвестен, или с вариантами произведений, отличными от тех, что были дозволены к публикации цензурой, остается открытым. То есть функционально цифровая копия остается всего лишь аналогом произведения, существующего в материальной форме;
  • законодатель не разрешает осуществлять сплошную оцифровку библиотечных фондов. К оцифровке допускаются только те произведения, в отношении которых существует угроза сохранности, что ограничивает доступ к ним пользователей. Оцифровка считается правомерной, когда она ведет к появлению единичной цифровой копии произведения, правомерно введенного в гражданский оборот. Целям обеспечения сохранности и доступности для пользователей отвечает оцифровка:

1) ветхих, изношенных, испорченных, дефектных экземпляров произведений;

2) единичных и (или) редких экземпляров произведений, рукописей, выдача которых пользователям может привести к их утрате, порче или уничтожению;

3) экземпляров произведений, записанных на машиночитаемых носителях, для пользования которыми отсутствуют необходимые средства;

4) экземпляров произведений, имеющих исключительно научное и образовательное значение;

5) выполнение функции страховочной копии, позволяющей библиотекам восстанавливать, заменять утраченные или испорченные экземпляры произведения, предоставлять экземпляры произведения другим общедоступным библиотекам или архивам;

  • библиотеки, получающие экземпляры диссертаций в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 1994 г. № 77-ФЗ "Об обязательном экземпляре документов", наделяются правом создавать единичные копии таких диссертаций, в том числе в электронной форме. Данное положение выглядит на сегодняшний день морально устаревшим, так как по правилам ВАК при подаче дела диссертанта в Высшую аттестационную комиссию необходимо представлять работу также и на электронном носителе;
  • в ГК РФ вводится особый режим использования малоразмерных произведений. В практике правового регулирования существует самостоятельный набор норм, применение которых обусловлено размером, например правила эксплуатации и управления малоразмерных судов. Видимо, привязка к размеру применительно к произведениям науки, искусства и образования не вполне удачна, так как квалифицирующим признаком является место первоначального появления произведений – размещение произведения в средствах массовой информации.

Общедоступные библиотеки, а также архивы, доступ к архивным документам которых неограничен, при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора или иного правообладателя и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования создавать в единственном экземпляре и предоставлять копии, в том числе в электронной форме, отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических печатных изданиях, коротких отрывков из иных правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) по запросам граждан для научных и образовательных целей (п. 5 ст. 1275 ГК РФ).

Образовательные организации при условии отсутствия цели извлечения прибыли вправе без согласия автора и без выплаты вознаграждения, но с обязательным указанием имени автора, произведение которого используется, и источника заимствования создавать копии, в том числе в электронной форме, отдельных статей и малообъемных произведений, правомерно опубликованных в сборниках, газетах и других периодических печатных изданиях, коротких отрывков из иных правомерно опубликованных письменных произведений (с иллюстрациями или без иллюстраций) и предоставлять эти копии обучающимся и педагогическим работникам для проведения экзаменов, аудиторных занятий и самостоятельной подготовки в необходимых для этого количествах (п. 6 ст. 1275 ГК РФ).

В соответствии с п. 7 ст. 1275 ГК РФ государственные архивы в рамках своей компетенции вправе создавать единичные копии произведений, размещенных в Интернете, для хранения в архиве с исключением последующего воспроизведения и доведения до всеобщего сведения.

Тем самым вопрос о развитии доступа к произведениям посредством телекоммуникационной сети по-прежнему оказывается за рамками обычных функций публичных библиотек, что лишь повышает актуальность и приоритетность проекта создания Национальной электронной библиотеки.

Пока за цифровыми копиями книг, хранящимися в библиотеках, закрепляется важная, но недостаточная роль страховой копии, позволяющей восполнить утраченные экземпляры книг в библиотеке. Английский законодатель пошел существенно дальше, разрешив предоставлять электронные экземпляры книг наряду с бумажными, но только в помещении библиотек.

5. Потенциальную опасность для публичных библиотек представляет конструкция информационного посредника как физического и (или) юридического лица, привлекаемого к ответственности в случае нарушения прав интеллектуальной собственности в Интернете. Часть четвертая ГК РФ дополнена новой ст. 1253.1 об особенностях ответственности информационного посредника за нарушение интеллектуальных прав в Интернете. В качестве информационного посредника рассматривается лицо, осуществляющее передачу материала в Интернете или предоставляющее возможность размещения материала в этой сети (интернет-провайдер). То есть закон единообразно рассматривает в качестве информационного посредника и пользователя, разместившего произведение в Интернете, и оператора связи, обеспечивающего подключение к Интернету.

С точки зрения юридической логики наделение принципиально разных субъектов одинаковым статусом будущих соответчиков представляется неудачным. Гипотетически это может привести к тому, что в качестве информационного посредника можно было бы привлечь к ответственности энергетическую компанию, если сигнал, содержащий недозволенный контент, доводится до потребителя с использованием сети по доставке электроэнергии.

Так как современные библиотеки используют телекоммуникационный ресурс, они гипотетически могут быть привлечены к ответственности. Между тем в законодательстве ряда стран, в том числе США, библиотеки не могут быть привлечены к ответственности за нарушение прав на произведение в качестве коммуникационных посредников.

Выводы.

1. Складывается впечатление, что изменения, внесенные в часть четвертую ГК РФ в части, касающейся прав библиотек и архивов, не учитывают мировой опыт и повторяют старые подходы, принятые в Европе в начале третьего тысячелетия, которые на сегодняшний день решениями Комиссии Европейского союза признаны неадекватными.

2. Сложившееся положение дел с ограничениями на функционирование научных и публичных библиотек затрудняет доступ к знаниям, что негативно сказывается на развитии современной экономики, основанной на знаниях, и мешает модернизации России.

Далее – § 2. Опыт США

  • Ярослав, г. Калуга

    Ярослав, г. Калуга

    Мне сроки одна фирма затянула, курсовую уже неделю назад должны были сделать. Заказал у Вас. Спасибо Вам за помощь и понимание. Я Ваш клиент навеки!
  • Дарья, г. Омск

    Дарья, г. Омск

    Вы меня еще ни разу не разочаровали. 3 реферата и 2 курсовых работы сдала на «отлично». Теперь мой девиз – «Цена соответствует качеству».
  • Андрей, г. Липецк

    Андрей, г. Липецк

    У меня уже был горький опыт заказа курсовых и контрольных через Интернет. Повелся за дешевизной, в итоге было стыдно показывать. Буду заказывать теперь только у вас!
  • Мария, г. Москва

    Мария, г. Москва

    Спасибо большое! Заказывала реферат. Сделали вовремя. Реферат понравился и мне и преподавателю. Оригинальность реферата 80%! Получила 5 ...
  • Антон, г. Брянск

    Антон, г. Брянск

    Уже второй раз заказываю контрольную и снова результат превосходит ожидания!!! Пеподаватель доволен, а мне 5!!! Советую всем!!! Лучше, вряд ли, найдете!!!
  • Сергей, г. Воронеж

    Сергей, г. Воронеж

    Являюсь постоянным клиентом. Все работы заказываю только у вас. Радует качество, а также скидки. Рекомендовал сайт одногруппникам. Все довольны ...
  • Наталья, г. Казань

    Наталья, г. Казань

    Учусь заочно и работаю, поэтому мало времени на подготовку к сессии. Заказывала у вас курсовые, рефераты, контрольные. За работы получала только «4» и «5» ...
  • Константин, г. Тюмень

    Константин, г. Тюмень

    Решил самостоятельно написать дипломную работу – не получилось. Преподаватель раскритиковал. Переписывать времени не было. Благодаря вашему автору успел ...
  • Анастасия, г. Москва

    Анастасия, г. Москва

    Всем рекомендую вашу компанию. Сотрудники компетентны и вежливы. Заказывала дипломную по ВЭД. Сдала и защитилась без проблем. Спасибо за отличную работу!
  • Жанна, г. Кострома

    Жанна, г. Кострома

    У меня очень строгий преподаватель, любит придираться к мелочам, ему очень трудно угодить. Но ваш автор справился с поставленной задачей ...
  • Юлия О., г. Вологда

    Юлия О., г. Вологда

    Спасибо за профессионально выполненную работу! Дипломную работу защитила на «5». Материал был действительно оригинальным, все расчеты приведены ...
  • Елизавета, г. Москва

    Елизавета, г. Москва

    Поздно заказала дипломную, времени на выполнение была мало. Поразило то, что справились. Это просто фантастика!!! Молодцы, так держать!
  • Тимофей, г. Москва

    Тимофей, г. Москва

    Вы спасли меня от отчисления с последнего курса. Висел в должниках из-за курсовых работ. Ваши авторы успели написать 3 курсовых за 3 дня. Безмерно вам благодарен! ...
  • Юлия, г. Москва

    Юлия, г. Москва

    Обращаюсь в вашу компанию уже не первый год. Курсовые сдаю на «хорошо» и «отлично». Работы всегда выполняются точно в срок, доработки делаются бесплатно ...
  • Олег, г. Новосибирск

    Олег, г. Новосибирск

    Выражаю благодарность вашим авторам! Заказывал контрольные по высшей математике. Все расчеты верны. Теперь буду обращаться только к вам!
  • Дмитрий, г. Белгород

    Дмитрий, г. Белгород

    На написание дипломной работы оставалось 3 дня. Вы меня спасли! Я не верил, что справитесь за такой срок. Я вам очень благодарен! Удачи вам и процветания!!!
  • Екатерина, г. Томск

    Екатерина, г. Томск

    Хочу сказать спасибо за качественно выполненную работу! Замечания были минимальные. На защите получила «5». Буду советовать ваш сайт.
  • Михаил, г. Тула

    Михаил, г. Тула

    Меня здорово подвели: сроки просрочили, выполнили плохо. Пришлось срочно обращаться к вам по совету друга. Не верил, что справитесь. Буду обращаться только к Вам!
  • Александр, г. Орел

    Александр, г. Орел

    Понравилось оформление сайта, решил попробовать заказать курсовую. Выполнили, как и обещали, вовремя. Мне еще учиться 3 года. Заказываю буду только здесь.
  • Алина, г. Клин

    Алина, г. Клин

    Вопреки скептицизму моих домашних, Вы точно уложились в сроки. Вы были правы, буду не раз ещё с Вами сотрудничать. Большое спасибо за курсовую!
  • Ольга, г. Самара

    Ольга, г. Самара

    Курсовую, которую сама написала, не приняли. Решила обратиться к вам. Сделали быстро, вредный препод курсовик принял! Я очень рада!!!
  • Анна, г. Ростов

    Анна, г. Ростов

    В 2 ночи вспомнила, что сегодня сдавать реферат. Обратилась к вам. Реферат сделали точно к сроку. Сдала на «отлично». Спасибо! Буду к вам обращаться!